В поисках семейных ценностей

Дзюба Татьяна Алексеевна

Библиотечный квест

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка библиотечного квеста «В поисках семейных ценностей»

Цель: пропаганда традиционных семейных ценностей, популяризация института семьи. 

Задачи:

-Образовательная: расширить знания о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

-Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к семье и семейным традициям.

-Развивающая: развивать творческие способности детей, познавательную активность, навык работы в группе.

В конспекте знаком \\ обозначен переход к следующему слайду.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня наша встреча посвящена открытию Недели детской книги и году семьи в России. Слоган Недели 2024 года – «Читает семья – читает страна».

\\

Ребята, наше мероприятие пройдет в форме библиотечного квеста «В поисках семейных ценностей».

Что такое семейные ценности? (ответы детей)

Отлично, молодцы!

\\

Семейные ценности - это то, ради чего человек создает семью, в чём видит её главное предназначение, то, ради чего семья будет существовать и преумножаться. Это любовь и взаимопонимание, это доверие и близость, это чувство общности и принадлежности, уважение, личностный и духовный рост, это счастливое родительство, дети, экономическая стабильность и безопасность, и это бытовая и жилищная обустроенность.

Для начала нам нужно разбиться на команды - семьи. (конфетами). (Дать фамилии семьям-командам по названию конфет). После прохождения всех этапов квеста мы точно узнаем, какие семейные ценности необходимо беречь и приумножать. Желаю удачи!

Каждая команда по итогам конкурсов получает лепестки цветка, которые прикрепят по завершению игры к серединам своих цветочков.

\\

Станция №1

«Всяк человек свое имя знает»

\\

Внимание, на экране разбросаны буквы, составьте из них слово. (ФАМИЛИЯ)

\\

У каждого из нас есть фамилия. Еще 150-200 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были только прозвища и отчества. Слово фамилия заимствовано из латинского языка и означает

\\

«наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени, переходящее от родителей к детям». Об этом нам говорит словарь иностранных слов.

В русском языке слово «фамилия» получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях знатных людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основе единственного признака- родства. 

На обратной стороне карточки написаны буквы. команды выбирают карточку. На ту букву, которая выпадает, нужно написать все фамилии писателей и поэтов, известные семье. Побеждает тот, кто назовет больше фамилий.

П - Пушкин, Паустовский, Пришвин, Пантелеев, Платонов,

М - Михалков, Маршак, Милн, Медведев,

Л – Лермонтов, Лагин, Лиханов, Лесков, Лондон, Лагерлеф, Линдгрен,

К – Куприн, Катаев, Короленко, Крылов, Карамзин, Крапивин, Коваль, Кассиль,

С – Сутеев, Солженицын, Сумороков, Стивенсон, Сахарнов, Сотник, Саббатини, Салтыков-Щедрин

(Команды получают по лепестку)

Отгадайте загадку «Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим гораздо чаще, чем вы?»

// (имя)

Имена, имена, имена…они не случайно нам даны. Как в семье все стараются называть друг друга? (ласково).

А мы сейчас поиграем наоборот. Я буду называть сокращенные имена, а вы должны назвать полное имя.

Тоша – Анатолий, Антон, Кеша – Иннокентий, Володя – Владимир, Геша – Геннадий, Жора – Георгий, Гриня – Григорий, Коля – Николай, Яша – Яков, Тася – Анастасия, Лера – Валерия, Вика – Виктория, Леля – Елена, Лара – Лариса, Мара - Маргарита, Люся – Людмила.

Друзья, вспомните литературные произведения, в названии которых есть имена или фамилии.

Ответы детей

\\

(«Тарас Бульба, "Бедная Лиза", "Евгений Онегин", "Максим Максимыч", "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна", "Королева Марго", "Оливер Твист", "Васса Железнова", "Руслан и Людмила", "Тристан и Изольда", "Ромео и Джульетта", "Сказка о царе Салтане", "Мцыри", "Бэла", "Княжна Мери", "Приключения Карика и Вали", "Дядя Стёпа", "Петр I", "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Гарри Поттер", "Олеся", " "Песнь о вещем Олеге", "Мастер и Маргарита", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", «Анна Каренина», «Ася», «Приключения Буратино», «Крокодил Гена и его друзья», «Красная шапочка»)

(Команды получают по лепестку)

Итак, фамилия, имя, …что еще? Правильно – отчество.

\\

Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году.

А что такое отчество? (ответы детей)

Обратимся к словарю Ожегова:

\\

Отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

В ранние времена отчество выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «простые люди» не имели права пользоваться такими отчествами. Отчества незнатных людей в России первоначально образовывались так: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».

//

Задание: составьте правильно именную формулу русских писателей, то есть фамилию, имя, отчество, дополните ее портретом.

(по 4 на команду, набор отдельно, приклеить на карточку)

(Команды получают по лепестку)

Стация №2

 «Спортивная»

Внимание на экран.

Перед вами слова, из которых необходимо собрать поговорку. Обратите внимание на подсказки.

«Молодость и здоровье нам в семье подспорье»

Что такое подспорье? (ответы детей)

(Поддержка, помощь в чем-л. ,в каком-л. деле, занятии и т. п.)

Дети собирают поговорку.

\\

Сейчас мы выясним как ваша семья дружит со спортом «Спорт в литературе»

\\

Назовите автора и название произведения, в котором мартышке спорт помог достать бананы с пальмы. (Григорий Остер, «Зарядка для хвоста»)

  1. Как называется книга Святослава Рунге о бесконечных хоккейных баталиях команд «Вымпел» и «Метеор»? («Шайбу! Шайбу!»)
  2. С помощью какого волшебного предмета всегда смогут выигрывать соревнования бегуны? (сапоги-скороходы)
  3. В какой сказке все началось с соревнований по стрельбе из лука? («Царевна-лягушка»)
  4. каким спортом занимается  герой стихотворения С. Михалкова  «Дядя Стёпа – милиционер»? (конькобежный спорт)

(Команды получают по лепестку)

Станция №3  «Книгочей»

\\

одной из семейных традиций является чтение книг. Я тоже хотела почитать вам книжку, но она попалась какая-то бракованная; в ней неправильно напечатали детские стихи. Я сейчас вам буду читать, а ваша задача исправить ошибки. Достает детскую книгу и читает «переделанные» стихи А Барто.

\\

Уронили зайку на пол

 Оторвали зайке лапу

Все равно его не брошу

Потому, что он хороший (мишку)

Нет напрасно мы решили прокатить моржа в машине

Морж кататься не привык – опрокинул грузовик (кот)

Идет осел качается, вздыхает на ходу.

Ой, досточка кончается

Сейчас я упаду (бычок)

У меня живёт теленок,

Я сама его пасу.

Я теленка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я сама его найду (козленок)

Следующее задание, доскажите слово.

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама) 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Она лучше всех на свете 

Без неё прожить нельзя 

Есть она у Маши, Паши 

И конечно у меня. (семья)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

(Команды получают по лепестку)

Станция №4

 «Семейное фото»

КОМАНДЫ получают конверт, в котором разрезана картинка. Ее надо собрать.

Как вы думаете, что вы собрали? (семейная фотография)

существует традиция семейных фотографий, где в разные годы запечатлены все члены семьи. Ваша задача - сделать настоящее «семейное фото»

Сделать семейное фото с речевыми облачками

(Команды получают по лепестку)

Станция№5

 «Половинки»

Ваша задача из двух предложенных частей составить пословицы о семье. Обратите внимание на подсказки

При солнце тепло, а при матери добро.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Семья в куче, не страшны и тучи.

Жизнь прекрасна, когда дома мир.

Когда семья вместе, то и душа на месте.

(Команды получают по лепестку)

Стация№6

 «Завтрак»

хорошей семейной традицией являются совместные завтраки.

Задание первое. Вспомнить произведения, где в названии есть название еды

Людмила Улицкая "Русское варенье", Иван Бунин "Антоновские яблоки", Иван Тургенев "Щи", Алексей Толстой "Хлеб", Владимир Орлов "Соленый Арбуз", "Гранатовый браслет" Куприн, Чехов - "Крыжовник", Демьянова уха Крылова, Носов «Мишкина каша», Паустовский «Теплый хлеб»

(Команды получают по лепестку)

Задание.

Приготовить бутерброды: батон, паштет

(Команды получают по лепестку)

Ребята, в ходе игры вы получали лепестки, на которых написаны семейные ценности. Оформим свои результаты в виде аппликации.

На стенде закреплена серединка цветка. Ведущий обращает внимание детей, что не хватает лепестков и говорит, что хорошая семья подобна цветку – расцветает благодаря совместным усилиям всех членов семьи. Но для того, чтобы наши цветы расцвели, им необходимы лепестки, да не простые, а с названиями семейных ценностей.

Оформление результатов.


Предварительный просмотр: