Российское движение школьников - как содержательно-смысловая часть воспитательной системы страны
Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.
В настоящее время с учетом новых государственных задач ведется работа по пересмотру подходов к реализации системы воспитания
в Российской Федерации, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_27_1.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РДШ – как содержательно-смысловая часть воспитательной системы страны
Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.
В настоящее время с учетом новых государственных задач ведется работа по пересмотру подходов к реализации системы воспитания
в Российской Федерации, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Начиная с 2012 года, реализован ряд важных инициатив по развитию воспитания в системе образования. В федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования включены программы воспитательной направленности.
С 2015 года реализуется Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Для полноценной реализации воспитания как неотъемлемой части образования в 2020 году принят ряд нормативных документов.
Вы их видите на слайде.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 11 декабря 2020 г. г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2021 г. № ВБ-1011/18по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство
в общеобразовательной организации;
федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В рамках реализации федерального проекта в январе 2021 года был запущен Всероссийский конкурс «Навигаторы детства».
Цели конкурса представлены на слайде:
• создание кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
• формирование воспитательного пространства на уровне детского коллектива в образовательных организациях.
Далее на слайде Вы можете увидеть индикативные показатели проекта
Организаторами конкурса выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Российское движение школьников, созданное по указу Президента 29 октября 2015 года с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Участникам конкурса необходимо было выполнить ряд конкурсных заданий: записать видео-эссе, представить портфолио с указанием своих авторских наработок по воспитанию, пройти тестирование, а после и итоговое собеседование. 21 марта 2021 года были подведены итоги конкурса «Навигаторы детства».
В рамках реализации федерального проекта «Патриотического воспитания граждан РФ» Челябинская область вошла в число 10 пилотных субъектов, в которых внедряются ставки экспертов по воспитанию в общеобразовательных организациях. Участие в пилотном проекте поддерживается Губернатором Челябинской области - Алексеем Леонидовичем Текслером.
На уровне региона в реализацию пилотного проекта включены все 43 муниципальных образования Челябинской области. Перечень общеобразовательных организаций - участников проекта, утвержден Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.01.2021 г. № 01/232 440.
Управленческая система реализации федерального проекта патриотического воспитания подразумевает 4 уровня:
1. Федеральный уровень - куратор проекта - администрация Президента и Министерство просвещения Российской Федерации.
Координатор - подведомственная организация Министерства просвещения РФ - Российский детско-юношеский центр. Руководитель - Александр Сергеевич Кудряшов.
2. Региональный уровень – куратор проекта - Правительство и министерство образования и науки Челябинской области.
Координатор – ресурсный центр «Навигаторы детства». Региональный координатор – главный эксперт Росдетцентра – Буравова Светлана Васильевна
3. Муниципальный уровень – куратор – администрация муниципального образования, Управление образования, муниципальный координатор – ведущий эксперт Росдетцентра Быкова Анастасия Викторовна.
4. Уровень общеобразовательного учреждения – ответственный за реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание» - директор ОО.
В помощь в реализации ФП в новом учебном году в пилотных школах появится новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (эксперты), которым предстоит стать частью новой главы в развитии Российского движения школьников и воспитательной составляющей системы образования нашей страны. Задачей этих специалистов будет помочь директору «настроить» воспитательную работу в рамках разрабатываемых рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и человеческого потенциала.
Именно эти люди должны создать внутри школы условия для успешной социализации школьников, развивающую среду, в которой ребенку будет интересно жить и общаться не только на уроках, но и после них; стать навигаторами в многообразии проектов, мероприятий, которые предлагаются детскими общественными организациями, помочь ребятам построить собственную траекторию личностного развития в соответствии с интересами, способностями и талантами каждого ребенка.
Воспитательная работа будет строиться не только на уровне школы, но и во взаимодействии с детскими общественными объединениями, классными руководителями, родителями. Все мероприятия, которые будут проходить в школах, должны учитывать интересы и потребности детей и их родителей. Вовлекая детей и родителей в организацию мероприятий в школе, мы получим социально-мобильную личность.
В Карталинском муниципальном районе в качестве пилотных площадок выбраны 2 школы: МОУ СОШ 45 и 131 (31).
В системе данного проекта, я ,являясь муниципальным координатором (Ведущий Эксперт), получаю задачи непосредственно от главного эксперта отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ "Росдетцентр", регионального координатора. И одна из главных задач муниципального куратора - это доведение до Экспертов и общеобразовательных организаций тех программ, проектов и мероприятий, которые направлены на создание и совершенствование системы воспитания и отвечают тем задачам, которые даёт федеральный офис Росдетцентра.
Как говорилось выше, основными организаторами проекта Патриотическое воспитание граждан» являются Министерство просвещения и РДШ, поэтому основной процесс реализации проекта строится через мероприятия РДШ. Нужно отметить, что в РДШ есть очень много интересных и полезных конкурсов и проектов. Это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.
Деятельность российского движения школьников осуществляется по четырём направлениям:
«Гражданская активность» ,
«Личностное развитие» ,
«Военно-патриотическое направление» ,
«Информационно-медийное направление»
Далее на слайдах представлены ключевые проекты РДШ, где каждый ребенок найдет проект по душе. Более подробно с ними можно ознакомиться на сайте РДШ. рф
(на слайде – проекты РДШ)
В рамках Российского движения школьников реализуются национальные проекты («Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи», «Лига вожатых»), а так же проекты федерального и регионального уровней, где есть возможность получить грант на поддержку детских инициатив по добровольческому направлению.
Проекты «Юнармии» и всероссийский конкурс «Большая перемена», так же вошли в "Паспорт Патриотического воспитания граждан Российской Федерации" в рамках реализации национального проекта "Образование". Роль советников здесь заключается в информировании о ходе реализации проектов заместителей по воспитанию внутри образовательной организации.
РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.
С 2017 года три школы Карталинского муниципального района – 17, 131 и Варшавская СОШ, стали частью этого движения. Это первые школы в Карталинском районе, которые вошли в состав РДШ.
Следует отметить, что с нового учебного года планируется создание первичных организаций РДШ в пилотных школах, которые вошли в федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан» (МОУ СОШ № 45, и 131). Так же в дальнейшем будет осуществляться постепенное включение в проект всех школ Карталинского муниципального района.
Поэтому, чтобы быть в курсе происходящего, в курсе событий, целесообразно тем школам, которые пока не в проекте, постепенно включаться в активную деятельность РДШ, регистрироваться на сайте РДШ, создавать первичные организации, ведь у активистов российского движения школьников большие перспективы развития. Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.
Задача РДШ состоит в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны.
Специфика реализации пилотного проекта в регионе изначально основывается на консолидации усилий разных партнеров, особенно тех, кто имеет большой практический и методический потенциал.
Поэтому, специалисты профильной кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, предлагают в ближайшее время реализовать программу повышения квалификации в форме проектно-методических семинаров с привлечением ресурсов партнеров, совместно с региональным ресурсным центром.
Проектно-методические семинары планируется провести с сентября по ноябрь этого года в очной форме с выездом в муниципальные образования (по территориальным «кустам» для советников и команд образовательных организаций с участием муниципальных координаторов пилотного проекта). Также планируется система вебинаров по данной программе. Промежуточные итоги планируется подвести на региональном форуме в конце октября месяца с представлением первых успешных практик деятельности советников.
Так же с целью формирования единого информационного поля и подготовки кадров для реализации системы воспитания Российским движением школьников предлагается обучающая платформа Корпоративного университета, которая является единственной бесплатной лицензированной платформой для обучения, переподготовки кадров в сфере воспитания.
Хочется подчеркнуть, что Корпоративный Университет это ещё и платформа, на которой вы можете найти методические материалы для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по воспитательной работе.
Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность семью и окружение, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремление соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Благодаря такому подходу мы растим молодежь, которая занимает активную жизненную позицию, стремится добиться высот в самых различных областях, развивается творчески, профессионально, научно, обладает чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. И, если нам сейчас, при правильном совместном подходе начинать работать дружно, командой, - результаты не заставят себя ждать.
Благодарю за внимание!