Статья. Развитие интереса к чтению в условиях школьной библиотеки
В современном мире чтение книг уходит уже не на второй, а на третий или четвертый план. Гаджеты появляются у детей в руках раньше чем книги. Поэтому именно школьная библиотека, не массовая, в которую большинство детей никогда не попадут, должна наглядно показать все богатство книжного мира.
Когда первоклассник входит в школу он становится не только учеником (обучающимся), но и читателем школьной библиотеки. Задача библиотекаря поразить его многообразием выбора, большими книгами с секретами, книгами-раскладушками, виммельбухами, цветными журналами. А затем удержать этот интерес используя весь арсенал библиотеки. Это и книжные выставки, и конкурсы, и беседы с писателями, и мастер-классы, и электронные ресурсы.
Среди основных целей деятельности школьной библиотеки значительное место занимают привлечение к систематическому чтению, изучение читателя и изучение чтения. Средства достижения этих целей традиционны – проведение книжных выставок, конкурсов, викторин, презентаций, бесед об авторах и книгах, индивидуальных опросов и анкетирования, реклама библиотеки. Все это осуществляется, в той или иной мере, в каждой школьной библиотеке, но что-то более успешно, что-то менее. В то же время, невозможно воспитать регулярно читающего ребенка, не уделив внимания его собственным творческим способностям. Поэтому, конкурПроведение конкурса в школьной библиотеке позволяет решить целый ряд задач. Прежде всего, акцентируется внимание на самой теме, связанной с литературой, и месте проведения, всегда связанном в представлении обучающихся с книгами. Размещение объявлений о конкурсе в нескольких местах школы, устные объявления в классах, становятся регулярной ненавязчивой рекламой библиотеки. Выполнение конкурсного задания – прекрасной возможностью развития креативных способностей.
Традиционными конкурсами являются конкурсы детских рисунков и поделок на различные вариации темы «Моя любимая книга». Но, поучаствовав однажды, дети либо теряют интерес, либо повторяются в своих идеях. Поэтому очень важно правильно выбирать темы конкурсов, они должны быть актуальными, стимулирующими к анализу прочитанной литературы и, одновременно, удивлять поставленной задачей. Удивление может вызвать совмещение необычных понятий. Так родились в нашей библиотеке идеи конкурсов «Библиотечные снежинки», «Литературная ёлочная игрушка», «Литературная валентинка».
Условиями конкурсов, проведенных перед празднованием Нового года в 2014 г. и 2015 г., «Библиотечные снежинки» и «Литературная ёлочная игрушка» было не только художественное оформление, но и обязательное посвящение снежинки и игрушки любимой книге, которую хотелось бы посоветовать друзьям. Оказалось, что дети с удовольствием делают разнообразные снежинки и игрушки, но выбор книги или героя у многих вызывает значительное затруднение. Конечно, путем обсуждения в индивидуальной беседе это затруднение преодолевалось легко, нужно было только подтолкнуть ребенка к размышлению, но, те, кто не смог или не захотел подойти к библиотекарю, а участвовать в конкурсе хотелось, пытались использовать хрестоматийные книги. Такие работы на конкурс не принимались, и участник должен был начать размышлять. Результатами стали осознанный выбор книги, составление авторского рекомендательного списка, украшение библиотеки и, конечно, все получили призы.
На том же принципе был основан конкурс «Литературная валентинка», проведенный перед 14 февраля, с той лишь разницей, что валентинку нужно было посвятить автору, произведению или литературному герою. Особенностью этого конкурса был более ответственный выбор, так как литературные валентинки все же ассоциировались с любовью более яркой, чем просто к любимой книге, которых может быть несколько. Возможно, поэтому участников было меньше, так как любовь к литературному герою может рассказать о человеке больше, чем ему самому хочется. В четвертом классе учитель предложил сделать коллективную работу. Она получилась яркой и интересной, но в плане выбора книг и героев абсолютно формальной. Валентинки были обращены к авторам, которые были только что пройдены на уроках литературы.
Подводя итоги необходимо отметить, что только постоянное изучение читателя, проникновение в его внутренний духовный мир, даст возможность библиотекарю направить чтение ребенка, ненавязчиво подсказать нужную книгу, привлечь его к систематическому чтению. Описанные выше конкурсы очень помогли в достижении этих целей.