Дополнительная общеразвивающая программа "Чтение с увлечением"
Данная программа ориентирована на детей 8-10 лет, 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа реализуется в течение 1 года. Форма обучения – занятие групповое. Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, рассказ, практическая работа. Занятия проводятся в учебном кабинете в режиме: 1 час в неделю.Методы обучения: Ведущим методом является чтение: - чтение вслух; - рассказывание; - беседа; - метод устного изложения; - метод закрепления изучаемого материала; - метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Чтение с увлечением" дополнительное образование | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2053»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по воспитанию и социализации Винокурова О.А. Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чтение с увлечением»
Направленность: _Социально-гуманитарное
Уровень программы: _____НОО____________
Возраст учащихся: __8 – 10 лет_______________
Срок реализации: ____Один год____________
Автор-составитель:
__Вахлакова Т.Ф.__,
педагог дополнительного образования
Москва, 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Департамента образования города Москвы №922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году (в редакции от 07.08.2015г. №1308, от 08.09.2015 г.№ 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. №30, от 21.12.2018г.№482);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».
Направленность, образовательная область и предмет изучения
Дополнительная общеобразовательная программа «Чтение с увлечением» относится к социально-педагогическому направлению деятельности, является общеразвивающей.
Предметом изучения являются навыки учебной деятельности у детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно – нравственных качеств человека: формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений об историческом прошлом нашей Родины. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.
Новизна программы состоит в том, что данный курс «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» способствует формированию читательской компетентности обучающихся, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий расширит знания об истории нашего Отечества.
Основными целями изучения интегрированного курса являются:
- формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями поступков персонажей освоение идеи произведения;
- формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и окружающего мира;
- создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся;
Программа определяет ряд задач:
- совершенствовать навыки чтения обучающихся;
- развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
- знакомить учащихся с детской книгой, как явлением культуры;
- вырабатывать привычку к осознанному чтению;
- способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
- развивать устную и письменную речь младших школьников;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Возраст детей, продолжительность реализации программы:
Данная программа ориентирована на детей 8-10 лет, 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Программа реализуется в течение 1 года.
Формы и режим занятий
Форма обучения – занятие групповое.
Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, рассказ, практическая работа.
Занятия проводятся в учебном кабинете в режиме: 1 час в неделю.
Методы обучения:
Ведущим методом является чтение:
- чтение вслух;
- рассказывание;
- беседа;
- метод устного изложения;
- метод закрепления изучаемого материала;
- метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала;
Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чтение с увлечением»:
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на историческое прошлое России;
• воспитание нравственно-патриотических качеств, ценностей личности на основе опыта чтения произведений для детей;
• формирование нравственных качеств и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
• восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
Познавательные универсальные учебные действия:
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения исторического характера;
• осознание значимости чтения для личного развития; уважение к истории своей Родины, гордость за свой народ, ответственность за судьбу Родины, верность Родине; формирование потребности в систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
• активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или не-большого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
• понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением»
обучающиеся получат возможность:
- закрепить умение работать с книгой;
- закрепить умение работать с текстом;
- проявить интерес к книге;
- расширить читательский кругозор
- заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
обучающиеся закрепят умение:
- называть автора произведения;
- записывать название произведения;
- называть героев произведения;
- составлять вопросы по содержанию рассказа;
- называть исторические события и их даты;
- понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
- формулировать письменные ответы на вопросы;
- восстанавливать сюжетную линию произведения;
- выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
- соотносить рисунок с отрывком из текста;
- отвечать на вопросы теста;
- собирать из слов предложения;
- записывать значения слов и выражений;
- подбирать свои заголовки к рассказам;
- восстанавливать отрывки из рассказов;
- определять смысл пословиц
- давать характеристику герою;
- анализировать поступки герое рассказов;
- определять главную мысль произведения;
- описывать героя, используя слова для справок;
- соотносить характер героя с пословицами;
- разгадывать кроссворды;
- разгадывать анаграммы;
- составлять из слов пословицы и выражения.
В качестве воспитательного результата выступает непосредственное приобретение ребёнком духовно-патриотических качеств личности при чтении и анализе произведения на исторические темы.
Содержание программы
№ | Наименование тем | Всего часов |
1. | Государственные символы России. | 1 ч |
2. | Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков. | 10 ч |
3. | Рассказы об исторических событиях ХХ века. | 22 ч |
4. | Итоговое занятие. | 1 ч |
Итого | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Чтение с увлечением»
№№ | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов |
1. | Наша Родина – Россия. Государственные символы России. | Знакомиться с государственными символами России: гербом, гимном, флагом и историей их возникновения; знакомиться с авторами, которые писали на патриотические темы; выяснять смысл пословиц; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о том, что такое патриотизм, уважение к своей Родине; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков (10 ч ) | |||
2. | О.Тихомиров «Александр Невский» | Знакомиться с краткой биографией Олега Тихомирова; кратко знакомиться с биографией Александра Невского; называть даты Невской битвы и Ледового побоища; рассуждать о мужестве полководца, о значении Невской битвы и Ледового побоища; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказов; записывать своё отношение к главному герою произведения; знакомиться с орденом Александра Невского; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
3. | Г. Шторм «На поле Куликовом» | Знакомиться с краткой биографией Георгия Шторма; называть дату Куликовской битвы; давать характеристику герою, пользуясь пословицами; рассуждать о значении Куликовской битвы; знакомиться с орденом Дмитрия Донского; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
4. | К. Кочегаров «Минин и Пожарский» | Знакомиться с героями рассказов: Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским; давать характеристику героям; называть примерную дату формирования Народного ополчения; отвечать на вопросы по содержанию текста; выяснять значение слов; объяснять смысл пословиц; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о героизме русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
5. | С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе» | Знакомиться с краткой биографией Сергея Алексеева; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть дату исторического события; записывать имена героев рассказов; отвечать на вопросы теста; соединять отрывки из текста с соответствующими рисунками; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
6. | С. Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени» | Называть дату битвы на Нарве; записывать своё отношение к главному герою произведения; знакомиться с орденом Петра Великого; рассуждать о роли Петра Первого в истории России; составлять вопрос по содержанию рассказа; давать названия рассказам; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
7. | А.Митяев «Сражение при Гангуте» | Знакомиться с краткой биографией Анатолия Васильевича Митяева; знакомиться с героями рассказов: Петром I и Фёдором Матвеевичем Апраксиным; давать характеристику героям; называть дату Гангутского сражения; восстанавливать отрывок из текста; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о героизме великих флотоводцев; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
8. | А. Митяев «Адмирал Ушаков» | Знакомиться с героем рассказа - Фёдором Фёдоровичем Ушаковым; давать характеристику герою; называть даты начала и окончания Русско-турецкой войны; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; знакомиться с парусными кораблями; рассуждать о героизме великого флотоводца; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
9. | С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах» | Знакомиться с героем рассказа - Александром Васильевичем Суворовым; называть качества, которыми должен обладать солдат; объяснять значение выражения «бог войны»; продолжать высказывания Суворова; знакомиться с орденом Суворова; называть дату взятия Измаила; рассуждать о военном таланте полководца; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
10. | С. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года» | Называть качества, которыми обладал М.И. Кутузов; давать характеристику главному герою рассказов; называть дату Бородинского сражения; знакомиться с орденом Кутузова; рассуждать о роли Кутузова в Отечественной войне 1812 года; определять смысл пословиц того времени; давать названия рассказам; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
11. | А, Митяев «Адмирал Нахимов» | Знакомиться с героем рассказа — Павлом Степановичем Нахимовым; давать характеристику герою; называть дату Обороны Севастополя (Х1Хвек); восстанавливать отрывок из текста; выяснять значение пословиц; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о героизме великого флотоводца; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
Рассказы об исторических событиях ХХ века ( 22 ч ) | |||
12. | С. Алексеев «Брестская крепость» | Знакомиться с героями рассказа - защитниками Брестской крепости; давать характеристику героям; называть дату обороны Брестской крепости; называть, качества, которыми обладали защитники Брестской крепости; рассуждать о мужестве защитников крепости; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; выбирать пословицы, которые раскрывают смысл рассказа; выполнять | 1 час |
13. | С. Алексеев «Они защищали Москву» | Знакомиться с героями рассказа - защитниками Москвы; давать характеристику героям; называть дату обороны Москвы; знакомиться с медалью «За оборону Москвы»; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; записывать ответ на вопрос; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; определять название рассказа по рисунку и придумывать новый заголовок к рассказу; оценивать свою работу на занятии | 1 час |
14. | А. Цессарский «Операция «Мост» | Знакомиться с краткой биографией А. Цессарского; знакомиться с героями рассказа; давать характеристику героям; знакомиться с медалью «Партизану Отечественной войны»; рассуждать о значении партизан в годы войны; составлять вопрос по содержанию книги; давать ответ на вопрос; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
15. | Ю. Стрехнин «Крепость черноморцев» | Знакомиться с краткой биографией Ю. Стрехнина; знакомиться с героями рассказа - защитниками Севастополя; давать характеристику героям; называть дату обороны Севастополя; знакомиться с медалью «За оборону Севастополя»; рассуждать о мужестве защитников крепости; отвечать на вопросы теста; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
16. | Ю. Стрехнин «Город отважных» | Знакомиться с героями рассказа - защитниками Одессы; давать характеристику героям; называть дату начала и окончания обороны Одессы; знакомиться с медалью «За оборону Одессы»; восстанавливать отрывок из текста; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; устанавливать соответствие; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
17. | В. Богомолов «За оборону Сталинграда» | Знакомиться с краткой биографией В. Богомолова; знакомиться с героями рассказа - защитниками Сталинграда; давать характеристику героям; называть дату обороны Сталинграда; знакомиться с медалью «За оборону Сталинграда»; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; соединять отрывки из произведений с рисунками; составлять вопрос по тексту; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
18. | А. Насибов «За оборону Кавказа» | Знакомиться с краткой биографией А. Насибова; знакомиться с героями рассказа - защитниками Кавказа; давать характеристику героям; называть годы начала и окончания обороны Кавказа; знакомиться с медалью «За оборону Кавказа»; устанавливать соответствия; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
19. | М. Лободин «За оборону Ленинграда» | Знакомиться с краткой биографией М. Лободина; знакомиться с героями рассказа - защитниками Ленинграда; давать характеристику героям; называть дату начала и окончания обороны Ленинграда; знакомиться с медалью «За оборону Ленинграда»; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; соединять отрывки из произведений с рисунками; составлять из слов строку из стихотворения; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
20. | А. Митяев «В холодном море» | Знакомиться с героями рассказа - моряками Заполярья; давать характеристику героям - морякам- подводникам; называть годы начала и окончания обороны Советского Заполярья; знакомиться с медалью «За оборону Советского Заполярья»; знакомиться с гвардейской лентой; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
21. | Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник» | Знакомиться с краткой биографией Евгения Воробьёва; знакомиться с медалью «За отвагу»; знакомиться с героями книги; давать характеристику герою рассказа; выполнять задание на соответствие; отвечать на вопросы теста; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
22. | А. Шишов «Лесная девочка» | Знакомиться с краткой биографией Александра Шишова; знакомиться с героями рассказа: дедом и внучкой; давать характеристику героям; находить в тексте предложения к соответствующим рисункам; находить верные ответы из предложенных; письменно формулировать своё отношение к главной героине; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о нелёгкой судьбе детей во время Великой Отечественной войны; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
23. | В. Воскобойников «В городе на Каме» | Знакомиться с краткой биографией Валерия Воскобойникова; знакомиться с героями рассказа - тружениками ты-ла; знакомиться с медалью «За доблестный труд в Вели-кой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; давать характеристику героям; находить в тексте предложения к соответствующим рисункам; отвечать на вопросы по со-держанию рассказа; выяснять значение слов и выражений; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
24. | А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды» | Знакомиться с героями рассказа и давать им характеристику; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; составлять вопросы к рассказу; формулировать письменный ответ на поставленный вопрос; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о нелёгких буднях солдат во время Великой Отечественной войны; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
25. | Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича» | Знакомиться с краткой биографией Л.А. Кассиля; знакомиться с героями рассказа - отрядом мальчишек, занимающихся переправой; давать характеристику героям; находить верные ответы из предложенных; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выяснять значение слов и выражений; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о нелёгкой судьбе детей во время Великой Отечественной войны; оценивать свою работу на занятии | 1 час |
26. | С. Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка» | Знакомиться с краткой биографией С.Н. Сергеева-Ценского; знакомиться с героиней рассказа - санитаркой Зиной; составлять описание героини; давать характеристику героине; устанавливать соответствия; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выяснять значение слов и выражений; | 1 час |
27. | Б. Лавренёв «Разведчик Вихров» | Знакомиться с краткой биографией Бориса Лавренёва; знакомиться с героем рассказа - разведчиком Колей Вихровым; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; записывать имена героев рассказа; рассуждать о роли детей в годы войны; записывать ответы на вопросы; соединять отрывки из текста с соответствующими рисунками; рассуждать о нелёгкой судьбе детей во время Великой Отечественной войны; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
28. | Е. Воробьёв «Последние выстрелы» | Знакомиться с героями рассказа — освободителями Кенигсберга; давать характеристику героям; называть дату взятия Кёнигсберга; знакомиться с медалью «За взятие Кёнигсберга»; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; отвечать на вопрос по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
29. | В. Даненбург «Весенняя музыка Вены» | Знакомиться с краткой биографией В.И. Даненбурга; знакомиться с героями рассказа - освободителями Вены; давать характеристику героям; называть дату взятия Вены; знакомиться с медалью «За взятие Вены»; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выполнять задание тестового характера; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
30. | В. Даненбурн «Чтоб всегда будет солнце» | Знакомиться с героями рассказа - освободителями Будапешта; давать характеристику героям; называть дату взятия Будапешта; знакомиться с медалью «За взятие Будапешта»; выяснять значение слов; выполнять задание на установление соответствий; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выполнять задание тестового характера; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
31. | С. Алексеев «Последний штурм» | Знакомиться с героями рассказа; давать характеристику героям; называть дату взятия Берлина; знакомиться с медалью «За взятие Берлина»; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; отвечать на вопросы по содержанию книги; соединять части предложений; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на занятии. | 1 час |
32. | Д. Дажин «За освобождение Праги» | Знакомиться с краткой биографией Д.П. Дажина; знакомиться с героями рассказа - освободителями Праги; давать характеристику героям; называть дату освобождения Праги; знакомиться с медалью «За освобождение Праги»; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; восстанавливать текст; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа; оценивать свою работу на уроке. | 1 час |
33. | Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине» | Знакомиться с краткой биографией Ю.М. Нагибина; знакомиться со страницами биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина; давать характеристику герою; называть его качества личности; восстанавливать предложения; выяснять значение слов; работать со словами для справок; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о подвиге великого космонавта; оценивать свою работу на уроке. | 1 час |
34. | Итоговое занятие | Вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы теста; вписывать названия и авторов произведений на обложку книг; записывать даты и названия исторических событий на ленте времени; называть авторов и на-звания рассказов; подписывать названия орденов; соединять названия медалей с их изображением; определять, какие нравственно-патриотические качества чело-века формируют рассказы, прочитанные в курсе «Живые страницы истории»; выполнять задание занимательного характера. | 1 час |
Методическое обеспечение темы:
- Антошин М.К.. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2021.
- Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории, 4 класс. Развивающие задания для школьников – М.: Планета, 2018.
- Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2018.
- 3.Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2010
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012
Список литературы для педагога:
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 2010.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 2010.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия,
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2014
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 2018
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2014
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Список литературы для родителей и детей:
1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2020
2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2011
9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001
10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
14. Народные русские сказки. /Сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Худож. Лит., 1991
15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
16. Токмакова И.П. Аля Кляксич и буква А .-М.: Дет лит ,1974
17. Петухова Т.Л. Доброе слово.-Ярославль:Верхнее-Волжское,1990
18. Петухова Т.Л. Лохматый подарок.-Вологда:Северо-Западное,2005
19. Аким Я.Л. Весело мне. - М.: Советская Россия, 1992
20. Николаева Л.А. Учись быть читателем: о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.
Информационное обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Интернет – ресурсы)
Официальные ресурсы в сфере образования:
- Министерство образования и науки России http://www.mon.gov.ru
- Министерство образования Сахалинской областиhttp://obrazovanie.admsakhalin.ru
Образовательные порталы:
- Российский образовательный портал http://www.school. еdu. ru
- Всероссийский интернет – педсовет http:// pedsovet. orq
- Портал творческих учителей http:// www. It- n. ru, /
Информационно – правовые порталы:
- Информационно – правовой портал http:// www. Garant. ru /hotlaw/ sahalin/
Российский общеобразовательный портал http:// zakon. Edu. Ru
Наглядные пособия, учебные пособия и др. | |
- Портреты детских поэтов и писателей. - Детские книги для чтения. - Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор) - Аудиозаписи и видеозаписи детских произведений. |