Протокол заседания РМО №4 от 02.05.2023г.
Протокол заседания РМО №4 оТ 02.05.2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_zasedaniya_rmo_no4_ot_02.05.2023_goda.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №4
заседания районного методического объединения музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области
от 2 мая 2023 года
Присутствуют 9 человек
Регламент работы
Начало – 12:30
Основной доклад – до 10 мин
Беседа, обсуждение - 10 мин
Окончание – 14:30
Повестка дня
- Семинар-практикум «Опыт использования музыкального материала по формированию патриотических чувств и обогащению музыкально-художественных образов детей дошкольного возраста»
(Практическая презентация музыкального материала по восприятию музыки, мастер-класс для взрослых) – выступают все музыкальные руководители.
- Анализ и подведение итогов работы РМО за 2022-2023 учебный год.
- Перспективы и направления работы РМО на следующий год.
По первому вопросу слушали:
Музыкальных руководителей МБДОУ Детский сад №1
Мельникова С.Л. – «Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с песнями военных лет».
Лейман Е.Н. – «Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с патриотической песней».
Педагоги подчеркнули, что в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Работа с патриотической музыкой включает в себя несколько этапов. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствует художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов); художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений).
Процесс восприятия музыки запускает познавательный процесс, стимулирует формирование нравственных качеств, способствует воспитанию таких качеств как: доброта, сопереживание, сочувствие. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Достижение этой цели возможно через решение ряда педагогических задач в ходе восприятия музыки:
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Педагоги рассказали о знакомстве детей с песнями военных лет. В частности остановились на песнях «Расскажите нам о войне» слова и муз. Н. Я. Соломыкиной и «В землянке» муз. К. Листова, слова А. Суркова.
В ходе работы с данным музыкальным произведением были организованы с ребятами экскурсия в городской музей, где дети смогли увидеть макет землянки, в которой солдаты в перерывах между боями могли написать письмо своим близким, вспомнить о доме, семьях, выразить в письмах свою тоску по родному дому, мирной жизни. Также на базе детского сада создан музей ВОВ, в котором хранятся письма-треугольнички, фрагменты боевого оружия, боевого снаряжения и многое другое, который дети тоже посещают.
Музыкального руководителя МБДОУ Детский сад №13:
Немцова Е.В. – «Формирование патриотических чувств у дошкольников по средством музыкального воспитания».
Она отметила, что система работы по формирование патриотических чувств у дошкольников представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.
Выделила следующие направления: классическое культурное наследие; народная музыка; историческое прошлое.
По каждому направлению была представлена работа.
Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №12:
Сапронова И.В. – «Формирование нравственно - патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны - Гимном Российской Федерации».
Ирина Викторовна рассказал о построении и этапах слушания Гимна РФ. О возможных трудностях восприятия и их путях решения.
Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №9:
Устиненоква И.В. – «Формирование нравственно-патриотической позиции дошкольников посредством культурно-досуговой деятельности в детском саду».
Она отметила, что патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Одним из главных показательных моментов привлечения ребенка к патриотизму являются культурно-досуговые мероприятия. Через праздники, досуги и развлечения мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Выделила критерии и показатели патриотизма:
— эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
— когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
— мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
— практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Рассказала об особенностях проведения таких мероприятий как: "День рождения детского сада", "Наши выпускники", "Музыкально-спортивный праздник "Боевые учения", "Салют Победы", "Парад Победы для дошкольников». Проведение: выставок поделок и экспонатов, фотозоны "День Памяти и Скорби, "Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины", посещение "Памятников". Показала Видеоклип "День матери».
Павлова Л.В. – «Музыка, как одно из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Рассказала об этапах работы в этом направлении. Особое внимание уделила репертуару для проведения праздников: «День матери», «8 Марта», «Пасха», «День защитника Отечества», «День России».
Музыкального руководителя МБДОУ №14:
Евстафьева А.С. – «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами».
Она отметила, что опираясь на свой опыт и опыт коллег, можно сказать, что большое нравственно - патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Являясь частью всеобъемлющей русской культуры, она близка и доступна для понимания детей. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора русских людей. На русских песнях, прибаутках, частушках, дети воспитывались во все времена. Знакомство и игра на народных инструментах играют незаменимую роль в формировании патриотических чувств дошкольника. Работа с музыкальными шумовыми инструментами развивает восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма. Поэтому приобщение к русской народной культуре невозможно без знакомства с русскими народными инструментами.
Затем Александра Сергеевна провела мастер-класс по знакомству детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения русских народных инструментов, их звучанием и способом игры на них. В заключение было предложено изготовить аппликацию «Гармонист».
Музыкального руководителя МБДОУ Детский сад №5:
Юркова А.И. – «Формирование патриотических чувств воспитанников ДОУ посредством песен гражданско-патриотической
направленности».
Педагог отметила, что в своем детском саду детей знакомят с народными праздниками и обрядами – Святки, Масленица, Жаворонки, Пасха. Дети с удовольствием поют русские народные колядки, заклички. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством русского народа.
Подробно остановилась на использовании репертуара к праздникам «День защитника Отчества», «День Победы», «День матери». Яркие впечатления и эмоции, пережитые при восприятии и исполнении песен, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По второму вопросу:
Подводя итоги и анализируя работу методического объединения, педагоги отметили, что патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания музыкальным руководителем и воспитателями детского сада дает ощутимые результаты. Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, группы, творческого коллектива, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
По третьему вопросу: педагоги обсудили перспективы и направления работы РМО на следующий год.
Руководитель РМО: Евстафьева А.С.