РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России


                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_5_kass_rabochaya_programma_s_sylkami.docx92.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия‌‌

Муниципальное образование "Иволгинский район"‌

МОУ "СОШ Поселья"

ПРИНЯТЬ

педагогическим советом

Протокол № ___

 от «___» __________ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ "СОШ Поселья"

________________________

Цыдыпова Г.Р.

Протокол № ____ от «___» __________   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ "СОШ Поселья"

________________________

Ширапов Б.К.

Приказ № ___ от «___» __________   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»    

  Класс : 5 «г», 5 «д», 5 «ж»

Уровень образования-основное общее образование

Уровень изучения предмета- базовый уровень 

Срок реализации программы-2023/2024 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 1ч/неделю, всего- 34ч/год

Рабочую программу составил: Е.А. Полпудникова                                                            

                                               

                                                                                                                                 

                                                                      с. Поселье

                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

        национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
  • воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традиция

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности  и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
  • получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классах не  менее одного часа в неделю, общий объем составляет 34 часа на каждый учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.

Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно- нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

        Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

  1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

  1. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

  1. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

  1. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
  • смысловое чтение;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

  • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
  • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

  • Иметь представление об артефактах культуры;
  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

  • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,

«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

        Тема 8. Культура и религия

  • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
  • осознавать связь религии и морали;
  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование

  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно- нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей

  • Знать и понимать смысл термина «семья»;
  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

        роль;

  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

  • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно- нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи

  • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

        истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура

  • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности

  • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
  • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,

«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;
  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

  • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

  • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
  • различать основные типы праздников;
  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
  • понимать основной смысл семейных праздников:
  • определять нравственный смысл праздников народов России;
  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

        Тема 26. Памятники архитектуры народов России

  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно- нравственными ценностями народов России;
  • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России
  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
  •         обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно- нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

  • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
  • понимать, что такое культурная карта народов России;
  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

  • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства этносов

                                                                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Виды,

Электронные

п/п

программы

формы контроля

(цифровые) образовательные ресурсы

всего

1.1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-

1

формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной

Устный

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-vvedenie-v-kurs-odnk-nr-4022424.html

нравственной культуры народов

культуры народов России»;

опрос;

России»?

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;

вести самостоятельную работу с учебником;

1.2.

Наш дом — Россия

1

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;

формировать представление о необходимости и важности межнационального и

межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия;

Устный

https://videouroki.net/razrabotki/nash-dom-rossiia.html

опрос;

1.3.

Язык и история

1

формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов

Письменный

культуры;

контроль;

понимать особенности коммуникативной роли языка;

Устный

слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный

опрос;

материал по нескольким источникам;

1.4.

Русский язык — язык общения и язык

1

формировать представление о русском языке как языке межнационального общения;

Устный

https://videouroki.net/video/25-russkij-yazyk-gosudarstvennyj.html

возможностей

слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное;

опрос;

объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления;

1.5.

Истоки родной культуры

1

формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре

Устный

разных народов;

опрос;

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;

выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;

1.6.

Материальная культура

1

формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов;

Устный

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/420691-razrabotka-uroka-odnknr-v-5-klasse-na-temu-po

слушать и анализировать выступления одноклассников;

опрос;

работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;

1.7.

Духовная культура

1

формировать представление о духовной культуре разных народов;

Устный

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/420691-razrabotka-uroka-odnknr-v-5-klasse-na-temu-po

понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры;

опрос;

выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;

учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;

1.8.

Культура и религия

1

формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём

Письменный

https://videouroki.net/video/2-kultura-i-religiya.html

заключается связь культуры и религии;

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;

1.9.

Культура и образование

1

понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость

Письменный

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/zhizn-goroda-i-sela/kultura-i-obrazovanie

образования для общества;

контроль;

слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;

Устный

опрос;

1.10.

Многообразие культур России

1

отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-

Практическая

https://videouroki.net/video/34-mnogonacionalnaya-kultura-rossii.html

(практическое занятие)

популярной литературой;

работа;

слушать выступления одноклассников;

2.1.

Семья — хранитель духовных

1

понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом

Устный

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey

ценностей

культуры и особенностями семейного уклада у разных народов;

опрос;

понимать значение термина «поколение»;

слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;

2.2.

Родина начинается с семьи

1

понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей

Устный

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-v-zhizni-cheloveka

страны, народа;

опрос;

слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать

учебный материал;

2.3.

Традиции семейного воспитания в

1

понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей

Устный

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-odnknr-5-klass-traditsii-vospitaniya.html

России

семьи, семейных традициях своего народа и других народов России;

опрос;

уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме;

просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;

2.4.

Образ семьи в культуре народов

1

знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях;

Устный

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-2-semeynye-tsennosti-v-pravoslavii- 

России

знать и понимать морально-нравственное значение семьи;

опрос;

работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные

фильмы, систематизировать учебный материал;

2.5.

Труд в истории семьи

1

понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего

Устный

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-4-semya-pervyy-trudovoy-kollektiv

семейного труда для укрепления целостности семьи;

опрос;

слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником;

2.6.

Семья в современном мире

1

понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её

Практическая

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-v-zhizni-cheloveka

(практическое занятие)

следующим поколениям;

работа;

готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать

материал из нескольких источников;

3.1.

Личность — общество — культура

1

знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие

Устный

https://videouroki.net/razrabotki/tiema-dukhovnaia-kul-tura-lichnosti-i-obshchiestva.html

проявления людей можно назвать гуманными;

опрос;

работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать

смысловое чтение (решать текстовые задачи);

3.2.

Духовный мир человека. Человек —

1

понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной

Устный

https://videouroki.net/video/15-duhovnyj-mir-cheloveka.html

творец культуры

культуры;

опрос;

слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать

основные понятия по теме;

3.3.

Личность и духовно-нравственные

1

понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким;

Письменный

https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-odnk-v-klasse-na-temu-duhovnie-cennosti-3300810.html

ценности

показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание,

контроль;

милосердие, любовь, дружба и др.;

Устный

разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с

опрос;

учебником;

4.1.

Историческая память как духовно-

1

объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории;

Письменный

https://myslide.ru/presentation/xranit-pamyat-predkovxAosnovyxAduxovnonravstvennojxAkulturyxAnarodov-rossii-5

нравственная ценность

понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи

контроль;

связана с историей страны;

Устный

работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и

опрос;

анализировать выступления одноклассников;

4.2.

Литература как язык культуры

1

понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного

творчества;

Письменный

объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности

контроль;

в произведениях литературы;

Устный

слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и

опрос;

анализировать источники;

4.3.

Взаимовлияние культур

1

иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный

Письменный

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-vzaimodeystvie-kultur-2605074.html

обмен»;

контроль;

понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия;

Устный

слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и

опрос;

сравнивать материал по нескольким источникам;

4.4.

Духовно-нравственные ценности

1

уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные

Письменный

https://uchitelya.com/obschestvoznanie/172448-prezentaciya-nravstvennye-cennosti-rossiyskogo-naroda.html

российского народа

ценности;

контроль;

осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей

Устный

российского общества;

опрос;

слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);

4.5.

Регионы России: культурное многообразие

2

понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов России;

уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины;

слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

Устный

https://multiurok.ru/files/mnoghoobraziie-kul-tury-narodov-rossii.html

опрос;

4.6.

Праздники в культуре народов России

1

понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;

Устный

https://kopilkaurokov.ru/ork/uroki/pravoslavnyieprazdnikirusskoghonaroda

уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи;

опрос;

понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;

работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы;

4.7.

Памятники в культуре народов России

1

устанавливать связь между историей памятника и историей края;

Письменный

https://pandia.ru/text/80/079/18886.php

характеризовать памятники истории и культуры;

контроль;

понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы;

Устный

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,

опрос;

просматривать и анализировать учебные фильмы;

4.8.

Музыкальная культура народов

1

понимать особенности музыки как вида искусства;

Устный

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-muzyka-narodov-rossii-5419100.html

России

знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать,

опрос;

как история народа отражается в его музыке;

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,

просматривать и анализировать учебные фильмы;

4.9.

Изобразительное искусство народов

1

понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида

Письменный

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/conspect/312988/

России

художественного творчества;

контроль;

понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных

Устный

ценностей;

опрос;

знать и называть основные темы искусства народов России;

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,

просматривать и анализировать учебные фильмы;

4.10.

Фольклор и литература народов

1

понимать, что такое национальная литература;

Письменный

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/conspect/245745/

России

объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю

контроль;

народа, его духовно-нравственные ценности;

отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи,

слушать и анализировать выступления одноклассников;

4.11.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1

отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно- популярной литературой;

Практическая работа;

https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-byt-i-osnovnyie-zaniatiia-liudiei-znakomstvo-s-ukladom-i-byt.html

4.12.

Культурная карта России (практическое занятие)

1

отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическая работа;

4.13.

Единство страны — залог будущего России

2

понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства;

слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;

Устный опрос;

https://uchitelya.com/pedagogika/97534-prezentaciya-rossiya-ustremlennaya-v-buduschee-5-klass.html

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

                                            ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры      народов России»?

1

0

0

Устный опрос

2.

Наш дом — Россия

1

0

0

Устный опрос

3.

Язык и история

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

0

0

Устный опрос

5.

Истоки родной культуры

1

0

0

Устный опрос

6.

Материальная культура

1

0

0

Устный опрос

7.

Духовная культура

1

0

0

Устный опрос

8.

Культура и религия

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

9.

Культура и образование

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

0

1

Практическая работа

11.

Семья — хранитель духовных ценностей

1

0

0

Устный опрос

12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

Устный опрос

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

Устный опрос

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

Устный опрос

15.

Труд в истории семьи

1

0

0

Устный опрос

16.

Семья в современном мире (практическое занятие)

1

0

1

Практическая работа

17.

Личность — общество — культура

1

0

0

Устный опрос

18.

Духовный мир человека. Человек

— творец культуры

1

0

0

Устный опрос

19.

Личность и духовно- нравственные ценности

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

20.

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

21.

Литература как язык культуры

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

22.

Взаимовлияние культур

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

23.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

0

0

Устный опрос

24.

Регионы России: культурное многообразие

1

 

0

Устный опрос

25.

Регионы России: культурное многообразие.

0

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

26.

Праздники в культуре народов России

1

0

0

Устный опрос

27.

Праздники в культуре народов России

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

28.

Памятники в культуре народов России

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

29.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

Устный опрос

30.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

Устный опрос

Письменный контроль

31.

Фольклор и литература народов России

1

0

0

Письменный контроль

32.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1

0

1

Практическая работа

33.

Культурная карта России (практическое занятие)

1

0

1

Практическая работа

34.

Единство страны — залог будущего России. Контрольная работа.

2

 

0

Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

4