Основы библиотечно-библиографической грамотности
Рабочая программа "Основы библиотечно-библиографической грамотности", по направлению: общекультурное, уровень образования: начальное общее образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2023-2024_gg.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы библиотечно-библиографической грамотности»
Направление: общекультурное
Уровень образования: начальное общее образование
Авторы: Леонова Ирина Валерьевна, заведующий библиотеки
Суслова Анастасия Николаевна, библиотекарь
г. Советский
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности» составлена с учетом следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022)", (статья 48);
- Федерального закона от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федерального закона «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 (с изменениями на 2 июля 2013 года);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности» рассчитана на определенную возрастную группу – младших школьников – обучающихся 1-4 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа имеет практико-ориентированный и деятельностный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов литературного чтения, мировой и художественной культуры, окружающего мира и т.д.
Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Не читающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущими библиотеке формами.
Цель курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»: формирование и развитие базовых умений и навыков по основам библиотечно-библиографической грамотности.
Задачи курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности»:
- познакомить с основными правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрыть значения книги в формировании духовной культуры человека;
- сформировать представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
- сформировать умения работы с книгой;
- сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
- развить интерес к книге и чтению;
- воспитать бережное отношение к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой.
Методы и формы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы школы, типа и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся.
Формы организации занятий: практикум, игры-путешествия, видеоурок, экскурсии.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповые, индивидуальные.
Форма контроля – итоговая викторина.
Во время проведения библиотечных уроков используются различные методы обучения:
- словесные (объяснение, рассказ, описание, рассуждение, беседа);
- практические (самостоятельная работа)
- наглядные (картины, рисунки, фото, мультимедийные презентации);
- диагностические (проверка знаний, наблюдение, беседа);
- игровые (деловые игры, ролевые игры, познавательные игры, викторины, конкурсы)
При оценке уровня овладения обучающимися библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения акцентируется внимание на следующие компетенции:
- знание возможностей библиотеки;
- умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки,
- справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;
- знание особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
- умение бережно обращаться с произведениями печати.
При оценке работы обучающихся на библиотечном уроке учитывается:
- правильность ответа;
- оперативность ответа;
- умение выражать свои мысли кратко и четко;
- владение специальными терминами;
- логика изложения;
- умение работать в группе;
- эмоциональность, заинтересованность.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа рассчитан на возраст детей: 7-11 лет.
Количество часов по программе – по 3 часа в каждой параллели, из них:
Класс | А | Б | В | Г | Д |
1 класс | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 класс | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 класс | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 класс | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Библиотечные уроки проводятся во внеурочное время по заявке учителя или по календарно-тематическому планированию курса.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами обучения являются:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать и аргументировать своё мнение;
- умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Предметные результаты обучения:
- представлять значение книги в жизни человека;
- понимать ценность книги;
- знать структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле;
- знать правила пользования библиотекой, правила работы с алфавитным каталогом;
- знать историю возникновения информационных ресурсов.
Содержание программы
1 класс (3 часа)
Первое посещение библиотеки.
Знакомство с библиотекой, её структурой (абонемент, читальный зал, хранилище книг).
Запись читателя в библиотеку (заполнение читательского формуляра).
Правила пользования книгой.
Знакомство с правилами обращения с книгой.
Маленькое путешествие в историю книги.
Знакомство с историей создания книги.
Развитие бережного отношения к книгам.
2 класс (3 часа)
Художники-иллюстраторы.
Знакомство с детскими художниками-иллюстраторами, их биографией и техникой исполнения рисунков.
Твои журналы и газеты.
Знакомство с газетами и журналами для младшего школьного возраста: «Мурзилка», «Тошка», «Простоквашино» и др.
Знать разницу между газетами и журналами.
Путешествие в страну сказок.
Викторина по сказкам
3 класс (3 часа)
Структура книги.
Знакомство с основными элементами книги: обложка, корешок, титульный лист, иллюстрация.
Знакомство с каталогами.
Знакомство с каталогами: алфавитный, систематический.
Правила пользования каталогами
Твои первые энциклопедии, словари, справочники.
Знакомство с разнообразием энциклопедий и справочной литературы.
4 класс (3 часа)
Выбор книги в библиотеке.
Уметь ориентироваться в библиотеке.
Знать расстановку книг на полках.
Знать, чем пользоваться при выборе книг.
Эти книги знают всё.
Знать разнообразие, структуру, назначение энциклопедий и справочников.
Начало книгопечатания на Руси.
Знакомство с историей создания книги.
Основные этапы появления книги в печатном виде.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов/тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 класс | |||
1 | Первое посещение библиотеки | 1 | Учатся ориентироваться в библиотеке. Анализируют правила пользования библиотекой. Изучают памятку. Знакомятся с основными понятиями формирующими библиотечно-библиографическую грамотность. Отрабатывают умения, необходимые при работе в библиотеке. Учатся навыкам простейшего ремонта книг. |
2 | Правила пользования книгой | 1 | |
3 | Маленькое путешествие в историю книги | 1 | |
2 класс | |||
4 | Художники-иллюстраторы | 1 | Отрабатывают правила общения и обращения с книгой. Знакомятся с творчеством художников-иллюстраторов. Знакомятся с разными типами периодических изданий для детей. Систематизируют знания о прочитанных сказках. Учатся сравнивать героев сказок |
5 | Твои журналы и газеты | 1 | |
6 | Путешествие в страну сказок | 1 | |
3 класс | |||
7 | Структура книги | 1 | Знакомятся со структурой книги. Закрепляют полученные знания при выполнении практических заданий. Знакомятся с разнообразными видами справочной литературы. Знакомятся с каталогами и картотеками библиотеки. Учатся работать с ними при выборе литературы. |
8 | Знакомство с каталогами | 1 | |
9 | Твои первые энциклопедии, словари, справочники | 1 | |
4 класс | |||
10 | Выбор книги в библиотеке. | 1 | Осуществляют поиск информации в фондах библиотеки в соответствии с запросом. Знакомятся с разными видами словарей и учатся работать с информационными и виртуальными словарями. Знакомятся с историей возникновения книги. |
11 | Эти книги знают всё | 1 | |
12 | Начало книгопечатания на Руси | 1 |
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы библиотечно-библиографической грамотности»
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
План | Фактически | Предметные | Метапредметные | ||
1. | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | Первое посещение библиотеки. | Знают правила пользования библиотекой. Знают основные понятия: библиотека, книжный фонд, отделы библиотеки, читальный зал, зал абонемента. Умеют самостоятельно ориентироваться в библиотеке.
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
2. | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | Правила пользования книгой. | Знают правила общения и обращения с книгой. | |
3. | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | 1 "а" 1 "б" 1 "в" 1 "г" | Маленькое путешествие в историю книги. | Знают историю возникновения книги – от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении. Умеют бережно относится к книге. | |
2 класс | |||||
4. | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | Художники-иллюстраторы. | Знают понятие «иллюстрация» как элемента структуры книги. Знают творчество художников-иллюстраторов и книги, которые они иллюстрировали. Знают жизнь и творчество И. Билибина. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
5. | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | Твои журналы и газеты. | Знают что такое газеты и журналы, почему они называются периодикой. | |
6. | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | 2 "а" 2 "б" 2 "в" 2 "г" 2 "д" | Путешествие в страну сказок. | Умеют сравнивать героев сказок, обобщать и делать выводы. Знают особенности героев, их характер и личностные качества. | |
3 класс | |||||
7. | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | Структура книги. | Знают структуру книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие; Умеют самостоятельно работать с книгой. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
8. | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | Знакомство с каталогами. | Знают виды каталогов и картотек в библиотеке. Умеют пользоваться каталогами и картотеками библиотеки при выборе литературы. | |
9. | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | 3 "а" 3 "б" 3 "в" 3 "г" 3 "д" | Твои первые энциклопедии, словари, справочники. | Знают различные виды справочной литературы. Умеют пользоваться справочной литературой и находить необходимую информацию. | |
4 класс | |||||
10. | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4 "д" | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4"д" | Выбор книги в библиотеке. | Умеют работать с книгой. Умеют вести поиск нужной информации в библиотечных фондах. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
11. | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4 "д" | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4 "д" | Эти книги знают всё. | Знают различные виды словарей. Умеют работать с информационными и виртуальными словарями. | |
12. | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4 "д" | 4 "а" 4 "б" 4 "в" 4 "г" 4 "д" | Начало книгопечатания на Руси. | Знают историю возникновения книги. |