Музейный словарь

Школьный краеведческий музей МЫ ПОМНИМ

Музейный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_slovar.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

-А-

Атрибуция – выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. В процессе атрибуции устанавливается связь предмета с историческими событиями или лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и др. знаки, нанесенные на предмет; определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Описание любого музейного предмета следует начинать с главного предметного слова – имени существительного: галстук пионерский, фотография класса. Внешнее описание предмета (характеристика предмета) должно давать полное представление о предмете и вместе с тем быть лаконичным. Описываются следующие отличительные особенности предмета: цвет, форма, конструктивные особенности , функциональное назначение, художественный стиль исполнения, надписи, подписи и т.п. Сведения о предмете (легенда) включают историю происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом.

-Б-

Биографические музеи –музеи, созданные в память о каком-либо человеке и размещённые не в мемориальном месте. В собрания школьных биографических музеев могут и не входить подлинные вещи этого лица, а лишь копийные материалы. Роль подлинников выполняют другие вещи и документы, поступившие от родственников, друзей и знакомых данного человека. В нашем городе к такому музею можно отнести литературно-биографический музей Подросткового клуба «Товарищ» ЦДТ «Металлург» «И гений Пушкина нам освещает путь…»3

-В-

Военно-исторические музеи –музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. К военно-историческим музеям могут быть отнесены музеи боевой славы.

 

Выставка –временная музейная экспозиция, посвящённая актуальной теме и построенная на музейных материалах.

-Г-

Геологические музеи –музеи естественно-научного профиля, собрания которых отражают историю развития и строение Земли. В профильную группу геологических музеев входят минералогические, горные музеи.

 

-Д-

Дар –безвозмездная передача в собственность музея предметов музейного значения организацией или частным лицом. Является одной из форм комплектования фондов школьного музея. Дар оформляется актом приёма

 

 

Диорама –экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фона с объемным передним планом. Диорамы можно увидеть в музеях боевой славы школ № 131, 155 и т.д.

-Е-

Естественно-научные музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, развитие естественно-научных дисциплин. Включает антропологические, биологические, ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, почвенные и др.музеи природы. В городе Самаре такой музей находится в школе № 147.

-И-

Инвентарный номер - порядковый номер учёта музейного предмета по инвентарной книге. Инвентарный номер проставляется на предмете и составляет часть шифра. Инвентарный номер пишется на каждом предмете одновременно с записью в инвентарную книгу, который наносится тушью так, чтобы при этом не повредить предмет и чтобы номера не бросались в глаза. На рисунках, фотографиях, документах и других материалах на бумажной основе инвентарные номера пишутся на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если инвентарный номер на предмете написать невозможно (наградные медали, значки и т.п.), то к нему прикрепляется с помощью нитки бирка из тонкого картона, на которой пишется инвентарный номер. Инвентарные номера монет, медалей и фотонегативов пишутся на конвертах, в которых они хранятся.

 

 

Исторические музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Подразделяются на общеисторические (история края, города, района),  военно – исторические, археологические, этнографические; истории образовательных учреждений; музеи, посвященные выдающимся историческим событиям и деятелям.

 

-К-

Книга поступлений основного фонда –основной юридический документ учета музейных предметов. В школьных музеях часто называют Инвентарной книгой.

 

Книга поступлений научно-вспомогательного фонда – основной юридический документ учета материалов научно-вспомогательного фонда.

 

Копия– предмет, создаваемый с целью имитации или замены музейного предмета.

Краеведческие музеи – музеи комплексного профиля, собрания которых документируют историю и природу конкретного административно-территориального региона: города, района, посёлка и т.д. В структуру краеведческих музеев входят отделы; истории, культуры, природы.

-Л-

Литературные музеи –профильная группа музеев, собрания которых документируют историю и современное развитие литературы. Школьные литературные музеи документируют также литературное творчество земляков, педагогов и учащихся, местный фольклор..

-М-

Макет –объемная модель, воспроизводящая внешний вид объекта в условном масштабе (например, макет школьного здания).

 

Мемориальные музеи -музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании.

 

Музей –научно – исследовательское и культурно – просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.

 

.Музейный предмет –памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав научного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия, и как средство воспитания и образования.

 

Муляж – объёмное воспроизведение внешнего вида музейного предмета точно передающее его форму, размер и цвет. В школьном музее создание муляжей, в первую очередь предметов, которые нельзя хранить (государственные награды, изделия из драгоценных металлов и камней и т.д.)

 

-Н-

Научно-вспомогательные материалы –карты, макеты, муляжи и другие  материалы, которые дополняют музейные предметы в экспозиции, помогают раскрывать их содержание, но сами не являются музейными предметами. Такие материалы включаются в состав научно-вспомогательного фонда.

-П-

Паспорт школьного музея –документ, удостоверяющий статус музея в сети музеев образовательных учреждений. Выдаётся Центром детско-юношеского туризма и экскурсий

Подиум– элемент экспозиционного оборудования, представляет собой подставку или возвышение, применяемое для показа экспонатов.

 

Полевая документация – система документов учёта и описания предметов музейного значения и среды их бытования, применяемых в экспедициях, походах по комплектованию фондов школьного музея. Полевая документация включает: полевую опись, полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций, акты приёмов предметов музейного значения.

 

Положение о школьном музее –правовой (нормативный) акт, фиксирующий статус и место музея в музейной сети, устанавливающий его типовую структуру, порядок организации и деятельности.

 

Экспозиция музейная– часть музейного собрания, выставленная для обозрения в определенной системе. Являясь важнейшей формой использования музейного собрания, музейная экспозиция служит основой для реализации образовательно-воспитательной функции музея и выступает как база для массовой научно-просветительской работы.

 

Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и научно-вспомогательные материалы.

 

Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату.

 

 

\