РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Устинова Наталия Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием софт-скилс педагогов при осуществлении профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика

УДК 371

Старший методист  

МКУ «Информационно - методический центр» р.п. Сосновское

 Нижегородской области

Устинова Наталия  Валентиновна

Доктор педагогических наук, доцент

Шобонов Николай Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" ( г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ  МЯГКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ  СРЕДСТВАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА

     

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием soft-skills  педагогов   при осуществлении профессиональной деятельности. В статье перечислены основные характеристики мягких навыков.    Показана необходимость  развития soft skills  как важнейших навыков педагогов в современных условиях.  В статье представлен опыт развития «мягких навыков» педагогических работников средствами муниципального проекта «Перечитывая классику». Авторы отмечают социальные эффекты реализации  образовательно - методического проекта. 

Ключевые слова: мягкие навыки; проект; развитие; педагогическая деятельность.  

Введение. В условиях  непрерывно изменяющейся реальности, стремительного развития технологий, в том числе информационно - коммуникативных, необходимым фактором успешности любого человека, не зависимо от сферы его профессиональной деятельности,  является формирование «мягких навыков» (soft skills).  В XXI веке залогом профессионального успеха в системе образования является владение «мягкими навыками», постоянное совершенствование  soft skills педагогическими работниками.

     В условиях проектирования и реализации психологически комфортной и безопасной образовательной среды  все более усложняются задачи, стоящие перед образовательной организацией. Без организации социального партнерства, диалогового взаимодействия между участниками образовательных отношений, стейкхолдерами, умения работать в команде, проявляя лидерские качества, практически невозможно успешно решать профессиональные педагогические задачи, стоящие перед отечественной системой образования и  педагогическим сообществом [1].

   Изложение основного материала статьи.  Термин   soft-skills в  переводе с английского означает мягкие или гибкие навыки, а само понятие можно охарактеризовать как личные качества, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, быть успешным и целеустремленным.

      В современной образовательной практике существуют разные трактовки термина soft-skills. Большинство ученых придерживаются определения, которое дал  доктор педагогических наук, профессор,  представитель петербургской научной школы О.Е. Лебедев, который выделил «4 К» soft  skills: коммуникация, коллаборация ( сотрудничество), критическое мышление, креативность.

      Коммуникативность, как умение общаться, доносить свою мысль, убеждать,  слышать собеседника, договариваться  -  одно из важнейших качеств педагога. Успешное межличностное общение – это основа всех «мягких навыков». Критическое мышление понимается нами как способность анализировать информацию, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы и проч. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления способствует продуктивности педагогической деятельности.  Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения.      Командная работа (координация) – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач [5].

Данные навыки необходимо развивать каждому специалисту профессионалу, а  для педагогической деятельности владение soft  skills  приобретает особое значение. Для педагогов  социально-личностные качества являются в то же время  и    необходимыми  профессиональными умениями. Например, необходимые в любой сфере жизнедеятельности коммуникативные способности человека, понимание закономерностей общения с различными категориями людей, в педагогике становятся основополагающими.

Педагогам  важно проявлять интерес  к  новым  открытиями в педагогике, постоянно совершенствоваться, обучаться,  диссеминировать успешный профессиональный опыт. Диапазон возможностей овладения множеством различных компетенций у современного педагога достаточно широк. Это и  самообучение, и обучение на опыте коллег (нетворкинг), обладающих высоким уровнем развития той или иной компетенции,  и использование специальных упражнений, тренингов, помогающих развить необходимые компетенции. Участие  в деловых и командных играх, разработке и реализации творческих проектов помогает развивать не только коммуникативные навыки, но и креативность, критическое мышление и  готовность к командообразованию.

      Отечественная педагогическая наука и образовательная практика накопили огромный опыт развития мягких навыков у педагогов. Проблема развития мягких навыков была актуальна и в предшествующие годы. Об этом свидетельствуют работы  таких выдающихся российских педагогов, как  А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые особое внимание в своей педагогической практике  уделяли роли  учителя в образовательном процессе, придавая  особое значение его   личностным  качествам [3].

   Ряд отечественных ученых, занимающихся проблемами профессионального развития педагогов,  в своих работах  устанавливают связь термина «мягкие навыка» с аналогичными, близкими понятиями, которые традиционно употреблялись в нашей педагогической науке, например, с понятиями «деятельностно - важные качества профессионала», «метапрофессиональные задачи» педагога, универсальные и общепрофессиональные компетенции и др.[4].

      Наиболее ярким примером педагогической практики развития мягких навыков можно назвать общественно - профессиональное движение учителей новаторов в 80-е годы прошлого века. Педагоги- новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, С.Н. Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др. выступали за обновление образования, провозглашая идеи педагогики сотрудничества,  считали необходимыми условиями успешной педагогической деятельности  развитие мягких навыков. Для  успеха педагогической деятельности, полагали учителя - новаторы, важно сочетание  профессиональных качеств учителя  с мягкими навыками, умение учителя  активно взаимодействовать  с родителями, вести диалог со всеми участниками образовательных отношений, развитие коллективистских начал, детского самоуправления [2].

 На этапе непрерывного повышения профессионального мастерства значимую роль в развитии «мягких навыков» играет система внутрикорпоративного обучения.  Стимулом для развития «мягких навыков» учителей Сосновского муниципального округа Нижегородской области  стала реализация муниципального проекта «Перечитывая классиков», инициатором и главным вдохновителем и организатором которого стала Устинова Н.В., старший методист  МКУ «Информационно - методический центр», а  участниками -  учителя и  заместители  директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций района.

    Проект "Перечитывая классиков" стал значимым шагом в развитии «навыков будущего» через взаимодействие педагогов с произведениями великих педагогов-мыслителей, и способствовал  переосмыслению  произведений педагогов-классиков, таких как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, а также знакомству с ранее неизвестными им трудами таких педагогов, как Г.С. Сковорода.

       Учителя начальных классов и ОРКСЭ   перечитали и по-новому взглянули на  книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Письма к дочери», «Письма к сыну»,  поделились своими мыслями о том, как идеи Сухомлинского могут быть применены в современной школе. Был организован  челлендж – вызов «Сердце отдаю детям», в котором  приняли участие более  двадцати  учителей, которые  озвучивали педагогические идеи Сухомлинского, акцентируя внимание на важности  личностных качеств педагога, человеческих отношений в образовательном процессе.  К проекту подключились представители  администраций школ, заместители директоров по воспитательной работе, которые  в формате «мирового кафе» обсуждали ключевые идеи А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци и Г.С. Сковороды, акцентируя внимание на их философско - педагогических взглядах и педагогических подходах.    Участники «кафе»   свободно высказывали  свои мнения и идеи, делились опытом, обсуждали методы преподавания, основанные на классических текстах и адаптировали их к современным реалиям.  В процессе реализации проекта были использованы и другие формы работы, такие, как  квиз, квест, встреча с представителем духовенства в формате  «вопросы-ответы»  на темы, касающиеся  нравственных основ образования и размышлений о смысле жизни.  Участники  творческих мастерских делились своими  «историями успеха», рассказывали о достижениях, которые были во многом обусловлены владением «мягкими навыками», о конкретных людях, которые повлияли на формирование  soft-skills.  

        В рамках реализации проекта актуализировалась значимость работы в команде, сотрудничество и наставничество, установлены новые профессиональные связи, осуществлен обмен идеями и ресурсами, было создано сообщество единомышленников.  

     Выводы. Мониторинговые исследования уровня развития педагогического  мастерства педагогов школ Сосновского муниципального округа, участвовавших в проекте, свидетельствовали об определенном развитии личностных и профессиональных качеств, уменьшении     профессиональных дефицитов. Мы  полагаем, что  в ходе  реализации проекта удалось  развить  компетенции, которые  позволят быть успешным в учёбе, в профессии, в жизни. При подведении итогов проекта «Перечитывая классиков»  большинство участников  высказывали мысль о важности развития «мягких навыков», т.к.   именно они способствуют   комплексному  многоуровневому решению педагогических проблем, сотрудничеству с коллегами, руководством, родителями, обучающимися и внешними партнерами, помогают созданию общего поля деятельности. Развитие креативного мышления,  способности  генерировать оригинальные идеи  и  возможности  воплотить её в жизнь. Среди социальных эффектов проектной работы, как отметили педагогические и руководящие работники Сосновского муниципального округа, было развитие  критического  мышления   способствующего продуктивности педагогической деятельности. Педагоги отмечали, что развитие этой компетенции    предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире.   Педагог, по их мнению,  должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Не менее важно и развитие эмоционального интеллекта  учителя, умеющего управлять собственными эмоциями и понимать намерения других людей. Участники проекта пришли к выводу, что дальнейшее совершенствование их мягких навыков, опыт, полученный в ходе реализации проекта,  будет способствовать успешному формированию soft-skills учащихся в соответствии с требованиями государственной политики в области образования.

Литература

  1. Джегутанова, Н.И.  Развитие «гибких компетенций» педагога в условиях проектирования безопасной развивающей образовательной среды: методические рекомендации / Н.И. Джегутанова, А.Л. Коблева. – Ставрополь: СГПИ, 2021 – 23 с.
  2. Манифест «Педагогика сотрудничества» // Свободная школа. URL: http://freeschool.education/ wp-content/uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям./А.В.Сухомлинский. -  М.: Концептуал.  2019.-  320с.
  4. Чертов В. Ф.Стратегии развития «мягких навыков» учителя: проблемы и перспективы исследования / В.Ф.Чертов, Е.Л. Ерохина, Е.В.Гетманская // Наука и школа. -  2023. -  № 6. С. - 126–137.
  5.  Шобонов, Н. А. Особенности организации командной работы в общеобразовательной организации / Н. А. Шобонов // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 2(38). – С. 92-101.