Российское движение школьников - как содержательно-смысловая часть воспитательной системы страны

Быкова Анастасия Викторовна

Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.

В настоящее время с учетом новых государственных задач ведется работа по пересмотру подходов к реализации системы воспитания
в Российской Федерации,  воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_27_1.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

РДШ – как содержательно-смысловая часть воспитательной системы страны

Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.

В настоящее время с учетом новых государственных задач ведется работа по пересмотру подходов к реализации системы воспитания
в Российской Федерации,
 воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Начиная с 2012 года, реализован ряд важных инициатив по развитию воспитания в системе образования. В федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и  среднего общего образования включены программы воспитательной направленности.

С 2015 года реализуется Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Для полноценной реализации воспитания как неотъемлемой части образования в 2020 году принят ряд нормативных документов.

Вы их видите на слайде.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 11 декабря 2020 г. г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2021 г. № ВБ-1011/18по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство
в общеобразовательной организации;

федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В рамках реализации федерального проекта в январе 2021 года был запущен Всероссийский конкурс «Навигаторы детства».

Цели конкурса представлены на слайде:

 •   создание кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;

 •   формирование воспитательного пространства на уровне детского коллектива в образовательных организациях.

Далее на слайде Вы можете увидеть индикативные показатели проекта

Организаторами конкурса выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Российское движение школьников,  созданное по указу Президента 29 октября 2015 года с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Участникам конкурса необходимо было выполнить ряд конкурсных заданий: записать видео-эссе, представить портфолио с указанием своих авторских наработок по воспитанию, пройти тестирование, а после и итоговое собеседование. 21 марта 2021 года были подведены итоги конкурса «Навигаторы детства».

В рамках реализации федерального проекта «Патриотического воспитания граждан РФ» Челябинская область вошла в число 10 пилотных субъектов, в которых внедряются ставки экспертов по воспитанию в общеобразовательных организациях. Участие в пилотном проекте поддерживается Губернатором Челябинской области - Алексеем Леонидовичем Текслером.

На уровне региона в реализацию пилотного проекта включены все 43 муниципальных образования Челябинской области. Перечень  общеобразовательных организаций - участников проекта, утвержден Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.01.2021 г. № 01/232 440.  

Управленческая система реализации федерального проекта патриотического воспитания подразумевает 4 уровня:

1. Федеральный  уровень - куратор проекта - администрация Президента и Министерство просвещения Российской Федерации.

Координатор - подведомственная организация Министерства просвещения РФ -   Российский детско-юношеский центр. Руководитель -  Александр Сергеевич Кудряшов.

2. Региональный уровень – куратор проекта -  Правительство и министерство образования и науки Челябинской области.

Координатор – ресурсный центр  «Навигаторы детства». Региональный координатор – главный эксперт Росдетцентра – Буравова Светлана Васильевна

3. Муниципальный уровень – куратор – администрация муниципального образования, Управление образования, муниципальный координатор – ведущий эксперт Росдетцентра  Быкова Анастасия Викторовна.

4. Уровень общеобразовательного учреждения – ответственный за реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание» - директор ОО.  

В помощь в реализации ФП в новом учебном году в пилотных школах появится новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (эксперты), которым предстоит стать частью новой главы в развитии Российского движения школьников и воспитательной составляющей системы образования нашей страны. Задачей этих специалистов будет помочь директору «настроить» воспитательную работу в рамках разрабатываемых рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и человеческого потенциала.

Именно эти люди должны создать внутри школы условия для успешной социализации школьников, развивающую среду, в которой ребенку будет интересно жить и общаться не только на уроках, но и после них; стать навигаторами в многообразии проектов, мероприятий, которые предлагаются детскими общественными организациями, помочь ребятам построить собственную траекторию личностного развития в соответствии с интересами, способностями и талантами каждого ребенка.

Воспитательная работа будет строиться не только на уровне школы, но и во взаимодействии с детскими общественными объединениями, классными руководителями, родителями. Все мероприятия, которые будут проходить в школах, должны учитывать интересы и потребности детей и их родителей. Вовлекая детей и родителей в организацию мероприятий в школе, мы получим социально-мобильную личность.

В Карталинском муниципальном районе в качестве пилотных площадок выбраны 2 школы: МОУ СОШ 45 и 131 (31).

       В системе данного проекта, я ,являясь муниципальным координатором (Ведущий Эксперт),  получаю задачи непосредственно от главного эксперта отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ "Росдетцентр", регионального координатора. И одна из главных задач муниципального куратора - это доведение до Экспертов и общеобразовательных организаций тех программ, проектов и мероприятий, которые направлены на создание и совершенствование системы воспитания и отвечают тем задачам, которые даёт федеральный офис Росдетцентра.

           Как говорилось выше,  основными организаторами проекта Патриотическое воспитание граждан»  являются Министерство просвещения и РДШ, поэтому основной процесс реализации проекта строится через мероприятия РДШ. Нужно отметить, что в РДШ есть очень много интересных и полезных конкурсов и проектов. Это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.

Деятельность российского движения школьников осуществляется по четырём направлениям:

«Гражданская активность» ,        

 «Личностное развитие»          ,

«Военно-патриотическое направление» ,

«Информационно-медийное направление»

Далее на слайдах представлены ключевые проекты РДШ, где каждый ребенок найдет проект по душе. Более подробно с ними можно ознакомиться на сайте РДШ. рф

 (на слайде – проекты РДШ)

В рамках Российского движения школьников реализуются национальные проекты («Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи», «Лига вожатых»), а так же проекты федерального и регионального уровней, где есть возможность получить грант на поддержку детских инициатив  по добровольческому направлению.

Проекты «Юнармии» и всероссийский конкурс «Большая перемена», так же вошли в "Паспорт Патриотического воспитания граждан Российской Федерации" в рамках реализации национального  проекта "Образование". Роль советников здесь заключается в информировании о ходе реализации проектов  заместителей по воспитанию внутри образовательной организации.

          РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

       С 2017 года три  школы Карталинского муниципального района – 17, 131 и Варшавская СОШ, стали частью этого движения. Это первые школы  в Карталинском районе, которые вошли  в состав РДШ.

 Следует отметить, что  с нового учебного года планируется создание первичных организаций РДШ  в пилотных школах, которые вошли  в федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан» (МОУ СОШ № 45, и 131). Так же в дальнейшем будет осуществляться постепенное включение в проект всех  школ Карталинского муниципального района.

Поэтому, чтобы быть в курсе происходящего,  в курсе событий, целесообразно тем школам, которые пока не в проекте, постепенно включаться в активную деятельность РДШ,  регистрироваться на сайте РДШ, создавать первичные организации, ведь  у активистов российского движения школьников большие перспективы развития. Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.

          Задача РДШ состоит в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны.

Специфика реализации пилотного проекта в регионе изначально основывается на консолидации усилий разных партнеров, особенно тех, кто имеет большой практический и методический потенциал.

Поэтому, специалисты профильной кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, предлагают в ближайшее время реализовать программу повышения квалификации в форме проектно-методических семинаров с привлечением ресурсов партнеров, совместно с региональным ресурсным центром.

Проектно-методические семинары планируется провести с сентября по ноябрь этого года в очной форме с выездом в муниципальные образования (по территориальным «кустам» для советников и команд образовательных организаций с участием муниципальных координаторов пилотного проекта). Также планируется система вебинаров по данной программе. Промежуточные итоги планируется подвести на региональном форуме в конце октября месяца с представлением первых успешных практик деятельности советников.

Так же с целью формирования единого информационного поля и подготовки кадров для реализации системы воспитания  Российским движением  школьников предлагается обучающая платформа Корпоративного университета, которая является единственной бесплатной лицензированной платформой для обучения, переподготовки кадров в сфере воспитания.

Хочется подчеркнуть, что Корпоративный Университет это ещё и платформа, на которой вы можете найти методические материалы для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по воспитательной работе.

           Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность семью и окружение, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремление соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Благодаря такому подходу мы растим молодежь, которая занимает активную жизненную позицию, стремится добиться высот в самых различных областях, развивается творчески, профессионально, научно, обладает чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. И, если нам сейчас, при правильном совместном подходе начинать работать дружно, командой,  -  результаты не заставят себя ждать.

Благодарю за внимание!