Внеклассное мероприятие "Ломоносовский турнир"

Галина Николаевна Кошкина

 Роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки. Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ломоносовский турнир24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ломоносовский турнир

(внеклассное мероприятие к юбилею М.В. Ломоносова)

Цели и задачи:

Показать роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки.

Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.

Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.

Оформление:

Портрет М.В. Ломоносова

Выставка книг о М.В. Ломоносове

Портреты русских царей

Иллюстрации

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель знакомит с целями и задачами мероприятия. Класс делится на 2 команды. Вопросы задаются обеим командам. Командам предлагаются карточки с несколькими вариантами ответов. За каждый правильный ответ группа, ответившая правильно, получает жетон. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

II. Вводное слово учителя

Слова Белинского: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца»

III. Основная часть

Учитель задает вопросы командам.

1. Эти книги М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Он взял их с собой, уйдя из дома.

А) Жития святых

Б) книги С. Полоцкого

В) «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого

2. Внучка М.В. Ломоносова Софья Алексеевна вышла замуж за генерала, будущего героя Отечественной войны 1812 года. Именно он с двумя своими сыновьями 12 и 16 лет в начале войны показывал пример солдатам, идя впереди полка во время атаки на французов. Назовите его фамилию.

А) Раевский

Б) Тучков

В) Платов

3. Назовите фамилию соседа Ломоносова, который дал ему в дорогу 3 рубля. В дальнейшем его сын Федот, получивший образование, стал знаменитым скульптором.

А) Дудин

Б) Шубный

В) Морозов

4. В славяно-греко-латинской академия, в которой учился Ломоносов, было 8 классов, воспитанники обучались 13 лет.

1-й класс – фара (латинский язык),

2-й класс – инфина,

3-й класс – грамматика,

4-й класс – синтаксима,

5-й класс – пиитика,

6-й класс – риторика (2 года),

7-й класс – философия (2 года)

8-й класс – богословие (4 года).

История сохранила фамилии нерадивых учеников. Так, воспитанник Чепелев дошел до 7 класса за 14 лет обучения (вместо 7), Констатинов учился в 1 классе 5 лет, Ушаков учился в академии 20 лет.

А сколько лет учился Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии?

А) 13 лет

Б) 8 лет

В) 5 лет

(Учащимся предлагаются портреты русских царей и императоров)

5. Надпись к памятнику:

«Се образ изваян премудрого Героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и, царствуя, служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рождены к скипетру, простёр в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал Солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И, словом, се есть Отечества отец;

Земное божество Россия почитает,

И сколько алтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец».

Этот император – идеал для Ломоносова. Кому были посвящены эти строки?

(Петру I. Статуя отлита в 1746 году. Смысл надписи – Петр Iзаботился о России, теперь Россия воздает ему честь).

6. Эта императрица пригласила для написания истории Петра I француза Вольтера. Ломоносову было предложено помочь ему, у него уже был закончен 1-й том «Российской истории». Но Вольтер не использовал и четверти Ломоносовских материалов. Его «История России при Петре Великом» вызвала в Петербурге разочарование и принята была холодно. Ломоносов указал на серьёзнейшие её недостатки. Кто она?

(Екатерина II)

7. Ода – хвалебная, торжественная, восторженная речь поэта. Похвальные оды – на торжественные случаи. В них воздавалась хвала императрицам. Этой императрице посвящена ода «На день восшествия на престол». Кто она?

«Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Своё богатство по земли.

(Елизавета Петровна. Заслуга Елизаветы в том, что она закончила войну, печется о счастье русского народа. В то же время ода – наказ следовать по пути Петра I.)

8. Ломоносов, Державин, Пушкин соревновались в переводе оды Горация «К Мельпомене». В Ломоносовском переводе первая строка звучит так: «Я знак бессмертия себе возвигнул…». У Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…». А как она звучит у Пушкина?

(«Я памятник себе возвиг нерукотворный…»)

9. С каким древнегреческим поэтом вёл виртуальный разговор Ломоносов?

А) Демокрит

Б) Анакреон

В) Платон

(«Разговор с Анакреоном» – одно из лучших стихотворений Ломоносова)

10. Ломоносов утверждал, что российские стихи надлежит сочинять по природному свойству нашего языка, а то, что ему несвойственно, из других языков не вносить. Он разработал собственную систему русского стихосложения. Как образец была представлена ода (отрывок):

«Крепит Отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает век пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Как сильный лев стада волков, что кажут острый яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,

Разит, извившись сильным махом».

А) «На взятие Хотина»

Б) «Утреннее размышление о божием величии»

В) «Ода, выбранная из Иова»

11. Ломоносов-астроном

«Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь.

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят».

Наблюдая за этой планетой, М.В. Ломоносов открыл на ней атмосферу. Как называется эта планета?

А) Марс

Б) Венера

В) Меркурий

(Наблюдения при прохождении Венеры через диск Солнца. Этому открытию Ломоносов посвятил специальную работу).

12.М.В.Ломоносовым выполнены 43 мозаичные картины, до нас дошла 21. Самая значительная из них – «Полтавская баталия», её размер – 12 на 11 аршин. А сколько она весит?

А) 300 кг

Б) 1 тонна

В) 2 тонны

13. К кому обращено Ломоносовское «Письмо о пользе стекла»?

«Неправо о вещах те думают,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающим в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от неё на верьх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камнем дорогим, ни злату, но стеклу.

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастье представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить,

Других вещей земных конечный разделитель:

Стекло им рождено: огонь его родитель.

А) И.И. Шувалов

Б) Разумовский

В) Долгорукий

14. Ломоносов изучал атмосферное электричество. Он считал, что физикам нужно проявить некоторую храбрость в таком рискованном деле. Со своим другом они устроили «громовые машины», состоящие из высокоукрепленных (на вершине дерева, на крыше дома) металлических стержней, от которых проволока шла в дом, где находились электрические указатели. Установка не заземлялась. 4 августа 1753 года произошла трагедия – его друг был убит молнией. Как его звали?

А) Рихман

Б) Эйлер

В) Штейн

15. Стремясь к созданию русской науки, Ломоносов столкнулся с серьезной трудностью – бедностью русской научной терминологии. Обладая огромным знанием народного и литературного русского языков, Михаил Васильевич быстро находил соответствующее русское слово для передачи научного понятия. Им введено в русский язык много понятий и терминов. Найдите одно из них:

А) Термометр

Б) Шкала

В) Радиан

(также им введены такие термины: удельный вес, магнитная стрелка, формула, упругость, атмосфера, барометр, промышленность, квадрат, пропорция и т.д.)

16. О существовании этих островов первым высказал предположение М.В. Ломоносов. Эти догадки помора-академика подтвердились через 110 лет. Что это за острова?

А) Шпицберген

Б) Новая земля

В) Земля Франца Иосифа

V. Подведение итогов. Объявление победителей

Классный час: «Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого.
  2. Развивать речь, память поэтические способности ребят.
  3. Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.

Приготовить:

Снимки: 

  • Дом Ломоносова,
  • Первые книги “Грамматика”, “Арифметика”,
  • Ломоносов на пути в Москву,
  • В славяно-греко-латинской школе,
  • В химической лаборатории,
  • По теме “Мозаика”.

1. Сегодня у нас необычное занятие.

Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.

- Кто уже слышал это имя и фамилию? Нет? Не беда. В нашей школе идёт декада, посвященная этому человеку, его делам и научным открытиям.

Историческая справка: (готовят ребята 4 класса).

1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.

(Показ на фотографии дом, в котором жил Ломоносов).

2 ученик. Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.

В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арифметика” (Магницкого).

(фотография книг)

“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.

Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.

3 ученик. В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. (фотография). В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.

  • “Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
  • Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
  • Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
  • В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.

Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.

В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.

Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.

Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.

(Мозаика)

4 ученик. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. (Фотографии, открытки, мозаика).

Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.

До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение.

А с чего всё начиналось? С самообразования.

А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.

Математика.

Магия чисел.

Число 9 раньше на Руси считали…

2. Прочитай пословицу.(семь раз отмерь, один отрежь)

Русский язык.

На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.

- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.

Кто сколько слов пересыплет за минуту.

(ар, рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)

Чтение.

Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).

Технология.

Расставьте все по порядку. (Соедини стрелкой).

Игрушки из картона вырежу

иголкой

Пуговицу пришью

молотком

Гвоздь забью

клеем

Бревно распилю

ножницами

Солнышко приклею

пилой

Разминка для всех.

Отвечаем дружно хором.

Трактор водит ……

(тракторист)

Электричку …..

(машинист)

Стены выкрасил ….

(маляр)

Доску выстрогал ….

(столяр)

В доме свет провел …

(монтер)

В шахте трудится …

(шахтер)

В жаркой кузнице …

(кузнец)

Кто все знает Молодец!

Физкультура.

Игра “Запретное движение”.

Договариваемся какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которые договорились не делать.

Рисование + технология.

МОЗАИКА

М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.

У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.

Подведение итогов.

Ну вот, дорогие мои ломоносовцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.

Желаю вам новых открытий на уроках.