РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предназначена для работы с детьми ОВЗ «Читать – это здорово!»
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и разработана с учётом психологических особенностей детей. Разработка программы чтения вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению. У детей с интеллектуальным нарушением в развитии читательский интерес снижен из-за таких особенностей, как слабая любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. Программа содержит интересный наглядный материал, который позволяет оценить уровень чтения детей. Программа имеет не только развлекательный характер, но и заставляет ребят внимательно и вдумчиво читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_chitat_eto_zdorovo.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Советский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предназначена для работы с детьми ОВЗ
«Читать – это здорово!»
Направление: общекультурное
Уровень образования: начальное общее образование
Составила: Суслова А.Н
Педагог-библиотекарь
г. Советский
Пояснительная записка
Программа является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
В современном обществе речь несет коммуникативную функцию. Вступая в общество, обучающиеся с ОВЗ сталкиваются с различными ситуациями, где надо активно общаться, а их собственная речь обладает определенными особенностями. Это бедность речевого запаса, затруднение в осмыслении текста, косноязычность, низкий темп чтения, нарушение произношения, пониженная работоспособность и внимание. Пониженная активность, узость, недифференцированность восприятия, речевое недоразвитие, ограниченный запас жизненных представлений затрудняют понимание идейно-образного содержания поэтических произведений школьниками с нарушением интеллекта на уроках литературного чтения и определяют методику их изучения.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Таким образом, все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Наиболее любимыми, запоминающимися произведениями детской литературы являются те, которые были прочитаны вне школьной программы. Сейчас отчётливо проявляется снижение интереса к чтению, падение авторитета книги. Приоритет отдаётся телевидению, видео, компьютерным играм, телефонам, интернету. В связи с этим возникает проблема формирования навыков чтения обучающихся. На уроках внеклассного чтения учим общению с книгой поэтапно:
- научить ученика видеть себя как читателя;
- научить задавать вопросы по прочитанному;
- воспитывать потребность в чтении;
- научить ориентироваться в тексте;
- понять характер героев и изобразить героя.
Вопрос о чтении – один из самых важных и сложных в современном преподавании. От того, что и как читают наши дети, зависит многое в их нравственном, трудовом и эстетическом воспитании. Учителю необходимо также постоянно формировать читательский вкус, умение проникать в своеобразие мастерства писателя.
Рабочая программа ориентирована на обучающихся с ОВЗ и реализуется на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО».
- Приказ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ».
Цель программы:
Сформировать устойчивый читательский интерес на основе привлечения к активному чтению детей с интеллектуальным нарушением в развитии, не обладающих устойчивым интересом к книге.
Задачи программы:
- Развитие навыков осознанного чтения;
- Содействие коррекции и развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
- Формирование у детей потребности в чтении через привлечение в мероприятиях школьной библиотеке;
- Воспитание нравственных качеств через библиотечные формы работы со сказкой.
Основные направления коррекционной работы
- Коррекция памяти, внимания
- Развитие творческого воображения через чтение сказок
- Обогащение словарного запаса
- Коррекция и развитие связной устной речи, действенного мышления
- Формирование интеллектуальных, организационных умений.
Методы и формы работы:
- библиотечные уроки
- викторины, конкурсы
- громкое чтение и обсуждение
- выполнение творческих заданий (поделки, рисунки и т.д.)
- тематические беседы
- рекомендательные беседы
- презентации
Срок реализации данной программы 1 год. Определены темы мероприятий, вид деятельности, формы реализации, коррекционная работа, указано количество часов для проведения каждого мероприятия.
Содержание программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и разработана с учётом психологических особенностей детей. Разработка программы чтения вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению. У детей с интеллектуальным нарушением в развитии читательский интерес снижен из-за таких особенностей, как слабая любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. Программа содержит интересный наглядный материал, который позволяет оценить уровень чтения детей. Программа имеет не только развлекательный характер, но и заставляет ребят внимательно и вдумчиво читать.
Организация работы по программе
Всем участникам программы вручаются дневники читателя, в которые обучающиеся записывают прочитанные книги
Задания предполагают не только чтение книг и разгадывание кроссвордов, но и посещение библиотеки, участие в конкурсах и библиотечных мероприятиях, выполнение творческих заданий.
Игровые задания даются разного уровня сложности, чтобы любой ребёнок мог заинтересоваться и справиться хотя бы с одним из них. Выполняя игровые задания, ребятам предлагается сделать свой выбор и определить самого интересного героя.
Итоги личных достижений по чтению подводятся в конце учебного года.
Направления реализации программы:
- Маркетинговая деятельность.
- Организация работы с книжным фондом.
- Раскрытие фонда сказок различными формами и методами;
- Пополнение фонда путём проведения акции «Школьной библиотеке – хорошую книгу»;
- Использование ИКТ - технологий в мероприятиях программы.
- Информационно- библиографическая работа.
- Подготовка и выпуск библиографических пособий малых форм по разделам программы;
- Создание банка данных по теме «Золотая полка сказок».
- Массовая работа с читателями.
- Презентация программы для её участников.
- Организация книжных выставок.
- Проведение мероприятий по каждому разделу программы.
- Информационная деятельность.
Формы педагогического взаимодействия:
- Работа с классными руководителями: Помощь детям в заполнении дневников читателя, контроль за посещением библиотеки обучающихся, проведение тематических классных часов.
- Работа с педагогами дополнительного образования: Выполнение творческих заданий, поделок, рисунков через кружковую деятельность.
- Работа с администрацией школы: Оказание материальной помощи при реализации программы.
- Работа с логопедом: Мониторинг результатов техники чтения и читательской деятельности.
- Работа с родителями: Информирование родителей, привлечение к организации и участию в библиотечных мероприятиях.
Формы отслеживания результативности работы по программе
- Анализ итогов заполнения дневников читателя
- Анализ уровня посещаемости библиотеки
- Анализ мониторинга техники чтения
Ожидаемые результаты:
- Привлечение к чтению обучающихся, не обладающих устойчивым интересом к чтению.
- Совершенствование навыков чтения.
- Формирование понятия о чтении как о форме досуга.
- Пополнение книжного фонда новыми книгами-сказками.
Тематическое планирование по программе
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Коррекционная работа | Часы | Время проведения |
1. | «В мире сказок». | Книжная Выставка, чтение | Коррекция памяти, внимания | 4 | сентябрь |
2. | «Книжки игрушки» | Презентация, чтение | Коррекция памяти, внимания | 4 | октябрь |
3. | «С праздником, мама!». | Книжная выставка, чтение | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания, | 3 | ноябрь |
4. | «Мой край Югорский». | Книжная выставка, игра | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 4 | декабрь |
5. | «В экологию через книгу». | Книжная выставка, викторина | Коррекция памяти, внимания | 3 | январь |
6. | «Сказки народов мира». | Книжная выставка, литературная викторина, чтение | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 4 | февраль |
7. | «Пусть всегда поют нам птицы». | Книжная выставка, чтение | Коррекция памяти, внимания | 4 | март |
8. | «В гости дедушке Корнею» | Викторина по сказкам, чтение | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 4 | апрель |
9. | «Путешествие в Страну сказок». Подведение итогов чтения по программе. | Подведение итогов чтения по программе. | Коррекция памяти, внимания | 3 | май |