Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство формирования функциональной грамотности

Вишнякова Елена Геннадьевна

1. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности обучающихся в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на получение результата, имеющего значимость для других.

2. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

3. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

4. Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно.

5. Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Строя различного рода отношения в ходе учебно-исследовательской деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Результатом учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской работы, которое рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnyakova_proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_fg.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство формирования функциональной грамотности

Особенности учебно-исследовательской деятельности

1. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности обучающихся в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на получение результата, имеющего значимость для других.

2. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

3. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

4. Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно.

5. Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Строя различного рода отношения в ходе учебно-исследовательской деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Результатом учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской работы, которое рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера, которое позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Алгоритм (последовательность) учебного исследования

Структура учебного исследования аналогична структуре научного исследования. Различие заключается в степени научной новизны, методах исследования, научном руководстве, стиле описания результатов исследования, объеме использованной литературы.

Учебное исследование является первой ступенькой к научному исследованию.

Существует следующий общепринятый алгоритм учебного исследования:

1. Изучение литературы.

2. Выявление проблемы.

3. Определение темы, объекта и предмета исследования.

4. Постановка цели учебного исследования.

5. Формулирование гипотезы.

6. Формулирование задач учебного исследования.

7. Отбор методов, адекватных целям и задачам учебного исследования.

8. Планирование исследования.

9. Выполнение учебного исследования.

10. Анализ, обобщение данных. Формулирование выводов.

11. Оформление материалов исследования.

Методы исследования

Метод – способ получения научной информации.

Система методов исследования – это упорядоченная совокупность операций (действий), с помощью которых в соответствии с целью изучаются источники исследования.

Существуют следующие методы исследования:

  • теоретические методы (системно-структурные, типологические, исторические, математические, моделирование);
  • эмпирические (наблюдение, изучение, документы, анкетирование, рейтинг);

- эксперименты (естественный, лабораторный);

- практические.

По степени «чистоты» получаемых данных методы делятся на оперативные и научные методы исследования. Оперативные методы исследования позволяют получить данные в предварительном исследовании, характеризуются простотой технологии. Научные методы исследования более сложные, позволяют получить более объективную, достоверную информацию.

Теоретические методы исследования применяются при изучении письменных источников и при проектировании практики. К этим методам относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, интеграция, моделирование и др.

Метод анализа (от греч. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Применяется при выявлении основных положений концепций автора, информации о подходах различных ученых к решению проблемы, для осмысления результата, в том числе после применения других методов исследования.

Синтез (от греч. соединение, сочетание, составление) - метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. Применяется для восстановления из выявленных элементов и фактов целостной картины.

Применение метода абстрагирования заключается в том, что в изучаемом предмете рассматривается один параметр, все остальные не учитываются. Это позволяет исследовать данный признак более глубоко.

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений, применяется в том случае, когда исследовать оригинал затруднительно в силу различных причин.

Метод индукции основывается на логике обобщения частных фактов, используется при обработке фактов, собранных в экспериментальной части исследования.

Метод дедукции является обратным по отношению к индукции. Логика рассуждения движется от общих закономерностей к частным фактам, применяется в ходе доказательства гипотезы.

Метод сравнения - мыслительная операция сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними при классификации или типологизации объектов исследования.

Эмпирические методы исследования

Эмпирические методы исследования - основанные на опыте методы познания, связанные с действиями исследователя, направленными на преобразование практики. К ним относят: наблюдение, опрос, тест, рейтинг, все виды эксперимента, изучение продуктов деятельности, документов и др.

Эксперимент  (от лат. – проба, опыт) - один из видов исследовательской деятельности. Это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления. Эксперименты можно подразделить на лабораторные и естественные.

Лабораторный эксперимент - это внедрение в практику какой-либо идеи в специально созданных условиях.

Естественный эксперимент - внедрение в практику идеи в естественных, неизменных условиях.

По общей целевой установке известны констатирующие и формирующие эксперименты.

Констатирующий эксперимент связан с исследованием текущего состояния зависимой переменной, которая диагностируется.

Формирующий эксперимент ставит цели преобразования зависимых переменных, в котором присутствуют обе переменные. Зависимая переменная в эксперименте – это те свойства, которые подвергаются изменению и воздействию экспериментатора. Независимая переменная – это то, чем экспериментатор влияет на зависимую переменную.

Эксперимент – это целенаправленная, научно-организованная, обоснованная, поэтапно контролируемая деятельность по созданию и апробации каких-либо идей.

Метод проектов

Сущность проектной деятельности

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных cловосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй – развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации – показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.

Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).

Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблем.

Описание технологии «Метод проектов»

1. Название технологии: метод проектов.

2. Ключевые слова: новые результаты образования (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия, самостоятельная деятельность, проектная деятельность, сопровождение.

3. Общая цель: создание условий для становления личности, ее самоопределения в культурном пространстве.

4. Конкретизированная цель (в условиях реализации ФГОС общего образования): создание условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.

5. Возрастная группа обучающихся: учащиеся ступеней начального общего (1-4-e кл.), основного общего (5-9-e кл.) и среднего  общего (10-11-е кл.) образования.

6. Сфера применения: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность учащихся.

7. Этапы проектной деятельности.

1 этап («Разработка проектного замысла»).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

1.1

Предварительное обсуждение проектной идеи

Перед тем, как учащиеся начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.

Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок.

Важно, чтобы выбор учащихся был само-стоятельным и ответственным (обоснованным)

1.2

Определение проблемы

Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.

Проблема должна быть для учащегося значимой, а не надуманной (чужой).

При формулировке проблемы учащийся должен аргументировать значимость проблемы лично для него.

При этом сначала должна быть сформули-рована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть).

Младшие подростки проблему могут фор-мулировать в форме вопроса

1.3

Формулировка цели

Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»

1.4

Постановка задач

Если цель направлена на достижение ко-нечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов.

Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

Задачи решаются в определенной последо-вательности, в случае группового проекта не-сколько задач может решаться одновременно (параллельно)

1.5

Определение результата

Результат неотторжим от того, кто его получил

1.6

Определение продукта

Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил

1.7

Разработка

плана работы

При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны учащимся в процессе проектной деятельности

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.

2 этап («Реализация проектного замысла»).

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы, консультирование у руководителя проекта и других специалистов, подготовка к защите проекта.

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

2.1

Выполнение плана работы

При выполнении этого вида работ преобладает самостоятельная деятельность учащихся

2.2

Консультирование у руководителя проекта

Рекомендации по осуществлению консультирования приведены ниже

2.3

Подготовка к защите проекта

Рекомендации по организации этого вида работ приведены ниже

Результаты 2-го этапа: в процессе проектной деятельности получены результат и продукт(ы).

3 этап («Подведение итогов проектной деятельности»).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка учащимися выполненных работ, их рефлексия, размещение проекта в портфолио

п/п

Виды работ на этапе

Комментарии

3.1

Выступление с проектом

Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже

3.2

Дискуссия

3.3

Самооценка и рефлексия

3.4

Взаимооценка

3.5

Размещение проекта в портфолио

Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) учащимися умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

8. Результаты деятельности: повышение уровня готовности учащихся к самостоятельному решению проблем посредством соорганизации собственных ресурсов и ресурсов социума.

9. Ресурсное обеспечение: ресурсы социокультурной среды образовательного учреждения (ресурсы учреждений образования и культуры, Интернет-ресурсы и пр.)

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

• устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

• проводить эффективные групповые обсуждения;

• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

• адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг - как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что учащийся, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент.

Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект - прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

Индивидуальный проект обучающихся

Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы учащийся - автор проекта - самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Работая над проектом, учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами - примерно 20% обучающихся 8-9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы (например: «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде», «Эмоциональное благополучие» и др.).

Взаимосвязь учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Известно, что одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех признаков проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

• учебное исследование (исследовательский проект) должно быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения учебного исследования (исследовательского проекта) должны быть созданы все условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению учебного исследования (исследовательского проекта) как в части ориентации при выборе темы, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного учебного исследования (исследовательского проекта);

• необходимо обеспечить педагогическое научно-методическое сопровождение учебного исследования (исследовательского проекта) при выборе темы, отборе содержании, методов исследования, выполнении работы, оформлении результатов и пр.;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата учебного исследования (исследовательского проекта) работы по проекту;

• в случае группового учебного исследования (исследовательского проекта) важно иметь критериальную систему для оценки вклада каждого участника;

• результаты и продукты учебного исследования (исследовательского проекта) должны быть презентованы и оценены в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Различие учебно-исследовательской и проектной деятельности

Специфические черты (различия) проектной

и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений