Статья о педагоге К.Н. Вентцель

Федорова Виктория Сергеевна

Родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец, действительный статский советник, служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venttsel_k.n.docx295.69 КБ

Предварительный просмотр:

Вентцель К.Н.  (1857 – 1947г.г.)

                                       https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/153/82153179_ventc_nn.jpg

Родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец, действительный статский советник, служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

Константин Николаевич учился в Технологическом институте, а затем на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но не окончил его. В 1880-е годы он увлекся революционной деятельностью, примкнул к «Народной воле», за что вместе с женой был арестован. Вентцель отсидел в тюрьме тринадцать месяцев, жена – шесть. В 1891 году Вентцель переезжает в Москву и четверть века, чтобы прокормить семью, работает в статистическом отделении городской управы. Все свободное от службы время он уделял захватившей его гуманистической проблеме – как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от «невидимых цепей духовного рабства».

https://shareslide.ru/img/thumbs/8d03cffd2da16ce9b700c7e2370ddf20-800x.jpg

«Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания - выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой».

Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».

Образовательная деятельность строилась «в действенном соприкосновении с жизнью, природой, людьми». Задача педагога – создать оптимальную воспитывающую и обучающую среду, стимулирующую в ходе общения с другими людьми и взаимодействия с объектами культуры рост активности ребенка. По замыслу педагога-гуманиста, дети вначале попадали в подготовительную школу радости, где они не учились, а жили полнокровной и радостной жизнью. Разнообразные виды трудовой деятельности имели целью пробудить в каждом ребенке потребность к творчеству, «освободить его творческие силы». Именно творческий производительный труд являлся основным делом, а обучению отводилась дополнительная роль. Оно должно было быть органично связано с трудом, «естественно вытекать из него и вести к нему».

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/o/OxG8y2ug5dtIKD6LnEU0lAYiBPRT39FjbaHzsZcJe/slide-13.jpg

Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, мыслитель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии и культурологии, этике, психологии и педагогике. Причем в каждой из этих ипостасей своего творчества он продвигался до крайнего предела, часто переступая тонкую грань между реальным и иллюзорным. Но как раз этим-то максимализмом, кажущимся утопичным и наивным, Константин Николаевич создавал удивительно притягательную ауру вокруг своей личности и деятельности.

Педагогическое наследие Вентцеля, этого пророка свободного воспитания и талантливого теоретика космической педагогики, приобрело особое звучание в ХХI веке. Гуманистический заряд, присущий творчеству выдающегося педагога, актуализирует его наследие, дух которого оказывается созвучным нашему времени. Когда в России вновь возрастает напряженный интерес к личности, теплый, поистине животворящий путь, проложенный сквозь тернии Вентцелем, может помочь вывести всех нас туда, где, по его словам, «чудесного детства страна так отчетливо ясно видна».

Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896.:

http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_osnovnye-zadachi-nravstvennogo_1896/go,0;fs,1/ 

Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910.:

http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_novye-puti-vospitaniya_1923/go,0;fs,1/ 

 Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915.:

http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_teoriya-svobodnogo-vospitaniya_1923/go,0;fs,1/