Всероссийский конкурс «Самый читающий регион» Библиотечный урок «Книги на все времена – детская классика» (для учащихся 5-6 классов)

Валентина Васильевна Князева

Библиотечный урок для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konkurs_samyy_chitayushchiy_region.zip719.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Галицкая средняя общеобразовательная школа»

Гороховецкого района

Владимирской области

Всероссийский конкурс «Самый читающий регион»

Библиотечный урок

«Книги на все времена – детская классика»

(для учащихся 5-6 классов)

Составитель: Князева Валентина Васильевна,

библиотекарь МБОУ Галицкая СОШ

Гороховецкого района

Владимирской области

2022 год

Цель: знакомство учащихся с разнообразием произведений  художественной литературы для детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Укрепить знания о жанрах художественной литературы.

3. Расширить кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: 

  1. Выставка книг по теме библиотечного урока «Книги любят, когда их читают» – книги разных жанров и годов издания.
  2. Декоративное оформление  -  мольберт с ватманами «Литературное путешествие – Книги на все времена».
  3. Буктрейлер на книгу А.  Рыбакова «Кортик»
  4. Предварительное анкетирование детей «Любишь ли ты читать?»
  5. Презентация «Знакомься  - «старые» новые книги».
  6. Приложение 1, приложение 2 (использовать при необходимости).

План библиотечного урока.

1.Вступительное слово.

2.Современный взгляд на чтение – анализ анкет.

3. «Знакомься  - «старые» новые книги»   – литературное путешествие.

4.Работа с выставкой – обзор литературы.

5.Заключительное слово.

  1. Вступительное слово.

Добрый день, ребята! Давайте представим, что  было бы, если бы не было книг на свете и мы не умели бы читать? (Ответы детей).

Да, действительно, мы с вами были бы неучами, не смогли бы узнать что-то новое интересное, человечество не развивалось бы. А наш с вами духовный мир не наполнялся бы новыми знаниями, умениями, навыками. Наверно поэтому, как только человечество научилось говорить, появилась необходимость копить и закреплять новые знания, то есть записывать, чтобы потом передавать из поколения в поколение. Так появилось письмо, а затем и книга.

  1. Современный взгляд на чтение – анализ анкет.

В современном мире уже давно стало модным вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от употребления алкоголя и курения, заниматься спортом или просто делать зарядку. А как же зарядка для ума?! Бумажные издания давно заменили компьютеры, планшеты, электронные книги и смартфоны. Так есть ли место бумажным книгам в нашем  развивающемся мире?! «Зачем  нужны книги?» или «Зачем их читать?» - часто можно услышать от  ребят.

Готовясь к этому уроку, я провела анкетирование: «Любишь ли ты читать?» среди ребят вашего класса. В опросе приняли участие 14 человек.

Главный вопрос анкеты: Любишь ли ты читать?  И очень приятно было узнать, что большинство ребят все - таки любит читать. У большинства чтение занимает 3-е, 4-е, 5-е место в жизни (на первом месте учёба, на втором - спортивная секция или кружки). На вопрос: «Книги какой тематики тебе  нравятся?» -  почти 50% художественные произведения по школьной программе,  затем познавательная литература, научно-популярная, журналы.   «Какая форма передачи информации тебе нравится больше всего?» -  вопрос предполагал несколько вариантов ответов. Результаты показали, что большинство из вас (75%) читают печатные книги,  далее  - электронные книги, а вот аудиокниги не слушает никто. У многих дома есть небольшая библиотека (60%)  - и это особенно радует. А вот любимых авторов и любимое произведение назвали немногие – и я сделала вывод, что любимый автор и любимая книга есть не у всех. Поэтому сегодня я познакомлю вас с разнообразием детской  художественной литературы.

  1.  «Знакомься  - «старые» новые книги»  – литературное путешествие.

А сейчас, ребята, мы отправимся с вами в путешествие по книжному царству. Нас ждёт знакомство с интересными книгами, и,  конечно же, с их главными героями.

Часть 1. «Как рождаются книги?»

(Второй  лист ватмана – А. Рыбаков  «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел») 

Анатолий Рыбаков – автор трилогии для детей «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». На этих книгах выросло уже не одно поколение, и эти произведения по-прежнему не устаревают! В них рассказывается о приключениях московских школьников Мишки Полякова, Генки Петрова и их друзей. Они постоянно попадают в головокружительные истории и распутывают загадки, которые не под силу решить даже взрослым. А как же «родились» эти книги?

Идею повести «Кортик»  писателю подсказал случай из собственного детства: однажды мальчику Толе незнакомый матрос подарил старый кортик. Эпизод вошёл в книгу, дав завязку захватывающей приключенческой линии.

«Бронзовая птица» - её название и замысел родились из забавной случайности. На письменном столе писателя стоял подаренный ему кем-то старинный чернильный прибор, на котором восседала бронзовая птица, похожая на орла. Прибором писатель не пользовался, но выбросить громоздкий подарок не решался. Однажды созерцание бронзового орла навело его на мысль о новой приключенческой повести, в которой ребята в пионерском лагере, устроенном в старой помещичьей усадьбе, раскрывают тайну бронзовой птицы, охранявшей секреты графского наследства.

А вот третья повесть — "Выстрел" вышла спустя 30 лет, в 1975 году, в виде сначала  сценария фильма "Последнее лето детства", а затем уже как повесть. Тот же старый дом на Арбате, тот же двор, те же девчонки и мальчишки, но уже подросшие. Жизнь ставит перед ними новые серьёзные испытания, которые требуют недетского мужества и стойкости. Наши дети живут совсем в другое время. Но, как говорил датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен, "потому - то и стоит послушать эту историю, пока она ещё не забылась".

(Просмотр буктрейлера «Книга А. Рыбакова «Кортик»).

А теперь скажите, ребята, к какому жанру можно отнести произведения А. Рыбакова?  (Приблизительные ответы детей – приключения, детектив).

(Третий  лист ватмана – В. Распутин  «Уроки французского») 

На этой странице познакомимся ещё с одной книгой – «Уроки французского» Валентина Распутина. Этот рассказ частично автобиографичен.  В детстве мальчику пришлось переехать в чужой дом, существование его отличалось нищетой и отчужденностью от окружающих.

А прототипом послужила реальная учительница с тем же именем - Лидия Михайловна, она преподавала французский язык автору рассказа. Правда, на деньги они не играли, но Валентин Распутин запомнил молодую преподавательницу, которую уважал весь класс, а класс был не самым легким, как говорит Лидия Михайловна.  Прошли годы, прежде чем она случайно узнала о рассказе. Приятно, что в юности Валентину Григорьевичу встретился настолько хороший человек, что он запомнил ее и даже написал рассказ, пусть сюжет и был по большей части вымышлен.

К какому жанру можно отнести этот рассказ? (Приблизительные ответы детей – рассказ, автобиографическое повествование).

Часть 2. «Художники – иллюстраторы».

Иллюстраторы - это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. Скажите, ребята, а какую книгу вам интереснее читать: «с картинками»  или без них? И почему?  (Приблизительные ответы детей – с картинками, так интереснее, можно представить персонажей и т.д.).

Да, ребята, иллюстрированные издания всегда привлекают наше внимание, помогают нашей фантазии представить, точнее  сказать, «увидеть» прочитанное. Но чтобы сделать иллюстрацию – художнику нужно немало потрудиться, ведь для того, чтобы нарисовать персонажа или главного героя произведения – его надо «увидеть», представить.  Помните Алису из книги Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», которая говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»

Давайте познакомимся с теми, кто делает книги красивыми, привлекательными.

(Четвертый лист ватмана – А. Толстой  «Золотой ключик или приключения Буратино», А. Волков «Волшебник изумрудного города») 

Владимирский Леонид Викторович — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова. Иллюстрируя эти замечательные книги, он получил широкую известность. Рисовал в основном  акварелью, то есть теми красками, с которыми мы сегодня с вами тоже поработаем. Буратино – каким мы привыкли его видеть и  которого знают и любят  несколько поколений детей - это его заслуга.

 

(Пятый лист ватмана – Н. Носов  «Приключения незнайки и его друзей») 

Алексей Михайлович Лаптев – тоже художник-график, книжный иллюстратор, а ещё и поэт. Его работы находятся во многих  музеях. Иллюстрировал книги «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. Крылова, детский журнал «Веселые картинки».

(Шестой лист ватмана – «Золотой ключик или приключения Буратино») 

Сейчас мы с вами тоже попробуем стать иллюстраторами. Все читали книгу или  смотрели фильм-сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»? Как выглядит Буратино мы с вами уже знаем.  Теперь давайте представим, как выглядят другие герои этой замечательной сказки. Кстати, заодно давайте вспомним этих героев.

(Дети называют: Папа Карло, Мальвина, Арлекин, Пьеро, Артемон, черепаха Тортилла, кот Базилио и лиса Алиса и т.д.)

Я предлагаю вам нарисовать любого из этих персонажей   так, как будто вы художник-иллюстратор и хотите украсить это произведение своими рисунками.

(Дети рисуют – можно использовать цветные карандаши и акварельные краски. На ватмане написан заголовок книги «Золотой ключик или приключения Буратино»  - готовые работы прикрепляем на ватман).  

  1. Работа с выставкой – обзор литературы.

На выставке представлены книги, которые были использованы для проведения мероприятия, а также другая классическая русская советская литература для детей.

  1. Заключение.

Сегодня, ребята, мы совершили путешествие в мир книг. Посмотрите (листаем ватманы) какие разные эти книги – приключения, детектив,  автобиография, рассказ, сказки. Многих людей, которые создавали эти книги,  уже нет, а их произведения, их работы продолжают жить. Вот это и называется  - КЛАССИКА. Это то, что всегда актуально, важно, интересно, увлекательно и с течением времени не надоедает, не стареет.

   Книги, которые мы привыкли держать в руках,  не «уходят» и чтение – тоже, остаётся значимым. Но электронная культура, в том числе и аудиокниги, постепенно входят в нашу жизнь. Но ясно одно – даже если бумагу заменит экран монитора, если уйдут и незабываемый книжный запах, и вкрадчивый шелест страниц, читать люди не перестанут. И, значит, книга не умрет никогда – та книга, которой поочередно были глиняная табличка и папирусный свиток.

   Я всегда рада видеть вас в библиотеке, готова предложить книги и по школьной программе, и интересные журналы, и книги современных авторов. Мы с вами обязательно продолжим знакомиться с авторами современной литературы, в том числе и зарубежной. Сейчас, все желающие могут подойти к нашей выставке и выбрать понравившуюся книгу. Книги любят, когда их читают!

  1. Используемые ресурсы.
  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные игры для детей. – М.:      ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 192 с.
  2. Внеклассные мероприятия. 5 класс/ Авт.-сост. О. Г. Черных, А. А. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2013. – 256 с. – (Мозаика детского отдыха).
  3. Издание  «Педсовет» № 6, 2021; № 10, 2021.
  4. https://www.livelib.ru/genre/Русская-литература-для-детей/top
  5. https://yandex.ru/video/preview/?text=буктрейлер%20книги%20кортик&path=yandex_search&parent-reqid=1655326213259050-236824247313422312-sas3-0929-8f2-sas-l7-balancer-8080-BAL-8223&from_type=vast&filmId=8206007275336853124
  6. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/12/21/rol-chteniya-v-razvitii-tvorcheskogo-myshleniya-vospitannikov
  7. https://azbyka.ru/fiction/poslovicy-i-pogovorki-russkogo-naroda-o-knige-i-znanijah-anikin/

Приложение 1.

Ответьте мне на вопрос, ребята,  «Какая польза в чтении книг»?

Приблизительные ответы библиотекаря.

1. Развитие творческого мышления. Читая разнообразные книги, мы имеем возможность не только познакомиться с сюжетом и стилем произведения, но и создать свой неповторимый мир, населённый персонажами, которым именно вы подарили индивидуальность. Как бы талантлив не был писатель, он не сможет зафиксировать в вашем воображении своё видение пейзажей, архитектуры или героев книги, что даёт возможность полёту фантазии. И то, как далеко она полетит, зависит от натренированности вашего ума, то есть от вашей начитанности.

2. Расширение кругозора. Немаловажным умением (даже в современном мире) остаётся умение общаться. Что может быть проще?! Говорить-то умеют все – так или иначе. Но быть интересным собеседником – это ориентироваться в разных сферах, уметь аргументировано высказывать своё мнение, приводить примеры из книг.

3. Развитие интеллекта. Это самая очевидная причина того, зачем нужно читать. Учиться ведь можно не только по учебникам, потому что некоторые книги справятся с этой задачей не хуже (если не лучше).

4. Организация своего досуга. Чем заняться в свободное время? Конечно же, почитать. Это самый простой способ отдохнуть физически и духовно. Он не требует больших финансовых затрат, особенной подготовки или физических нагрузок. Вся его прелесть в простоте.

5. Улучшение состояния здоровья. Медиками доказано, что чтение книги замедляет сердцебиение и расслабляет мышцы.

6. Уменьшение стресса. В свою очередь психологи делают акцент на том, что чтение способствует понижению уровня стресса на 60%. А если сравнить этот способ с другими, то результаты будут вообще ошеломляющими. Так чтение книг на 68% эффективнее справляется со стрессом, чем музыка, на 100% продуктивней пеших прогулок, на 300% действенней компьютерных игр.

7. Развитие эмпатии. Умение сострадать окружающим, понимать их настроение и эмоциональное состояние многим даровано от рождения, а некоторым необходимо развивать эту способность самостоятельно. И именно книга станет лучшим помощником. Ведь перелистывая странички произведения, мы сопереживаем персонажам, окунаемся в мир их чувств и эмоций.

8. Продвижение в карьере. Бытует мнение, что только начитанные работники в будущем могут стать руководителями. И это не лишено смысла. Ведь литература напрямую влияет на становление личности, демонстрирует на многочисленных примерах варианты развития событий. Если не хватает своего жизненного опыта – почерпни его из литературы.

9. Желание быть модным. Во всём мире становится модным – читать книги. К примеру, в Канаде 61% населения — активные читатели.

10. Стремление к саморазвитию. Книги мотивируют нас, направляют к усовершенствованию, помогают глубже узнать свой внутренний мир, обнаружить в себе неведомый доселе потенциал.

11.  Усовершенствование грамотности. Здесь всё предельно ясно: чтение подсознательно откладывает в нашей памяти информацию о том, как пишется то или иное слово. Читающий человек допускает значительно меньше ошибок при письме, чем тот, кто знает все правила, но берёт книгу в руки от случая к случаю.

12. Улучшение дикции. Чтение вслух с выражением поможет избавиться от таких проблем, как глотание окончаний, быстрая и сбивчивая речь, нечёткое произношение, путаница с интонированием.

Приложение 2.

Книга во все времена считалась величайшим сокровищем и не только потому, что на её создание уходило много сил и времени. Главная ценность книги - это её содержание: мудрость, заключенная в словах. А мудрость народная всегда выражается в пословицах и поговорках.

 Давайте составим пословицы, посвященные книге.

(Группам учащихся раздаются части пословиц, нужно собрать целое)

-Книга книгой, а умом двигай.

-Испокон века книга растит человека.

-Недочитанная книга - что не пройденный путь.

-Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде.

-Хорошая книга ярче звездочки светит.

-Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.

-Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают.

-Книга мала, да ума придала.