Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Читайка"

Вахлакова Татьяна Федоровна

Данная программа ориентирована на детей 6,5-9 лет,  36 часов из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа реализуется в течение 1 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2053»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по воспитанию и социализации
ГБОУ «Школа № 2053»

Винокурова О.А.

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Читайка»

Направленность: _Социально-гуманитарное

Уровень программы: _____НОО____________

     Возраст учащихся: __6,5 – 9 лет_______________

Срок реализации: ____Один год____________

 

Автор-составитель:

__Вахлакова Т.Ф.__,

Педагог-библиотекарь

 

Москва, 2024

                                                 

Пояснительная записка



                                                                     «Книга – это окошко, через которое дети    

                                                                    видят и понимают мир и самих себя»
                                                                                                   В.А.Сухомлинский

         Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка, помогает успешно осваивать другие предметы начальной школы. Поэтому важно с самого раннего возраста прививать у ребёнка интерес к хорошей, познавательной литературе. Учить ребёнка понимать прочитанное и прослушанное произведение, осознанно выбирать книгу, формировать духовную потребность в книге как средстве познания мира и самопознания.
        С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя приоритетное значение имеет формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведения. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической  направленности «Читайка» составлена на основе нормативных документов:

- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Департамента образования города Москвы №922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году (в редакции от 07.08.2015г. №1308, от 08.09.2015 г.№ 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. №30, от 21.12.2018г.№482);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».

Направленность, образовательная область и предмет изучения

                Дополнительная общеобразовательная программа «Читайка» относится к социально-педагогическому направлению деятельности, является общеразвивающей.

               Предметом изучения являются навыки учебной деятельности  у детей в возрасте от 6,5 до 9 лет.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

                Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

                 В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.   Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

                 Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

                Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

               Для решения данной проблемы создана программа для обучающихся 1 классов «Читайка» в рамках дополнительного образования по ФГОС.

       Цель: Воспитание интереса к чтению и книге; формирование представления о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Основные задачи:

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

• формировать интерес к литературному чтению,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

                                 

Возраст детей, продолжительность реализации программы:

        Данная программа ориентирована на детей 6,5-9 лет,  36 часов из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

        Программа реализуется в течение 1 года.

Формы и режим занятий

        Форма обучения – занятие групповое.

Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, рассказ, практическая работа.

Занятия проводятся в учебном кабинете в режиме: 1 час в неделю.

Методы обучения:

         Ведущим методом является чтение:

- рассматривание книг;

-  чтение вслух;

-  рассказывание;

-  инсценирование;

-  беседа;

- метод устного изложения;

- метод закрепления изучаемого материала;

- метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала;

Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Читайка»:

Личностные результаты:

У детей будут сформированы:

Дети получат возможность для формирования:

Внутренняя позиция школьника

           Внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного отношения к ДДТ, ориентации на содержательные моменты, происходящие в коллективе и принятия образца «хорошего ученика»

            Внутренней позиции ребёнка на уровне положительного отношения к коллективу, понимания необходимости получения знаний, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

Метапредметные

 Познавательные универсальные действия:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение работать с книгой

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление).

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки.

Умение работать с пословицами и поговорками

Чтение пословиц и поговорок; Чтение скороговорок Чтение считалок. Чтение четверостиший.

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.

Работа со сказкой

Сказки о взаимоотношениях людей, о добре и зле, правильное чтение. Понимание содержания сказки, драматизация. Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль.

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам

Работа с литературным произведением

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации. Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения Придумывание этюдов и разыгрывание.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

                                     Проба пера. Составление загадок и сказок

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

                                            Работа по сюжетным картинкам.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

Уметь составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

Содержание программы

Название раздела, темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Вводное занятие

1 ч

Сказки о животных

18 ч

18ч

Литературная игра викторина по прочитанным произведениям

1 ч

Бытовые сказки

3 ч

3 ч

Волшебные сказки

11 ч

11 ч

Итоговое занятие

1 ч

ИТОГО:

36 часа

Тематическое планирование занятий

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

  1. 1.

Вводное занятие.

Страна « Читалочка».

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «Где находится страна «Читалочка»? Обсуждение планов, знакомство

Как расставлены книги в библиотеке, загадки по любимым произведениям

2

Сказки о животных

Русская народная сказка «Колобок»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Теремок»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Рукавичка» 

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Слушание, сравнение сюжетов, иллюстрирование, лепка героев, просмотр м/ф

1

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета

1

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

Слушание, выборочный пересказ, иллюстрирование, озвучивание героев

1

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Три медведя»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Русская народная сказка «Лиса и волк»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Жихарка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Медведь и лиса»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра

1

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию; определение развития сюжетной линии, особенности поведения героев.

1

Литературная игра викторина по прочитанным произведениям

Командная игра на знание прочитанных произведений

1

Бытовые сказки

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Морозко»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Пастушья дудочка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Волшебные сказки

Русская народная сказка «Репка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Петушок и жерновцы»

Слушание, беседа по вопросам, аппликация

1

Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума»

Слушание, чтение и заучивание скороговорки про кошку, лепка кошки из пластилина

1

Русская народная сказка «Несмеяна - царевна»

Слушание, чтение, ответы на вопросы по текстам, отгадывание кроссворда по произведениям

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Герои художественных произведений в рисунке.

1

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Самое дорогое»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Белая уточка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

1

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Определение темы текста. Прогнозирование содержания. Понимание заглавия произведения. Умение отвечать на вопросы. Характеристика героя произведения по предложенному плану.

Открытое мероприятие. Утренник «В гостях у сказки». Командная игра

Викторина по сказкам, загадки о явлениях природы, ребусы, все о животных, пантомимы, сценки

1

Итого:

36

Методическое обеспечение темы:

1. Антошин М.К.. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2021.

2. Чтение с увлечением. 1 класс. Развивающие задания для школьников/ М.В.Буряк, Е.Н.Карышева. – М.: Планета, 2021

3.Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007

4. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

5. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

6. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2010

7. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012

Список литературы для педагога:

1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 2010.

2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 2010.

3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия,

4.Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.», «Рандеву АМ», 2000.

5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2014

6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 2018

7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007

9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

10. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2014

12. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Список литературы для родителей и детей:

1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2020

2. Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

6. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2011

9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001

10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

14. Народные русские сказки. /Сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Худож. Лит., 1991

15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998

16. Токмакова И.П. Аля Кляксич и буква А .-М.: Дет лит ,1974

17. Петухова Т.Л. Доброе слово.-Ярославль:Верхнее-Волжское,1990

18. Петухова Т.Л. Лохматый подарок.-Вологда:Северо-Западное,2005

19. Аким Я.Л. Весело мне. - М.: Советская Россия, 1992

20. Николаева Л.А. Учись быть читателем: о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.

          

Информационное обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Интернет – ресурсы)

Официальные ресурсы в сфере образования:

- Министерство образования и науки России http://www.mon.gov.ru

- Министерство образования Сахалинской областиhttp://obrazovanie.admsakhalin.ru

Образовательные порталы:

- Российский образовательный портал http://www.school. еdu. ru

- Всероссийский интернет – педсовет http:// pedsovet. orq

- Портал творческих учителей http:// www. It- n. ru, /

Информационно – правовые порталы:

- Информационно – правовой портал http:// www. Garant. ru /hotlaw/ sahalin/

Российский общеобразовательный портал http:// zakon. Edu. Ru

Наглядные пособия, учебные пособия и др.

- Портреты детских поэтов и писателей.

- Детские книги для  чтения.

- Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер,   медиапроектор,  DVD-проектор)

-  Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.