Статья о педагоге Роберте Оуэне

Федорова Виктория Сергеевна

Английский философпедагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robert_ouen.docx466.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роберт Оуэн (1771-1858)

https://ilarge.lisimg.com/image/8754709/740full.jpg

 Английский философпедагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Оуэн, сын мелкого лавочника, после окончания школы работал в торговле, держал небольшое предприятие, внедрял передовые методы производства. Став совладельцем мануфактуры он применил новый подход, вкладывая капитал в собственных работников. Мужчина организовывал промышленное производство, но прежде выгоды заботился о том, чтобы его работники имели достойные условия труда. Своим примером Оуэн пытался доказать, что человеческое отношение к наемному рабочему не просто мотивирует того трудиться эффективнее, но и формирует в нем более совершенную природу.

Промышленный бум в Манчестере в конце 18 века стал важной вехой в становлении молодого предпринимателя. Через несколько лет будущий философ открывает собственную прядильную фабрику, где разрабатывает и применяет новое рабочее законодательство. В это время Роберт уделяет много внимания работе литературного общества, где становится одним из лекторов. Он читает доклады об изменении рабочего законодательства, вводит на собственном предприятии 10 часовой рабочий день, открывает кассу взаимопомощи, детский сад и школу. В 1815 году философ выступает в парламентской комиссии с проектом закона, который ограничивает детский труд и устанавливает обязательное школьное образование. Роберт Оуэн становится не только владельцем и управляющим фабрикой, но и ярым защитником труда рабочих.

https://thepresentation.ru/img/tmb/4/383928/e5434b5a635f1be86a4effce058d39c8-800x.jpg

В основании его взглядов лежало то убеждение, что человек во всех своих действиях зависит от влияния окружающей среды и обстоятельств. При рождении человек одарен от природы известными качествами, подвергающимися потом воздействию разных обстоятельств, за которые он совершенно не ответствен. Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Главным должно быть нравственное воспитание. Умственное воспитание предполагает, что знания не должны противоречить здравому смыслу. Необходимым условием для всестороннего развития человека является трудовое воспитание.

https://present5.com/presentation/140341573_168764753/image-53.jpg

Роберт Оуэн стремился к тому, чтобы вопрос об образовании подрастающих поколений сделался общим национальным делом, чтобы правительство и высшие классы стали во главе этого движения и чтобы усвоенная система была построена на самых широких и разумных началах. Им была разработана система 4 образовательных ступеней:

1. Школа – для малышей 1-5 лет, где с детьми занимаются чтением, танцами, играют на свежем воздухе.

2. Дневная школа – для детей 5-10 лет, в которой изучаются родной язык, арифметика, география, естествознание, история.

3. Вечерняя школа для подростков, работающих на фабрики.

4. Вечерние лекции для взрослых.

В третьем очерке Оуэн описывает «Новый институт для формирования характера», который объединил школу для маленьких детей, дошкольного учреждения и начальную школу. Это здание с внутренним двором. Дети начинали играть здесь, едва научившись ходить. Оуэн говорил, что многие из свойств характера ребенка развиваются при первом пробуждении сознания; вот почему дурная семейная среда оказывает такой вред на его развитие уже с раннего детства.

К внутреннему двору для игр прилегало помещение для младенческой школы, куда принимались дети до четырехлетнего возраста. В ней много внимания уделялось физическому воспитанию: соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в «школе для маленьких детей» с эстетическим.

Очень важным в воспитании детей младшего возраста, Оуэн считал развитие “духа общественности”, он стремился воспитать детей честными, правдивыми, приветливыми, вежливыми, привить им привычку приходить на помощь товарищам в затруднительных случаях и другие положительные нравственные качества. Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Огромное значение Р. Оуэн придавал детской деятельности, основным видом которой считал игры; в “школе для маленьких детей они сочетались с элементарными трудовыми процессами.

Роберт Оуэн «Об образовании характера»: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003760975?page=14&rotate=0&theme=white