Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Люди и космос»

Татьяна Стефейкина

Формирование представлений детей о космосе, планетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Люди и космос»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Люди и космос»

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.

Задачи:

• Образовательная: обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, познакомить детей с первым советским космонавтом; дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт, скафандр.

• Развивающая: развитие мелкой моторики рук.

• Воспитательная: воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Планируемые результаты: дети имеют элементарные представления о космосе, планетах; активно выражают свои мысли посредством речи. Выражают, интерес к творческой деятельности.

Материалы и оборудование: фотографии Ю. А. Гагарина, бумажный макет ракеты, картинки с изображением планет солнечной системы, иллюстрации звёздного неба, альбомный лист формата А4, акварельные краски тёмных цветов: фиолетовые, синие, чёрные; баночки с водой, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций портрета Ю. А. Гагарина; чтение энциклопедий о космосе, стихотворений, рассказов: В. Бороздин «Первый в космосе», О. Ахметова «В космосе так здорово!», беседы; выставка книг по теме «Космос».

Воспитатель: Дети, а кто знает, какой сегодня день?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Ребята, поздравляю вас с этим замечательным праздником – Днём Космонавтики!

В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник «Восток-1» с человеком на борту.

Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые изучают и летают в космос?

Дети: (космонавты).

Воспитатель: Первыми "космонавтами" – разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю. 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, и облететь всю нашу Землю, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток-1» он облетел Землю и пробыл в космосе чуть больше часа.

Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется одежда космонавтов?

Дети: (скафандр)

Воспитатель: Сейчас, мы представим, что мы юные космонавты и совершим путешествие в космос по всем планетам. Давайте оденем скафандры. Имитация надевания.

Воспитатель: А кто знает, как добраться до космоса?

Дети: (на ракете).

Воспитатель: Что можно увидеть в космосе?

Дети: (звезды, солнце, другие планеты)

Физкультминутка созвездия

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз

потянулись руки вверх

руки в кулачки сжимать

Руки перед глазами

ноги вместе, руки вверх, покачаться

наклон вниз, руки машут тик-так

присесть руки вперед

Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться

руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх

Руками берём созвездия

Воспитатель: Ребята мы в космосе! Так выглядит космос, видите как много планет в нём.

Солнце – это звезда, самая ближайшая к нам, это центр планетной системы и могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое существо не могло бы жить.

Воспитатель: Ребята, а возле солнца есть и необычные шары. Это планеты. Вокруг солнца вращается девять планет, послушайте, как они называются: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Посмотрите на каждую планету, они все разные, очень красивые и необычные.

Воспитатель: А на какой планете живём мы?

Дети: (Земля).

Воспитатель: Правильно, ребята. А почему нашу планету Земля называют голубой планетой? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами.

Воспитатель: Дети я вам расскажу про планеты, а вы послушайте внимательно:

Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.

Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.

Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.

Сатурн – состоит из жидкости и газа, известна своими кольцами.

Уран – «лежачая планета», вращается вокруг Солнца, как бы лёжа на боку.

Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

Плутон – самая дальняя планета.

Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться. Пять, четыре, три, два, один, приземлились! Ура! - Вот мы и в детском саду.

Воспитатель: Скажите ребята, когда мы смотрим на ночное небо, что мы видим?

Дети: Звёзды.

Воспитатель: Правильно, мы видим звёзды на небе, посмотрите, как выглядит звёздное небо.

Воспитатель: Молодцы ребятки, а сейчас я предлагаю вам сесть за столы и попробовать нарисовать картинки по нашей теме «Дети и Космос». Но перед тем, как приступим к работе, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд - Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит - Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы - Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Дети садятся за столы и начинают рисовать акварельными красками.

В процессе рисования дети рассказывают о своих рисунках и делятся впечатлениями, полученными на занятии.

Воспитатель:

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Все вместе рассматриваем рисунки, дети рассказывают, каким цветом они нарисовали звёздное небо.

Воспитатель: Посмотрите, как здорово получилось? Вы настоящие умницы.

Итог ООД:

• Как называется наша планета?

• А какие планеты вращаются вокруг солнца?

• Как звали собачек, которые были в космосе?

• А как звали первого космонавта?

• Как называется космический костюм?

• Кто из вас хочет быть космонавтом?

Молодцы, ребята, вы были очень внимательны на занятии. Наше занятие окончено. Всем спасибо!