Протокол заседания РМО №4 от 02.05.2023г.

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Протокол заседания РМО №4 оТ 02.05.2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_zasedaniya_rmo_no4_ot_02.05.2023_goda.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол  №4

заседания районного методического объединения музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

от 2 мая 2023 года

Присутствуют 9 человек

Регламент работы

Начало – 12:30

Основной доклад – до 10 мин

Беседа, обсуждение  - 10 мин

Окончание – 14:30

Повестка дня

  1. Семинар-практикум «Опыт использования музыкального материала по формированию патриотических чувств и обогащению музыкально-художественных образов детей дошкольного возраста»

(Практическая презентация музыкального материала по восприятию музыки, мастер-класс для взрослых) – выступают все музыкальные руководители.

  1. Анализ и подведение итогов работы РМО за 2022-2023 учебный год.
  2. Перспективы и направления работы РМО на следующий год.

По первому вопросу слушали:

Музыкальных руководителей МБДОУ Детский сад №1

Мельникова С.Л. – «Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с песнями военных лет».

Лейман Е.Н. –  «Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с патриотической песней».

Педагоги подчеркнули, что в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Работа с патриотической музыкой включает в себя несколько этапов. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствует художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов); художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений).

Процесс восприятия музыки запускает познавательный процесс, стимулирует формирование нравственных качеств, способствует воспитанию таких качеств как: доброта, сопереживание, сочувствие. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Достижение этой цели возможно через решение ряда педагогических задач в ходе восприятия музыки:

  1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
  3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
  4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Педагоги рассказали о знакомстве детей с песнями военных лет. В частности остановились на песнях «Расскажите нам о войне» слова и муз. Н. Я. Соломыкиной и «В землянке» муз. К. Листова, слова А. Суркова.

В ходе работы с данным музыкальным произведением были организованы с ребятами экскурсия в городской музей, где дети смогли увидеть макет землянки, в которой солдаты в перерывах между боями могли написать письмо своим близким, вспомнить о доме, семьях, выразить в письмах свою тоску по родному дому, мирной жизни. Также на базе детского сада создан музей ВОВ, в котором хранятся письма-треугольнички, фрагменты боевого оружия, боевого снаряжения и многое другое, который дети тоже посещают.

Музыкального руководителя МБДОУ Детский сад №13:

Немцова Е.В. – «Формирование патриотических чувств у дошкольников по средством музыкального воспитания».

Она отметила, что система работы по  формирование патриотических чувств у дошкольников представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.

Выделила следующие направления: классическое культурное наследие; народная музыка; историческое прошлое.

По каждому направлению была представлена работа.

Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №12:

Сапронова И.В. – «Формирование нравственно - патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны - Гимном Российской Федерации».

Ирина Викторовна рассказал о построении и этапах слушания Гимна РФ. О возможных трудностях восприятия и их путях решения.

Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №9:

Устиненоква И.В. – «Формирование нравственно-патриотической позиции дошкольников посредством культурно-досуговой деятельности в детском саду».

Она отметила, что патриотическое воспитание  – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме. 

Одним из главных  показательных моментов привлечения ребенка к патриотизму  являются   культурно-досуговые  мероприятия. Через праздники, досуги и развлечения  мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Выделила  критерии и  показатели  патриотизма:

— эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

— когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

— мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

— практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Рассказала об особенностях проведения таких мероприятий как: "День рождения детского сада", "Наши выпускники", "Музыкально-спортивный праздник "Боевые учения", "Салют Победы", "Парад Победы  для дошкольников». Проведение: выставок поделок и экспонатов, фотозоны "День Памяти и Скорби, "Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины", посещение "Памятников". Показала Видеоклип "День матери».

Павлова Л.В. – «Музыка, как одно из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников».

Рассказала об этапах работы в этом направлении. Особое внимание уделила репертуару для проведения праздников: «День матери», «8 Марта», «Пасха», «День защитника Отечества», «День России».

Музыкального руководителя МБДОУ №14:

Евстафьева А.С. – «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами».

Она отметила, что опираясь на свой опыт и опыт коллег, можно сказать, что большое нравственно - патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Являясь частью всеобъемлющей русской культуры, она близка и доступна для понимания детей. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора русских людей. На русских песнях, прибаутках, частушках, дети воспитывались во все времена. Знакомство и игра на народных инструментах играют незаменимую роль в формировании патриотических чувств дошкольника. Работа с музыкальными шумовыми инструментами развивает восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма. Поэтому приобщение к русской народной культуре невозможно без знакомства с русскими народными инструментами.

Затем Александра Сергеевна провела мастер-класс по знакомству детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения русских народных инструментов, их звучанием и способом игры на них. В заключение было предложено изготовить аппликацию «Гармонист».

Музыкального руководителя МБДОУ Детский сад №5:

Юркова А.И. – «Формирование патриотических чувств воспитанников ДОУ посредством песен гражданско-патриотической
направленности».

Педагог отметила, что в своем детском саду детей знакомят с народными праздниками и обрядами – Святки, Масленица, Жаворонки, Пасха. Дети с удовольствием поют русские народные колядки, заклички. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством русского народа.

Подробно остановилась на использовании репертуара к праздникам «День защитника Отчества», «День Победы», «День матери». Яркие впечатления и эмоции, пережитые при восприятии и исполнении песен, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

По второму вопросу:

Подводя итоги и анализируя работу методического объединения, педагоги отметили, что патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания музыкальным руководителем и воспитателями  детского сада дает ощутимые результаты. Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, группы, творческого коллектива, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

По третьему вопросу: педагоги обсудили перспективы и направления работы РМО на следующий год.

Руководитель РМО:                                   Евстафьева А.С.