Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Читайка"
Данная программа ориентирована на детей 6,5-9 лет, 36 часов из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа реализуется в течение 1 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Читайка" дополнительное образование | 46.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2053»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читайка» Направленность: _Социально-гуманитарное Уровень программы: _____НОО____________ Возраст учащихся: __6,5 – 9 лет_______________ Срок реализации: ____Один год____________
Автор-составитель: __Вахлакова Т.Ф.__, Педагог-библиотекарь
Москва, 2024
Пояснительная записка
видят и понимают мир и самих себя» Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка, помогает успешно осваивать другие предметы начальной школы. Поэтому важно с самого раннего возраста прививать у ребёнка интерес к хорошей, познавательной литературе. Учить ребёнка понимать прочитанное и прослушанное произведение, осознанно выбирать книгу, формировать духовную потребность в книге как средстве познания мира и самопознания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читайка» составлена на основе нормативных документов: - Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Департамента образования города Москвы №922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году (в редакции от 07.08.2015г. №1308, от 08.09.2015 г.№ 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. №30, от 21.12.2018г.№482); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ». Направленность, образовательная область и предмет изучения Дополнительная общеобразовательная программа «Читайка» относится к социально-педагогическому направлению деятельности, является общеразвивающей. Предметом изучения являются навыки учебной деятельности у детей в возрасте от 6,5 до 9 лет. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа для обучающихся 1 классов «Читайка» в рамках дополнительного образования по ФГОС. Цель: Воспитание интереса к чтению и книге; формирование представления о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников. Основные задачи: • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений • формировать интерес к литературному чтению, • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух; • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Возраст детей, продолжительность реализации программы: Данная программа ориентирована на детей 6,5-9 лет, 36 часов из расчёта 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 1 час. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеклассной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий Форма обучения – занятие групповое. Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, рассказ, практическая работа. Занятия проводятся в учебном кабинете в режиме: 1 час в неделю. Методы обучения: Ведущим методом является чтение: - рассматривание книг; - чтение вслух; - рассказывание; - инсценирование; - беседа; - метод устного изложения; - метод закрепления изучаемого материала; - метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала; Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Читайка»: Личностные результаты:
Метапредметные Познавательные универсальные действия:
Содержание программы
Тематическое планирование занятий
Методическое обеспечение темы: 1. Антошин М.К.. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2021. 2. Чтение с увлечением. 1 класс. Развивающие задания для школьников/ М.В.Буряк, Е.Н.Карышева. – М.: Планета, 2021 3.Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007 4. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007 5. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006 6. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2010 7. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012 Список литературы для педагога: 1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 2010. 2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 2010. 3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия, 4.Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.», «Рандеву АМ», 2000. 5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2014 6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 2018 7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006 8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 2007 9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007 10. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006 11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 2014 12. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006 Список литературы для родителей и детей: 1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2020 2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004. 3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004 4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001 5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003 6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002 8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2011 9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001 10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002 11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003 12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002 13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984 14. Народные русские сказки. /Сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Худож. Лит., 1991 15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998 16. Токмакова И.П. Аля Кляксич и буква А .-М.: Дет лит ,1974 17. Петухова Т.Л. Доброе слово.-Ярославль:Верхнее-Волжское,1990 18. Петухова Т.Л. Лохматый подарок.-Вологда:Северо-Западное,2005 19. Аким Я.Л. Весело мне. - М.: Советская Россия, 1992 20. Николаева Л.А. Учись быть читателем: о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.
Информационное обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Интернет – ресурсы) Официальные ресурсы в сфере образования: - Министерство образования и науки России http://www.mon.gov.ru - Министерство образования Сахалинской областиhttp://obrazovanie.admsakhalin.ru Образовательные порталы: - Российский образовательный портал http://www.school. еdu. ru - Всероссийский интернет – педсовет http:// pedsovet. orq - Портал творческих учителей http:// www. It- n. ru, / Информационно – правовые порталы: - Информационно – правовой портал http:// www. Garant. ru /hotlaw/ sahalin/ Российский общеобразовательный портал http:// zakon. Edu. Ru
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||