Статья Страх перед публичными музыкальными выступлениями у детей.
Страх перед публичными выступлениями – это абсолютно нормальное явление, которое часто вносит свои жизненные коррективы. Боязнь ошибиться на глазах у незнакомых людей может преследовать человека на протяжении всей его жизни, если вовремя не заняться тщательным анализом причин зарождающегося страха и их дальнейшим искоренением.
В программе учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, ДД(Ю)Т виртуозные и концертные пьесы занимают особое место. Они дают им возможность проявить свой темперамент, воображение, учат владеть красками звука, позволяют почувствовать себя настоящим артистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_strah_pered_publichnymi_muzykalnymi_vystupleniyami_u_detey.docx | 22.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: Страх перед публичными музыкальными выступлениями у детей.
Страх перед публичными выступлениями – это абсолютно нормальное явление, которое часто вносит свои жизненные коррективы. Боязнь ошибиться на глазах у незнакомых людей может преследовать человека на протяжении всей его жизни, если вовремя не заняться тщательным анализом причин зарождающегося страха и их дальнейшим искоренением.
В программе учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, ДД(Ю)Т виртуозные и концертные пьесы занимают особое место. Они дают им возможность проявить свой темперамент, воображение, учат владеть красками звука, позволяют почувствовать себя настоящим артистом.
Выход учащегося на сцену - это публичный показ своей проделанной работы, за которую он несет ответственность перед слушателями, перед самим собой и перед педагогом. Это большая ответственность. Анализируя выступления своих учеников, я пришла к выводу, что излишнее волнение мешает им показать себя с лучшей стороны на сцене. Как вовремя заметить и распознать проблемы, которые ведут к некачественному выступлению, как корректировать их? Решая эту задачу, я обратилась к методическим рекомендациям известных педагогов - музыкантов.
Психологическая подготовка музыканта-исполнителя к концерту - очень важная проблема, которая она волнует многих педагогов, психологов и исполнителей. Это и неудивительно, ведь результатом любого учащегося является публичное выступление. Такие события всегда очень ответственны, вызывают волнение и тревогу. Недоученное произведение или некачественное исполнение - это не только не уважение к слушателям, но и вызывает отрицательный комплекс неуверенности в себе.
Поэтому главная задача преподавателя достойно подготовить ученика к выступлению. Первое проявление сценического волнения чаще дает о себе знать в возрасте 11-12 лет. Самоконтроль у детей еще не развит. Они не знают,как можно успокоить себя перед выступлением, как вести себя на сцене. Это и становится причиной волнения. Страх получить низкую оценку на экзамене или на конкурсе также является причиной волнения. Серьезной проблемой среди юных и даже опытных музыкантов является выпадение текста, провалы в памяти. Как писал выдающийся исполнитель и педагог Л. Коган «Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает от того, что волнуется».
Так как же бороться с концертным волнением? Как подготовить учащихся к выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, индивидуального подхода к каждому ученику. В подготовке к публичным выступлениям нужно устранить все, что может вызвать нервозность. У ребенка не должно возникать сомнений в своем успехе. Предстоящего выступления он должен ждать как праздник, а не как страшного суда.
Дефицит научных знаний о природе и сущности сценического волнения, как одной из форм психического состояния личности, сподвигает педагогов на поиски эффективных методов и приемов психологической подготовки, учащихся к концертному выступлению. В чем причина волнения? С.
Майкапар, известный педагог и композитор считал причиной волнения непродуктивные домашние занятия, что вызывает ощущение неуверенности и тревоги. Римский - Корсаков писал в своих трудах «...эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение».
По мнению педагогов занимающихся вопросами музыкальной психологии, некоторые привычки человека отрицательно сказываются на его выступлении.
Например, откладывается на завтра то, что можно сделать сегодня. Очень часто учащиеся, после того как произведение выучено наизусть, при многократных повторениях начинают исполнять его небрежно. Многократное проигрывание эффективны, когда включают в себя что-то новое, а не просто повторение выученного. Необходимо каждый раз вносить что-то новое в исполнение.
Как и в любой деятельности человека, в исполнительском процессе активная роль принадлежит сознанию. «Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых
усилий». Это высказывание профессора Б. Дикова. Обычно и преподаватели, и ученики много времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и других немало важных элементов концертного выступления и мало внимания обращают на психологическую
подготовку к публичному выступлению.
Каждый ребенок по-своему испытывает психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто-то очень боится ошибиться или забыть текст, кто-то смущен обстановкой зала. Эмоциональное волнение - это особое эмоционально психическое состояние, которое наблюдается у каждого исполнителя, не зависимо от возраста и при этом не зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения может возникнуть задолго до начала концерта или непосредственно перед выходом на сцену, но оно обязательно присутствует. Но!
Волнение волнению рознь... Волнующая приподнятость перед выступлением и вовремя его естественна, но есть еще волнение - паника, растерянность, которое очень сложно устранить. Работа над собой - это очень сложный и длительный процесс, требующий больших усилий.
Ценные советы по психологической подготовке к концертным
выступлениям содержаться в книгах, статьях, методических пособиях выдающихся музыкантов и педагогов: Г. Нейгауза, Л. Баренбойма, Г. Когана, и др. В них можно найти ответы на ряд вопросов как справиться с волнением и показать себя на сцене с положительной стороны. Педагоги-музыканты предлагают ряд методов и приемов, которые повышают психологическую
устойчивость выступления перед публикой. Уже пройдены все этапы
предварительной работы над произведением, найден музыкальный образ, но из-за сильного волнения срывается выступление (будь то экзамен, концерт или конкурс, на помощь должно прийти умение владеть собой, собранность, концентрация внимания. В основе профилактической работы лежит метод само регуляции. На уроках этому помогают следующие упражнения: • Представь, что ты тонешь. Можно ли в этот момент думать о мороженом?
Нет! Только поскорее спастись, собрав всю силу воли. Также нужно учиться полностью погружаться в исполняемое произведение. Все мысли должны направляться только на качество исполнения. • Прислушайся к себе. Представь, что вокруг никого нет, и полностью сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему дыханию, к тому, как бьется твое сердце. Какое при этом настроение. Запомни эти ощущения.
Эти подсказки способствуют формированию положительного отношения к музыкально- сценической деятельности, и этим преподаватель помогает своим ученикам.
Есть определенные способы ослабления последствий эстрадного волнения. Н. Тараканова в своей работе «Развитие мотивации юных музыкантов» советует использовать психологический метод преумножения («метафоры») пробуждения скрытых возможностей маленьких музыкантов через осознание творческого подъема.
Примеры:
• Представить восхождение на гору - метафора символизирует пути вверх, прохождение пути небольшими отрезками от точки до точки, преодоление различных трудностей.
• Если ребенок зажат во время игры, использовать символ реки. Спокойное внутреннее созерцание воды помогает успокоиться и выразить эмоциональное состояние.
Еще один из методов преодоления боязни сцены - это метод самовнушения.
Педагогу нужно внушить ребенку уверенность в своих силах: «У тебя выученная программа, у тебя хорошее настроение, ты играешь с удовольствием и хочешь порадовать этим своих родителей и друзей». Ученика же можно научить повторять себе перед выходом на сцену: «Я хорошо знаю эту пьесу. Я забываю о страхе, я контролирую и слушаю свою игру. Я верю в себя». Самовнушение полезно связывать с предстоящим успехом, считая его заслуженной и справедливой наградой за долгую и хорошо сделанную работу. Уверенность в том, что произведение хорошо выучено спасет от негативного эстрадного волнения. И эти методы отлично работают.
Поделюсь своим опытом. Моя ученица подготовила программу для выступления сначала на школьном концерте, а затем мы должны были с ней ехать на конкурс. И первое ее выступление в школе оказалось не удачным. Она сильно расстроилась, плакала и боялась ехать на конкурс. Я предложила ей выступить перед педагогами нашей школы, перед ее одноклассниками. И только, считаю, благодаря этим концертам, моей психологической поддержке, помощи со стороны родителей, нашей общей вере в ее силах, она успешно выступила на районном конкурсе (стала лауреатом 1 степени).
В этом учебном 2 моих ученика стали лауреатами Открытого регионального конкурса, 2 -лауреатом Всероссийского конкурса.
Любая работа над музыкальным произведением, которая проводится с учеником в классе и дома проходит «испытание на прочность» на концерте или конкурсе. Конечно же, к стабильности исполнения нужно стремиться с первых уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением.
Преподаватель очень серьезно должен подойти к подбору репертуара для концерта (конкурса, выбрать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше хорошо исполнять более легкие пьесы, чем с ошибками и неточностями - сложные. Замечено, что, учащиеся, часто и успешно
выступающие с младших классов, обладают большей психологической устойчивостью. Для того, чтобы удачно выступить на экзамене, зачете или
конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
Состояние готовности, уверенность в себе или установка на успех имеет большое значение. Установка - готовность организма к совершению определенного действия- т. е. быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности в успешном выступлении. С. Рихтер говорил: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь все: не только зрителей, зал, но и самого себя».
Своих учеников я стараюсь научить игнорировать любой промах, допущенный при исполнении, иначе, разволновавшись из - за ошибки, можно загубить пьесу или всю программу. Настраиваю их заранее: «Представь, что ты уже выступаешь. Войди в это состояние, сосредоточься на исполнении. Никто и ничто не должно тебя отвлекать.» Еще я использую видеозапись исполнения учащихся. Осознание того, что твою игру записывают, заставляет сконцентрироваться на исполнении и повышает самоконтроль. Помогает и пропевание по нотам текста без инструмента, пропевание вместе с инструментом, пропевание «про себя». При этом все ощущения - слуховые, двигательные и мышечные - «работают вместе, одновременно». В этом и состоит задача преподавателя - помочь овладеть этими приемами своим ученикам. Научить их контролировать свое состояние, уметь помочь самому себе в трудную минуту.
Считаю, что очень важен режим за неделю перед выступлением. За 2-3 дня перестаю делать замечания и подсказки. Накануне я делаю «день тишины», не исполняем конкурсные пьесы, играем гаммы, этюды и т. д. В день концерта (конкурса, экзамена) много не занимаемся- играем программу в неторопливом, спокойном темпе. Говорю родителям, чтобы ребенок вечером не смотрел долго телевизор, хорошо выспался. Это успокаивает нервную систему. Предлагаю
съесть кусочек шоколадки, т. к. сладкое уменьшает ощущение «ватных ног», «дрожание рук». А. Щапов - известный педагог - советовал перед выходом на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе - при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим необходимую волевую выдержку «Прежде, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать мысленно пьесу, определить в уме темп, характер, звуки первых нот до игры» - советовал А.
Рубинштейн - великий музыкант и педагог.
Трудно предложить одинаковые для всех методы и приемы психологической
подготовки к публичным выступлениям. Каждый должен найти для себя свой
собственный, проверенный временем «рецепт», но необходимость предварительной работы - главное в стабильности выступления. Считаю, что важна правильная и последовательная работа над произведением, важна система в самих занятиях. И не стоит бояться неудач и ошибок - это тоже, своего рода,
опыт.
В заключении хочу сказать о том, что любой музыкант-исполнитель (еще совсем юный или опытный) должен помнить, что на сцене он обязан забыть о страхе, все свои силы и мысли направить к осмыслению той музыки, которую будет исполнять; должен показать лучшее, на что он способен.