Развитие читательской компетенции посредством мероприятий школьной библиотеки
Из опыта работы школьной библиотеки по формированию читательской грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Чупикова Р.И.
Библиотекарь МКОУ «Ржавская ООШ»
Большесолдатского района
Развитие читательской компетенции посредством мероприятий школьной библиотеки
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать
читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства. Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность.
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Сейчас можно получить любую информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)
Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению, и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.
Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь учащиеся знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают Азбуку, мы совместно с учителями начальной школы проводим праздник «Посвящение в читатели».
«Прощание с Азбукой» — очень большое событие в жизни детей, ведь они наконец-то одолели один из важнейших рубежей в этой жизни — научились читать. Для каждого ребенка окончание изучения Азбуки — особенный день. Теперь начинается совсем новый этап в жизни юного читателя, ведь последняя страница Азбуки — это дверь в новую жизнь. Подумать только, уже изучены все буквы, освоено чтение. Для каждого ребенка это большое достижение. Дети очень гордятся тем, что смогли освоить это первое серьезное дело в их жизни.
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются следующие формы и методы работы нашей библиотеке.
Метод творческого чтения. Метод творческого чтения - метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. (Формы: выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.
Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.
«Книга начинается…» Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой. 1 класс;
«Из чего состоит книга?» Структура книги. (Зарядка: строение нашего тела, строение «тела» книги: корешок, переплет, обложка, странички. Викторина по пройденному материалу). 2 кл
Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах. 4 кл;
«Работа с информацией. Содержание темы: Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты)» 7 кл
«Сочинение на «отлично». Содержание темы: Методика написания сочинений различных жанров», 9 кл.
Виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде -видео, -аудио и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Представить информацию можно с помощью мультимедийной технологии. Мультимедиа – это синтез информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видеоизображения, фотографии, картины) и аналоговой информации звука (речь, музыка и другие звуки). проводится с использованием медиа-ресурсов. Виртуальная экскурсия возможна в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.
«Литературные места Курского края». 7-9 кл
Книжная выставка-кроссворд «Всему начало здесь, в краю моём родном». 5-6 кл.
«Праздничный календарь» -это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.
«Библиотечный бульвар» – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы чтения. Проводилось ко Дню семьи, любви и верности.
Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений.
Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
«Литературная визитка»
Подобные праздники проходят ежегодно к юбилеям писателей.
Литературные и интелектуальные игры
Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Турнир «Веселые книголюбы»., 5-6 кл
«Библиотечная страна» 3,4 кл
Головоломки, викторины и квизы для учащихся начальных классов
Уроки мужества . Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны, родного края
«Письмо герою» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.
«80-летию битвы на Курской дуге посвящается».8-9 кл.
«Азбука славы Курской области» 5-6 кл
«Героями не рождаются 7-8 кл
Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых РМК.
Для развития читательской компетенции у школьника широко используется изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек, разноцветных закладок для прочитанных книг.
Для полноценного развития личности и формирования читательской компетенции стремимся объединять усилия педколлектива и школьной библиотеки. Используем педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работаем с учреждениями культуры, с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…» А.И. Герцен