«Культурная деятельность ребенка

Варламова Надежда Викторовна

Детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный цикл индивида и возрастную стратификацию общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnaya_deyatelnost_rebenka.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурная деятельность ребенка»

Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

Ребёнок пребывает в культуре уже в пренатальном периоде, как только у матери пробуждается отношение к нему как человеческому существу. Его включённость в культуру актуализируется рождением, и каждый его последующий шаг развития (возрастной или вневозрастной) есть шаг обретения свободы действий в культурах, в том числе освоения культурных пространств (истории культур, глобальных и локальных ценностей и норм повседневной жизни). Осваивая язык, символы, знаки различных культур, он становится носителем уникального культурного контекста, глубина и содержательность которого не обязательно определяется средой. Таким образом, культурная деятельность ребёнка начинается с его первых действий и поступков и носит она изначально мультикультурный характер.

Первый шаг — пренатальный период и первые годы жизни (примерно до 3-х лет): ребёнок интуитивно осваивает среду обитания как продолжение самого себя. Культура — через каналы личного и коллективного бессознательного (К. Юнг) и через развивающееся в первых актах деятельности самосознание—входит в бытие его душевной и телесной жизни. 

Второй шаг (примерно с 3-х до 6—7 лет) — осознание своей особенности и «отличия-от» сопровождается интуитивно доброжелательным принятием всей внешней культурной среды как данности. Первые конфликты связаны с фактами ущемлений суверенного права ребенка на собственные культурные практики. Становление характера, начавшееся на первом этапе, во всё большей мере зависит от успешности или неуспешности, от опыта преодоления трудностей или поражений в собственных культурных практиках.

Ведущим для этого возраста видом культурной деятельности является игра, в которой ребенок взаимодействует с многообразием искусств, природой, он активно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, с самим собой, свободно фантазирует, используя артефакты в действиях и речи, интуитивно осваивая нормы и образцы поведения и деятельности, мгновенно схватывая культурные идеи и символы и т.п. При этом ребёнок видит в такой деятельности гораздо больше культурных смыслов, чем взрослый, а символизация закономерно имеет для него избыточный и носит поисковый характер. Яркой характеристикой этого периода развития ребенка является его художественное творчество как индивидуальное выражение своих культурных практик.

Третий шаг (примерно до 11 лет) — образное восприятие и освоение культурных норм и ценностей постепенно углубляется развитием рефлексии, размышляющего и критического отношения к среде, окружению и самому себе. Расширяется предметное использование артефактов и становление своего собственного круга интересов. Сознание ребенка этого возраста все более проявляется как индивидуальное. 

Относительная автономность культурного развития и саморазвития предполагает иной взгляд на проблемы детской лени и неуспешности в учении. Педагог, как правило, объясняет её отсутствием воли к выполнению учебной деятельности. С позиций психолога, лень свидетельствует о наличии более сильного интереса к другой деятельности и её большей значимости для саморазвития ребёнка. В его культурных практиках эта, ещё только постигаемая культурная потребность выходит на первый план и оттесняет неуспешную и неинтересную учебную деятельность, в которой ребенок не нашёл культурного смысла.

Культурное сознание, в котором разум и чувства работают сообща и корректируются рефлексией, способно побуждать к правильному выбору и ценностным решениям. Работа культурного сознания важна для самоопределения и саморазвития.

Душевная жизнь ребёнка — это культурная деятельность, в которой накапливается и отбирается не только индивидуальный опыт, но и национально-культурный, социально-исторический.

В рамках культурной парадигмы образования процессы воспитания и обучения ориентированны:

в обучении — на познавательный и исследовательский продукт деятельности ребёнка;

в воспитании — на развитие мотивационно-ценностной сферы личности ребёнка, его поведения, деятельности, отношений.

Детская культура,это совокупность моделей поведения, которые ребенок усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Он положил начало исследованию культуры как целостности, как системы, состоящей из множества взаимосвязанных компонентов. 

Дети в русских, чувашских и других народов крестьянских семьях с раннего возраста приобщались к труду. О степени взрослости ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем находил для себя удовлетворение. Уже шестилетние малыши гордились своим трудом. Например, стихотворение Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». В нем говориться не только об эксплуатации детского труда, но и о гордости ребенка за свой труд. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток и радость. «За труд возьмись, будет жизнь» «Работящим рукам – цены нет».

Совсем по-иному обстоит дело в современных европейских культурах, включая и современную российскую культуру. Сегодня ребенку надо не просто достигнуть определенного возраста, научиться самостоятельно обслуживать себя, пользоваться элементарными трудовыми операциями, чтобы перейти в общество взрослых. Этого уже недостаточно. В ходе исторического развития сложность орудий труда неизмеримо возросла, а психические и физические способности человека изменились мало. Между уровнем знаний и умений, которого требует от человека современное производство, и реальными возможностями ребенка образовался разрыв. Это и мешает ребенку быть сопричастным к деятельности взрослых и отодвигает процесс взросления до неопределенного времени, сдерживает развитие его личностных качеств. Вместе с тем, многие родители с целью всестороннего развития ребенка начинают искусственно освобождать его от бытовых забот и интенсивно занимаются исключительно интеллектуальным развитием без учета его интересов и потенциальных возможностей, и, тем самым, замедляют процесс естественного взросления ребенка.

Детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный цикл индивида и возрастную стратификацию общества.