РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием софт-скилс педагогов при осуществлении профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика
УДК 371
Старший методист
МКУ «Информационно - методический центр» р.п. Сосновское
Нижегородской области
Устинова Наталия Валентиновна
Доктор педагогических наук, доцент
Шобонов Николай Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" ( г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием soft-skills педагогов при осуществлении профессиональной деятельности. В статье перечислены основные характеристики мягких навыков. Показана необходимость развития soft skills как важнейших навыков педагогов в современных условиях. В статье представлен опыт развития «мягких навыков» педагогических работников средствами муниципального проекта «Перечитывая классику». Авторы отмечают социальные эффекты реализации образовательно - методического проекта.
Ключевые слова: мягкие навыки; проект; развитие; педагогическая деятельность.
Введение. В условиях непрерывно изменяющейся реальности, стремительного развития технологий, в том числе информационно - коммуникативных, необходимым фактором успешности любого человека, не зависимо от сферы его профессиональной деятельности, является формирование «мягких навыков» (soft skills). В XXI веке залогом профессионального успеха в системе образования является владение «мягкими навыками», постоянное совершенствование soft skills педагогическими работниками.
В условиях проектирования и реализации психологически комфортной и безопасной образовательной среды все более усложняются задачи, стоящие перед образовательной организацией. Без организации социального партнерства, диалогового взаимодействия между участниками образовательных отношений, стейкхолдерами, умения работать в команде, проявляя лидерские качества, практически невозможно успешно решать профессиональные педагогические задачи, стоящие перед отечественной системой образования и педагогическим сообществом [1].
Изложение основного материала статьи. Термин soft-skills в переводе с английского означает мягкие или гибкие навыки, а само понятие можно охарактеризовать как личные качества, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, быть успешным и целеустремленным.
В современной образовательной практике существуют разные трактовки термина soft-skills. Большинство ученых придерживаются определения, которое дал доктор педагогических наук, профессор, представитель петербургской научной школы О.Е. Лебедев, который выделил «4 К» soft skills: коммуникация, коллаборация ( сотрудничество), критическое мышление, креативность.
Коммуникативность, как умение общаться, доносить свою мысль, убеждать, слышать собеседника, договариваться - одно из важнейших качеств педагога. Успешное межличностное общение – это основа всех «мягких навыков». Критическое мышление понимается нами как способность анализировать информацию, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы и проч. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления способствует продуктивности педагогической деятельности. Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения. Командная работа (координация) – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач [5].
Данные навыки необходимо развивать каждому специалисту профессионалу, а для педагогической деятельности владение soft skills приобретает особое значение. Для педагогов социально-личностные качества являются в то же время и необходимыми профессиональными умениями. Например, необходимые в любой сфере жизнедеятельности коммуникативные способности человека, понимание закономерностей общения с различными категориями людей, в педагогике становятся основополагающими.
Педагогам важно проявлять интерес к новым открытиями в педагогике, постоянно совершенствоваться, обучаться, диссеминировать успешный профессиональный опыт. Диапазон возможностей овладения множеством различных компетенций у современного педагога достаточно широк. Это и самообучение, и обучение на опыте коллег (нетворкинг), обладающих высоким уровнем развития той или иной компетенции, и использование специальных упражнений, тренингов, помогающих развить необходимые компетенции. Участие в деловых и командных играх, разработке и реализации творческих проектов помогает развивать не только коммуникативные навыки, но и креативность, критическое мышление и готовность к командообразованию.
Отечественная педагогическая наука и образовательная практика накопили огромный опыт развития мягких навыков у педагогов. Проблема развития мягких навыков была актуальна и в предшествующие годы. Об этом свидетельствуют работы таких выдающихся российских педагогов, как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые особое внимание в своей педагогической практике уделяли роли учителя в образовательном процессе, придавая особое значение его личностным качествам [3].
Ряд отечественных ученых, занимающихся проблемами профессионального развития педагогов, в своих работах устанавливают связь термина «мягкие навыка» с аналогичными, близкими понятиями, которые традиционно употреблялись в нашей педагогической науке, например, с понятиями «деятельностно - важные качества профессионала», «метапрофессиональные задачи» педагога, универсальные и общепрофессиональные компетенции и др.[4].
Наиболее ярким примером педагогической практики развития мягких навыков можно назвать общественно - профессиональное движение учителей новаторов в 80-е годы прошлого века. Педагоги- новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, С.Н. Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др. выступали за обновление образования, провозглашая идеи педагогики сотрудничества, считали необходимыми условиями успешной педагогической деятельности развитие мягких навыков. Для успеха педагогической деятельности, полагали учителя - новаторы, важно сочетание профессиональных качеств учителя с мягкими навыками, умение учителя активно взаимодействовать с родителями, вести диалог со всеми участниками образовательных отношений, развитие коллективистских начал, детского самоуправления [2].
На этапе непрерывного повышения профессионального мастерства значимую роль в развитии «мягких навыков» играет система внутрикорпоративного обучения. Стимулом для развития «мягких навыков» учителей Сосновского муниципального округа Нижегородской области стала реализация муниципального проекта «Перечитывая классиков», инициатором и главным вдохновителем и организатором которого стала Устинова Н.В., старший методист МКУ «Информационно - методический центр», а участниками - учителя и заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций района.
Проект "Перечитывая классиков" стал значимым шагом в развитии «навыков будущего» через взаимодействие педагогов с произведениями великих педагогов-мыслителей, и способствовал переосмыслению произведений педагогов-классиков, таких как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, а также знакомству с ранее неизвестными им трудами таких педагогов, как Г.С. Сковорода.
Учителя начальных классов и ОРКСЭ перечитали и по-новому взглянули на книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Письма к дочери», «Письма к сыну», поделились своими мыслями о том, как идеи Сухомлинского могут быть применены в современной школе. Был организован челлендж – вызов «Сердце отдаю детям», в котором приняли участие более двадцати учителей, которые озвучивали педагогические идеи Сухомлинского, акцентируя внимание на важности личностных качеств педагога, человеческих отношений в образовательном процессе. К проекту подключились представители администраций школ, заместители директоров по воспитательной работе, которые в формате «мирового кафе» обсуждали ключевые идеи А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци и Г.С. Сковороды, акцентируя внимание на их философско - педагогических взглядах и педагогических подходах. Участники «кафе» свободно высказывали свои мнения и идеи, делились опытом, обсуждали методы преподавания, основанные на классических текстах и адаптировали их к современным реалиям. В процессе реализации проекта были использованы и другие формы работы, такие, как квиз, квест, встреча с представителем духовенства в формате «вопросы-ответы» на темы, касающиеся нравственных основ образования и размышлений о смысле жизни. Участники творческих мастерских делились своими «историями успеха», рассказывали о достижениях, которые были во многом обусловлены владением «мягкими навыками», о конкретных людях, которые повлияли на формирование soft-skills.
В рамках реализации проекта актуализировалась значимость работы в команде, сотрудничество и наставничество, установлены новые профессиональные связи, осуществлен обмен идеями и ресурсами, было создано сообщество единомышленников.
Выводы. Мониторинговые исследования уровня развития педагогического мастерства педагогов школ Сосновского муниципального округа, участвовавших в проекте, свидетельствовали об определенном развитии личностных и профессиональных качеств, уменьшении профессиональных дефицитов. Мы полагаем, что в ходе реализации проекта удалось развить компетенции, которые позволят быть успешным в учёбе, в профессии, в жизни. При подведении итогов проекта «Перечитывая классиков» большинство участников высказывали мысль о важности развития «мягких навыков», т.к. именно они способствуют комплексному многоуровневому решению педагогических проблем, сотрудничеству с коллегами, руководством, родителями, обучающимися и внешними партнерами, помогают созданию общего поля деятельности. Развитие креативного мышления, способности генерировать оригинальные идеи и возможности воплотить её в жизнь. Среди социальных эффектов проектной работы, как отметили педагогические и руководящие работники Сосновского муниципального округа, было развитие критического мышления способствующего продуктивности педагогической деятельности. Педагоги отмечали, что развитие этой компетенции предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире. Педагог, по их мнению, должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Не менее важно и развитие эмоционального интеллекта учителя, умеющего управлять собственными эмоциями и понимать намерения других людей. Участники проекта пришли к выводу, что дальнейшее совершенствование их мягких навыков, опыт, полученный в ходе реализации проекта, будет способствовать успешному формированию soft-skills учащихся в соответствии с требованиями государственной политики в области образования.
Литература
- Джегутанова, Н.И. Развитие «гибких компетенций» педагога в условиях проектирования безопасной развивающей образовательной среды: методические рекомендации / Н.И. Джегутанова, А.Л. Коблева. – Ставрополь: СГПИ, 2021 – 23 с.
- Манифест «Педагогика сотрудничества» // Свободная школа. URL: http://freeschool.education/ wp-content/uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям./А.В.Сухомлинский. - М.: Концептуал. 2019.- 320с.
- Чертов В. Ф.Стратегии развития «мягких навыков» учителя: проблемы и перспективы исследования / В.Ф.Чертов, Е.Л. Ерохина, Е.В.Гетманская // Наука и школа. - 2023. - № 6. С. - 126–137.
- Шобонов, Н. А. Особенности организации командной работы в общеобразовательной организации / Н. А. Шобонов // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 2(38). – С. 92-101.