Учебная программа по информационной культуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Основы информационной культуры личности»
Составитель :педагог - библиотекарь
Форма реализации программы – очная;
Возраст обучающихся –7-15 лет.
- Пояснительная записка
Информационная ситуация в мире ставит перед образовательным учреждением важнейшую задачу – научить выпускников ориентироваться в огромном потоке информации, адаптировать современную молодежь к условиям информационного общества.
Формирование информационной культуры основывается на нескольких аспектах:
- коммуникативный - развитие культуры информационных отношений;
- лексический – совершенствование культуры речи и письма (работа с докладами, рефератами);
- библиотечно-библиографический - изучение информационных ресурсов, формирование культуры чтения, связанной с отбором и восприятием необходимой информации, которая есть в школьной библиотеке.
Цель: Подготовить учащихся к познавательной и учебной деятельности в условиях современного информационного общества.
Задачи:
- Сформировать информационную грамотность и информационное мировоззрение учащихся.
- Научить рациональным приемам и методам самостоятельного поиска информации.
- Показать приемы «переработки» большого объема информации.
- Содействовать практическому использованию навыков работы с информацией и с информационными ресурсами.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться:
- четко формулировать свои информационные потребности;
- проводить оценку источника информации;
- использовать библиографический поиск документов (через каталоги);
- анализировать и оценивать информацию;
- свободно ориентироваться в любой библиотечно-информационной среде.
- Программа
Программа охватывает учащихся 1-9 классов, рассчитана на 9 часов (1 урок во всех классах параллели, всего -27 уроков).
Программа состоит из 4- модулей:
- Информационные ресурсы и информационная культура общества.
- Алгоритм решения информационно -поисковых задач.
- Аналитическая переработка информации.
- Самостоятельная работа и оформление результата своей информационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ikl.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛЬЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Основы информационной культуры личности»
Составитель :педагог - библиотекарь
Форма реализации программы – очная;
Возраст обучающихся –7-15 лет.
- Пояснительная записка
Информационная ситуация в мире ставит перед образовательным учреждением важнейшую задачу – научить выпускников ориентироваться в огромном потоке информации, адаптировать современную молодежь к условиям информационного общества.
Формирование информационной культуры основывается на нескольких аспектах:
- коммуникативный - развитие культуры информационных отношений;
- лексический – совершенствование культуры речи и письма (работа с докладами, рефератами);
- библиотечно-библиографический - изучение информационных ресурсов, формирование культуры чтения, связанной с отбором и восприятием необходимой информации, которая есть в школьной библиотеке.
Цель: Подготовить учащихся к познавательной и учебной деятельности в условиях современного информационного общества.
Задачи:
- Сформировать информационную грамотность и информационное мировоззрение учащихся.
- Научить рациональным приемам и методам самостоятельного поиска информации.
- Показать приемы «переработки» большого объема информации.
- Содействовать практическому использованию навыков работы с информацией и с информационными ресурсами.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться:
- четко формулировать свои информационные потребности;
- проводить оценку источника информации;
- использовать библиографический поиск документов (через каталоги);
- анализировать и оценивать информацию;
- свободно ориентироваться в любой библиотечно-информационной среде.
- Программа
Программа охватывает учащихся 1-9 классов, рассчитана на 9 часов (1 урок во всех классах параллели, всего -27 уроков).
Программа состоит из 4- модулей:
- Информационные ресурсы и информационная культура общества.
- Алгоритм решения информационно -поисковых задач.
- Аналитическая переработка информации.
- Самостоятельная работа и оформление результата своей информационной деятельности.
- Учебный план
№ | класс | Наименование модуля | часы |
1 | Информационные ресурсы и информационная культура общества | 1 | |
2 | Алгоритм решения информационно-поисковых задач | 1 | |
3 | Аналитическая переработка информации | 1 | |
4 | Самостоятельная работа и оформление результата своей информационной деятельности | 1 | |
5 | Информационные ресурсы и информационная культура общества | 1 | |
6 | Алгоритм решения информационно-поисковых задач | 1 | |
7 | Аналитическая переработка информации | 1 | |
8 | Самостоятельная работа и оформление результата своей информационной деятельности | 1 | |
9 | Информационные ресурсы и информационная культура общества. Современные виды информационных услуг в библиотеке | 1 | |
Итого часов | 9 | ||
Итого часов в учебный год ( по всем параллелям) | 27 |
- Учебно- тематический план программы
«Основы информационной культуры личности»
к л а с с | Модуль | Тема | ча сы | Форма проведения |
1 | Информационные ресурсы и информационная культура общества | Тема: Путешествие в страну «Волшебный информационный мир» Содержание: Знакомство с видами информации. Библиотека как информационный центр. Правила пользования библиотекой. | 1 | Представление. Презентация |
2 | Алгоритм решения информационно-поисковых задач | Тема: Урок-игра «Что? Как? Где?» Содержание: Что такое информационный документ? Как сделать запрос на информацию? Где информацию можно найти? Поисковые элементы. Алгоритм поиска. | 1 | Беседа. Командная игра |
3 | Аналитическая переработка информации | Тема: «Волшебные буквы» Содержание: Основная классификация информации. Основные приемы работы с текстом. Периодические издания. | 1 | Прием «Чтение по ролям» Презентация |
4 | Самостоятельная работа и оформление результата информационной деятельности | Тема: Новое слово «Буктрейлер» Содержание: Способы составления плана. Составление отзыва о книге. | 1 | Беседа. Практическое занятие |
5 | Информационные ресурсы и информационная культура общества | Тема: Роль компьютера. Каталоги. Содержание: Значение и ценность информационности человека. Алгоритм составления аннотации. | 1 | Презентация. Практическое занятие |
6 | Алгоритм решения информационно-поисковых задач | Тема: Электронная библиотека Содержание: Алгоритм поиска информации по каталогу. Использование электронного ресурса | 1 | Беседа. Практическое занятие |
7 | Аналитическая переработка информации | Тема: Работа с текстом Содержание: Что такое пересказ? Подготовка к выступлению с докладом. Примеры выступлений. | 1 | Презентация. Практическое занятие |
8 | Самостоятельная работа и оформление результата своей деятельности | Тема: Составление реферата и докладов Содержание: Основные виды свертывания информации. Конспектирование. Составление списка литературы | 1 | Беседа. Презентация. Практическое занятие |
9 | Информационные ресурсы и информационная культура общества | Тема: Документальные потоки. Интернет Содержание: Современная информационная услуга библиотек – электронная доставка документа | 1 | Лекция. Презентация. Практикум |
- Используемая литература
- Информационные и коммуникационные технологии в библиотечном деле: Элективные курсы. –М.: 5 издание, 2006:С.96-103.
- Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности /Н.И.Гендина/.-М. : Русская школьная ассоциация, #1089;. : Профессиональная библиотечка библиотекаря.
- Основы информационной культуры личности : Методическое пособие. – Красноярск: КИПК, #1089;.
- Читаем, учимся, играем /журнал/. –М.: Мосиздат, 2007: С.17-20.