Классный час
Классный час на тему "Россия – Родина моя"
Цели:
• способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
• воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
• усиление патриотических качеств личности;
• расширение кругозора учащихся;
• повышение интереса к истории Отечества;
• развитие эмоциональной сферы;
• развитие памяти, речи учащихся;
• привитие чувства любви к своей Родине;
• воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование:
• компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
• плакаты с пословицами;
• аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
• лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
Ход классного часа
Создание эмоционального настроя: прослушивание песни В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Посмотрите на репродукции картин известных художников: 9слайды 2-6) слайд 2
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
-Что объединяет эти картины?
- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы живём и учимся.
слайд 7
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
слайд 8
Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе? (Одна у человека родная мать – одна у него Родина )
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
Слайд 9
Работа в парах
Задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”
1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Нет в мире краше Родины нашей.
4. Жить – Родине служить.
5. За Родину – мать не страшно умирать.
6. Родина – мать, умей за неё постоять.
7. Человек без Родины, что соловей без песни.
8. С родной земли – умри, не сходи.
9. Родина любимая, что мать родимая.
10 Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
11. Родина краше солнца, дороже золота.
Учитель:
-Ребята, объясните значение пословиц. (дети объясняют)
-Молодцы!
-Для каждого человека мама- самый близкий , родной и любимый человек. Родину тоже называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас водами и, как мать, защищает нас от врагов. Любить Родину обязан каждый человек с детства.
-А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ)
Символы государства
Учитель:
-Вы знаете, что у каждой страны есть особые отличительные знаки, символы.
-Они одни для нашего государства. Назовите их. ( герб, гимн, флаг)
слайд 10
слайд 11
-Правильно, герб, гимн, флаг (табличка на доску) – государственные символы. С их историей вы знакомы.
-Почему каждому россиянину нужно знать символы нашего государства?
-Ребята, в этом начинает проявляться любовь к своей Родине- России.
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево.
- А какое дерево – символ России? (Береза)
Учитель:
-Россия- это большая Родина, страна в которой мы живем. Но у каждого человека есть еще и «малая родина»- это место, где ты родился, живешь, твой город.
И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это и город Севастополь.
- Что вы знаете о своем городе?
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Викторина « Знаешь ли ты свой город?»
( На каждой парте лежит фотография с видом Севастополя. Дети в паре должны обсудить: что изображено и где это находится
- Екатерина II (Дала имя нашему городу.)
- Площадь Нахимова
- памятник Затопленным кораблям ( символ нашего города)
- Графская пристань
- Панорама (музей, в котором рассказывается о первой обороне города)
- Петр Кошка. ( герой 1-ой обороны города)
- Даша Севастопольская (герой 1-ой обороны города)
- Малахов курган
- Диорама (музей, в котором рассказывается о второй обороне города)
- Сапун гора
- Валерик Волков (пионер-герой)
слайд 13 слайд 14
слайд 15 слайд 16
слайд 17 слайд 18слайд 19
слайд 20 слайд 21
слайд 22
Подведение итогов.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
Игра “Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера)
1. Столица России:
o Москва
o Киев
o Петербург
2. Древнерусское сооружение?
o собор
o мечеть
o кремль
3. Жилой дом русского народа?
o хата
o изба
o юрта
4. Праздник проводов русской зимы?
o рождество
o масленица
o крещение
5. Предметы одежды русских женщин?
o чалма
o сарафан
o кимоно
- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
слайд 23 слайд 24
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
слайд 24
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
- А сейчас сыграем.
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина?
-На что она похожа? (на солнышко)
-Что она символизирует? (единение всех россиян в одну большую семью)
Нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы.
слайд 25
Правильно, символ России – деревянная игрушка, пришедшая, кстати, из Китая.
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя.
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам послушать песню о России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.57 МБ |