Живой натюрморт

Воронова Лилия Евгеньевна

Содержание текста для конкурса "Живой натюрморт" в 2024 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Ковернинская средняя школа №2»

Текст к видео на конкурс

«Живой натюрморт»

C:\Users\Кабинет 211\Desktop\хруцкий\И.Ф.Хруцкий\натюрморт со свечой — копия.jpg

        

Автор и участник: Широкова Анжелика, 9А класс

Руководитель: учитель английского языка

высшей квалификационной категории,

 Воронова Л.Е.

2024 год

In his study "The Problem and development of still life" (1922), Boris Robertovich Whipper believes that the old term "still life" is undoubtedly narrow and restrictive. "Such a term should be "painting of objects" or "subject painting". All the typical themes of still life painting can be called objects..."

The content of a still life is not only "what is depicted", but also a whole worldview, a sense of reality, its spirituality. High spirituality distinguishes the work of a remarkable master, one of the founders of the genre of still life in Russia, Ivan Fomich Khrutsky (1810-1885).

Ivan Fomich Khrutsky, a Belarusian artist, was born on January 27, 1810 in Vitebsk region. Since childhood, he has shown an interest in art, surrounded by a religious atmosphere and a love of nature. The future artist received an excellent education in Polotsk. Khrutsky continued his passion for drawing in St. Petersburg, where he went at the age of 17 and was enrolled in the Imperial Academy of Arts. After graduating in 1836, Ivan received the title of a non-class (free) artist.

I invite you to the Nizhny Novgorod State Art Museum to admire Khrutsky's work, which is one of the best.

Khrutsky's main achievement was the creation of a number of remarkable still lifes, which marked the beginning of the development of this genre in Russian art. Khrutsky's still lifes are about the cozy life of a middle-class citizen. They are about well-being. The quiet life seemed to be concentrated in his magnificent still lifes, many of which are masterpieces. This primarily applies to the "Still Life with a Candle" (1830s).

I. Khrutsky combined fruits with objects in the still life – a candle and binoculars. Look! In the center of the composition is a jug, which is often repeated in the artist's works as if Khrutsky's signature. The jug is inexpensive and the most ordinary. But the fruits and solemn composition of the painting give it value and weight. Pay attention to the special effect. It is turned so that the animal forming the handle of the vessel looks at the candle. Its light dispels the darkness, saturates the world with warmth and comfort. Here, the candle clearly indicates a resemblance to a dreaming soul. It's like night in the background, like day in the foreground.

Do you know what the cigar and theatrical binoculars mean? They are symbolize the emptiness of earthly pleasures. A bast box with apples, a wicker basket with grapes and other exotic fruits reminds of the summer country freedom. In the foreground of Khrutsky's paintings, one can often see a characteristic element of the traditional Dutch "luxury breakfast" — a lemon with a spiral cut skin. Each item is written by a confident hand of the master.

In 1839, Ivan Fomich Khrutsky was awarded the title of Academician of painting for his excellent work in portrait, landscape and especially in painting fruits and vegetables.

In the late 1860s, the last works of Ivan Fomich Khrutsky were written (the works created in the 1870s remained unknown). Ivan Fomich Khrutsky died on January 14, 1885. Until the end of his days, he remained an artist of the first half of the XIX century, reflecting the characteristic features of the art of that time. The master's paintings, capturing the bright colors of nature and the quiet joys of family life, have taken their rightful place in museum collections. Khrutsky's cheerful and spectacular paintings saved him from the fate of a "forgotten" artist. Ivan Khrutsky's work has left an indelible mark on the history of world art, and his canvases continue to delight people with their beauty and picturesqueness.

 В своем исследовании «Проблема и развитие натюрморта» (1922) Борис Робертович Виппер считает, что старый термин «натюрморт» несомненно является узким и ограничительным. «Таким термином должна быть «живопись предметов» или «предметная живопись». Все типичные темы натюрмортной живописи могут быть названы предметами…»

Содержание натюрморта это не только «что изображено», но и целое мировоззрение, ощущение реальности, ее духовность. Высокая духовность отличает творчество замечательного мастера, одного из основоположников жанра натюрморта в России, Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885).

Иван Фомич Хруцкий, белорусский художник, родился 27 января 1810 года в Витебской области. С детства он проявлял интерес к искусству, окруженный религиозной атмосферой и любовью к природе. Будущий художник получил великолепное образование в Полоцке. Свою страсть к рисованию Хруцкий продолжил в Санкт-Петербурге, куда отправился в 17 лет и был зачислен в Императорскую академию художеств. После окончания обучения в 1836 году Иван получает звание неклассного (свободного) художника.

Я приглашаю вас в Нижегородский Государственный Художественный музей полюбоваться работой Хруцкого, которая является одной из лучших.

Главным достижением Хруцкого стало создание ряда замечательных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве. Натюрморты Хруцкого - об уютной жизни горожанина среднего достатка. Они про благополучие. Тихая жизнь будто сконцентрировалась в его великолепных натюрмортах, многие из которых — шедевры. Это прежде всего относится к «Натюрморту со свечой» (1830-е).

И. Хруцкий в натюрморте совместил плоды с предметами – свечой и биноклем. Посмотрите! В центре композиции стоит кувшин, который часто повторяется в работах художника будто подпись Хруцкого. Кувшин недорогой и самый заурядный. Но плоды и торжественная композиция картины, придают ему ценности и веса.  Обратите внимание на особый эффект! Он повернут так, что зверек, формирующий ручку сосуда, смотрит на свечу. Свет ее разгоняет мрак, насыщает мир теплом и уютом. Здесь свеча явно указывает на сходство с грезящей душой.

На заднем плане будто ночь, на переднем – как день.

А знаете ли вы, что обозначают сигара и бинокль на картине? Они символизируют пустоту земных наслаждений. О летнем загородном приволье напоминает лубяной короб с яблоками, плетеная корзина с виноградом и другие экзотические фрукты. На переднем плане картин Хруцкого нередко можно увидеть характерный элемент традиционного голландского «роскошного завтрака» — лимон с надрезанной спиралью кожицей. Каждый предмет написан уверенной рукой мастера.

В 1839 году Иван Фомич Хруцкий был удостоен звания академика живописи за свои отличные труды в портретной, пейзажной и особенно в живописи плодов и овощей.

В конце 1860-х годов написаны последние произведения Ивана Фомича Хруцкого (работы, созданные в 1870-х годах, остались неизвестными). Иван Фомич Хруцкий умер 14 января 1885 года. До конца своих дней он оставался художником первой половины XIX века, отражавшим характерные особенности искусства того времени. Картины мастера, запечатлевшие яркие краски натуры и тихие радости семейной жизни, заняли достойное место в музейных собраниях. Жизнерадостные и эффектные картины Хруцкого уберегли его от участи "забытого" художника. Творчество Ивана Хруцкого оставило неизгладимый след в истории мирового искусства, а его полотна продолжают восхищать людей своей красотой и живописностью.