взгляды ученых на значимость духовно-нравственного воспитания в современном мире
Предварительный просмотр:
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Современное российское общество констатирует критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от традиций и ценностей своего народа. Все больше над духовными ценностями преобладают материальные. Согласно этому обстоятельству у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи - воспроизводства и социализации детей. Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами - беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Таким образом, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят на первый план. Воспитание - одна из главных функций общества. Это социальное проявление, характеризующее вид человеческой деятельности, который имеет осознанный целенаправленный характер. Воспитание - это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и творческой работе. Это направленное регулярное влияние на формирование человека с целью подготовки его к осуществлению конкретных ролей в системе социальных взаимоотношений [1, с. 35]. Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного и нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого гражданина.
Направление воспитательной работы: духовно-нравственное воспитание
Целевые ориентиры:выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Тема проекта «Воспитание культуры поведения у младших школьников»
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для обеспечения духовно – нравственного воспитания, развития личности и успешной социализации детей.
Задачи проекта:
- Обеспечить воспитание социально-значимых качеств личности, развитие и успешную социализацию младших школьников.
- Стимулировать родителей и детей к эффективному взаимодействию со школой, учреждениями дополнительного образования, культуры используя различные направления совместной деятельности.
- Вовлечь родителей в воспитательную деятельность своих детей.
- Сформировать позитивное отношение родителей и детей к нравственным ценностям;
- Организовать совместную деятельность для реализации совместных воспитательных мероприятий с театром, РДДМ «Движение Первых», городской библиотекой, с представителем органов правопорядка;
- Укрепить сотрудничество между всеми участниками воспитательного процесса.
Участники проекта, их функции
Участник | Роль | Функции |
Классный руководитель | Управленческая | Организаторская, координация сетевого взаимодействия (классный руководитель проводит воспитательные беседы с учениками, организует воспитательные мероприятия, куда вовлекает родителей, проводит родительские собрания, инициирует сотрудничество между школой и театром, транспортной компанией, городской библиотекой, куратором РДДМ «Движение Первых»,представителем органов правопорядка) |
Обучающиеся 3 класса | Исполнительская | Участие в мероприятиях, организация некоторых из них (принимают участи в мероприятиях проекта, организации и проведении некоторых из них) |
Родители | Организаторская | Сотрудничество (помогают в организации мероприятий, принимают в них участие, обсуждают на родительских собраниях представленную тему проекта и ищут пути решения поставленных задач не только в школе, но и за её пределами) |
Сотрудник театра | Организаторская | Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, обеспечивает посещение спектакля) |
Представитель транспортной компании | Организаторская | Партнерская (организовывает безопасную перевозку участников проекта до место проведения мероприятий) |
Куратор РДДМ «Движение Первых» | Организаторская | Партнерская (проводит с обучающимися беседы и акции) |
Сотрудник библиотеки | Организаторская | Партнерская (готовит тематический проект) |
Представитель органов правопорядка | Организаторская | Партнерская (проводит беседу о правилах поведения) |
№ п/п | Мероприятия проекта | Участники | Ожидаемый результат | Показатели результата | Приме-чания |
Подготовительный этап | |||||
1 | Заключение договоров на оказание услуг с транспортной компанией и театром, куратором РДДМ «Движение Первых», заключение договора о сотрудничестве с библиотекой. | Классный руководитель, родители, сотрудник театра, представитель транспортной компании, сотрудник библиотеки, куратор РДДМ «Движение Первых» | Подписание договоров на оказание услуг с транспортной компанией, театром и куратором РДДМ «Движение Первых», подписание договора о сотрудничестве с городской библиотекой. | Подписанные договоры на оказание услуг с транспортной компанией и театром, куратором РДДМ «Движение Первых», подписанный договор о сотрудничестве с городской библиотекой. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание: «Что такое проект и какова роль родителей в работе ребенка над проектом по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Воспитание культуры поведения младших школьников»». | Классный руководитель, родители. | Осознание родителями своей роли в реализации воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи и других организаций, разработка интеллект карт «Что такое проект?». | Не менее 80% родителей осознают свою роль в реализации воспитательного проекта | Октябрь |
3 | Классный час «Вершины нравственности». | Классный руководитель, обучающиеся. | Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся; Мотивация детей к нравственному самосовершенствованию; Воспитание чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела. | У 100% обучающихся сформированы духовно-нравственные ценности. | Ноябрь |
4 | Проект «Значение добрых слов в современном мире» | Классный руководитель, обучающиеся, родители, представитель транспортной компании, сотрудник библиотеки | Расширять знание детей вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения, учить совершать добрые поступки. | У 100% присутствующих на мероприятии богатый словарный запас вежливых слов | Декабрь |
5 | Классный час: «Правила поведения в театре» | Классный руководитель, обучающиеся | Напомнить детям правила поведения в театре | У 100% обучающихся имеются знания о правилах поведения в театре | Февраль |
Основной этап | |||||
6 | Посещение театра | Классный руководитель, обучающиеся, родители, представитель транспортной компании, сотрудник театра | Способствовать социализации и адаптации детей к жизни в обществе. Закрепить правила безопасного нахождения на улице, правил дорожного движения, правил поведения в театре. Формирование уважительного отношения к окружающим. | У 80% обучающихся проявляется осознанность уважительного отношения к окружающим; сформирован навык социализации | Февраль |
7 | Акция «Подари улыбку» | Классный руководитель, обучающиеся, родители, представитель транспортной компании и куратор РДДМ «Движение Первых» | Развитие коммуникативных способностей детей, умения общаться в окружающем мире; Воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу; Укрепление представления детей о значении доброжелательных отношений между людьми; Разработка открыток с улыбками и раздача их прохожим. | Обучающиеся активно участвовали в акции и доброжелательно относились к друг другу и окружающим | Март |
8 | Классный час «Культура поведения» | Классный руководитель, обучающиеся | Развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими обучающимися в результате групповой работы по теме беседы. Создание памяток «Нормы поведения в обществе» | Март | |
Рефлексивный этап | |||||
9 | Акция «Учимся дарить подарки» | Классный руководитель, учащиеся, родители, куратор РДДМ «Движение Первых», сотрудник библиотеки | Рефлексия деятельности в рамках проекта, развитие духовно-нравственных качеств участников проекта. Создание участниками проекта (обучающимися)открыток по теме «Международный день детской книги» | Открытки по теме «Международный день детской книги | Апрель |
10 | Анкета «Зачем нужны правила поведения?» | Классный руководитель, обучающиеся, представитель органов правопорядка | Рефлексия деятельности в рамках проекта. Оценка усвоение правил поведения в обществе. | Не менее 90 % обучающихся усвоили правила поведения в обществе | Май |
11 | Общешкольное мероприятие «Благодарность не знает границ» | Классный руководитель, родители, обучающиеся | Рефлексия деятельности в рамках проекта в проведенииоткрытого урока о культуре поведения школьников, развитие духовно-нравственных качеств участников открытого урока, расширение представления всех участников проекта о его результатах. | 80% обучающихся примут участие в открытом уроке, не менее 25 % родителей будут привлечены к реализации мероприятия. Не менее, чем в 2х газетах опубликована новость о проведённом мероприятии | Май |
Традиционными источниками нравственности являются: - патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству; - социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство; - гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания; - семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;