Русское Узорочье

Контарева Светлана Анатольевна

Презентация "Русское Узорочье". данный материал можно использовать на уроках истории, МХК, литературы, на классных часах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_uzoroche.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой Исследовательская работа на тему: Московские храмы в стиле “Русское узорочье”: каменные кружева и красота из сказки. Руководитель : Контарева С.А. Исполнитель : Ирых Т.Р. 7"Г "

Слайд 2

Познакомить с Московскими храмами в стиле «русское узорочье», с декором церквей, пояснить разное назначение архитектурных деталей. Изучить основные черты «узорочья», как появились первые изразцы, окунуться в эпоху царствования первых царей Романовых. Гипотеза: Развитие познавательного интереса у школьников к истории архитектуры нашего государства на примерах изучения стиля «русское узорочье». Цели и задачи:

Слайд 3

Русским узорочьем называют архитектурный стиль XVII века, который был необыкновенно раскован и богат. Зародился он при первом царе из рода Романовых, Михаиле, а расцвел при втором - Алексее Михайловиче. Храмы, построенные в этом стиле, обладают чисто русскими чертами, делающими их неповторимыми и запоминающимися. Этому послужило влияние внешней политики русского государства. 1.В XVII веке Москва становится полноценной столицей Руси, могучим и влиятельным городом. 2.В Москву начинают прибывать специалисты не только со всех уголков государства, но и из соседних стран. 3.Мастера, видавшие многие памятники архитектуры и трудившиеся на разных стройках, переносят свой опыт и на постройку новых храмов. 4.Так появляется новый стиль - “узорочье”, обогащенный кокошниками, пряслами, ,гирьками и, конечно, изразцами. 1 . Вступление

Слайд 4

2.Основная часть 2.1 Основные черты” узорочья” Основным строительным материалом в храмовом зодчестве становится кирпич. Он легко поддается механической, обработке. Его можно обтесывать или раскалывать на половинки, трехчетверки , осьмушки и прочие доли в зависимости от выбранной схемы кладки. Кирпич – мелкоразмерный камень, которому до обжига в печи можно придать любую форму. Это позволяло не только сложить стену и сомкнуть своды, но и обогатить внешний вид строения разнообразными декоративными элементами. Их было много в копилке зодчих XVII века , причем с очень романтическими названиями. 1.Закомара – это полукруглое завершение фасада, элемент, который отражал конструкцию здания. Если посмотреть изнутри храма , то именно закомарой завершается один из сводов храма.

Слайд 5

2.Кокошник – это уже декор, он несёт функциональную нагрузку. Могут распространяться на фасадах, сводах, могут собираться ярусами для визуального облегчения перехода от массивных нижних частей храма к более компактным верхним. Закомары и кокошники - всегда элемент русского стиля, в большинстве храмов XVII века они были обязательной деталью.

Слайд 6

Введение керамики в русскую архитектуру оказалось своего рода «переодеванием» культуры. Керамические материалы сыграли роль наиболее удачных заменителей дорогих и недоступных природных материалов. В Старой Москве появились изразцы, которые стали неотъемлемым признаком русской архитектуры . Изразец – образец, от слова «образ». А образцами в средневековой Руси называли керамические украшения для облицовки фасадов храмов, зданий, дворцов, а так же печей и парадных покоев. Изразец состоит из двух элементов наружной плитки, которую декорируют (лицевая пластина) и коробчатого выступа на обороте для сцепления с кладкой ( рулепа ). Изготавливали квадратные изразцы «большой руки» (20*20) см и «малой руки» (14*14) см. Сначала появились терракотовые плиты – предвестники изразцов. Их изготавливали, как пряники. Сначала выбивали глину в деревянных резных формах, потом обжигали в печах. По цвету обожженной глины их называли «красными». «Золотым» веком русских изразцов стал XVII век. Мастера стали создавать поливные изразцы с верхним покрытием. Сначала рельеф покрывали прозрачной глазурью – муравой (зелёный цвет), позже стали украшать глухой оловянной глазурью разных цветов – цениной и изразцы стали называть ценинными , а изразцовое искусство – ценинным делом. 2.2 Изразцовое искусство в архитектуре на Руси.

Слайд 7

Впервые производство ценинных изразцов наладили белорусские мастера, в дальнейшем центр производства перемещается в Новоиерусалимский монастырь. Там под руководством патриарха Никона изготавливают изразцы для убранства Воскресенского собора. В ходе русско-польской войны лучшие белорусские народные мастера(тогда Великое княжество Литовское) перевозились в Россию представителями знати в свои уделы. Один из таких ремесленников, Степан Иванов ( Полубес ) , выведенный из Мстиславля воеводой, князем Алексеем Никитичем Трубецким, попадает в мастерскую монастыря. Свое прозвище Полубес , он получил за талант который не поддавался разумению современников. Степан Полубес вносит яркость, контрастность и сочность красок в роспись изразцов. Он использует синюю, желтую и зеленую эмаль для создания узора. Так до появления белорусских мастеров на Руси используют зеленые изразцы-муравленые. Роспись изразцов имела в основе сюжетные изображения. Белорусский мастер создаёт новый узор, в котором преобладают растительные мотивы. Орнамент «Павлинье око» получил свое название из-за сходства основного мотива узора-цветка граната с глазком на пере павлина. Этот узор взят с рисунка итальянского бархата середины XVI века.

Слайд 8

Павлин на Руси считался «священной райской птицей» и символизировал Воскресенье Христово. Гранат же, в свою очередь был символом мученической смерти и кровавой жертвы Христа. Таким образом «павлинье око» - это знак Жертвы и Воскресения Христа . С судьбой мастера связана очень грустная легенда. Полюбив чужую жену, Степан залез на украшенный им храм, оглядел собственное творение и сорвался вниз.

Слайд 9

2.3. Экскурсии по Московским храмам «русского узорочья». В Москве сохранилось немало храмов в стиле «русское узорочье», а начать я хочу с моего любимого – Храма Григория Неокесарийского на Полянке. Большая Полянка, д.29 А . Храм был заложен в 1668 году. Строился на казенные деньги, значит споро и под личным наблюдением царя – Алексея Михайловича. Возводили храм лучшие зодчие из Костромы – Карп Губа и Иван Кузнечик. В 1671 году здесь царь обвенчался со своей второй женой – Натальей Нарышкиной, а через год здесь же крестил младенца Петра, будущего императора Петра Великого.

Слайд 10

Храм исстари называли «красным», то есть красивым. Главная его прелесть в цветистости. В допетровское время застройка Замоскворечья состояла из невысоких деревянных домов, поэтому храм выглядел на их фоне «архитектурной раскрасавицей». Наличники с килевидными завершениями, кокошники в верхней части четверика, «пузатые» столбы-кубышки, пышные карнизы, ширинки с изразцовыми вставками. Главное же украшение – великолепный изразцовый пояс с рельефными узорами, обрамляющий верхнюю часть четверика. Его создал мастер-виртуоз Степан Полубес . Он использовал 9000 многоцветных плиток с особым рисунком, состоящим из диковинных трав, ветвей, цветов, получившим название «Павлинье око». Многоцветный ковер из синих, зеленых, желтых, оранжевых и белых пятен блещет яркими красками, точно создан вчера, а не 350 лет тому назад.

Слайд 11

Храм Троицы в Никитниках . Никитников пер., д.3 Недалеко от Варварской башни Китай-города на своем обширном дворе поставил купец Никитников храм в честь Троицы. Высокий первый этаж-подклет использовался купцом для хранения товара от пожара. Строился храм в несколько периодов с 1628 по 1651 ярославскими и московскими мастерами . Русское узорочье, обогащенное ярославскими красочными деталями, расцвело здесь особенно пышно. Храм стал похож на расписной печатный пряник. Здесь великолепная каменная резьба, яркие изразцы. На фасадах так много деталей, что этот храм называют энциклопедией русского узорочья.

Слайд 12

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Ул. Малая Дмитровка, д.2,с .2 . Нарядный белоснежный храм Рождества Богородицы в Путинках виден с самого начала улицы, он был построен в 1649-1652г на строительство из государственной казны выделили 800 рублей и прислали кирпич для строительства. На всех фасадах храма невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменной кружевом. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, которые окружены рядами кокошников. Шатры поставлены на изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Отдельно стоит выделить портал входной группы, украшенный кокошниками и гирьками, нависающими над входом. Внешние опоры портала храма «съели» небольшой кусок тротуара, тем самым церковь, как-будто приглашает, идущего мимо путника, зайти в неё.

Слайд 13

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Ул. Гончарная, д.29 . Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам вкраплён в старые улочки Москвы. Построен в 1654 году. Над храмом сверкают золотой (он самый большой) и синие разноразмерные купола. Золото – это символ небесной славы, царственности. Для храма Успения Степа Полубес создал четыре полутораметровых рельефа евангелистов. Они раскрашены желтым, белым, зеленым, коричневым цветом. Такие масштабные произведения больше никто не выполнял. Его красочные жар птицы, павлины, виноградная лоза, тюльпаны похожи на чудо в обычной жизни.

Слайд 14

3. Выводы Столь яркой, интересной была эпоха царствования Алексея Михайловича Романова, что в XIX веке её возродили в утрированном виде. Интерес к прошлому и изучение старины породили в это время «русский стиль», подражающий постройкам XVII века. Так на Красной площади в1875 году архитектором Владимиром Шервудом был построен Исторический музей. Это историческое место диктовало возвести здание «под старину» в «псевдорусском стиле». Архитектор взял «элементы русского узорочья», это плавное чередование объемов создаёт целый город, а не отдельное здание, расшитое кирпичными узорами.

Слайд 15

1. Истомин С.В. Московские монастыри и храмы – М.: АСТ: 2007.- 382с. 2. Филякова Е.Г. Московские храмы: Тайны имен – М.: ОАО Московские учебники. 2008 – 80 с. 3. Бартнев И.А. Беседы об искусстве. Архитектура – М.: Художник РСФСР, 2007 – 428 с. 4. Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 384 с. 5. Кириллов В .В. Изразцы XVII в. М.: Искусство XXI век, 2014 – 416 с. Список литературы: