Роль педагога-библиотекаря в исследовательской деятельности в школе/
Библиотека обучает умению искать, обрабатывать и творчески применять найденную информацию. Педагог-библиотекарь помогает школьнику применять умения и навыки в учебной и последующей научно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
И библиотекарь, и педагог. Помощь в исследовательской деятельности. | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога-библиотекаря в исследовательской деятельности в школе.
Мудаева Д.Д.
педагог-библиотекарь
МОУ Сужинская СОШ
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны творить
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Где нет любви к профессии, там нет и мастерства.
Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы . Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки. Библиотекарь оказывает и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи. При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами;
- наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях;
- высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.);
- активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.
- возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования.
С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается
в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся.
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
В появившихся с середины XIX века в российских университетах установилась традиция избирать библиотекарей из числа самых достойных профессоров и Феофан Прокопович (русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный учёный) должность библиотекаря считал чрезвычайно престижной. Пора бы и нам вернуться к старой доброй традиции: говоря о библиотекаре, подразумевать и учителя.