Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-7 классов
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии
Этот материал был написан более года назад. С тех пор прошло много времени и много могло измениться – учитывайте это.
Педагогическая технология - это алгоритм (последовательность) целенаправленных совместных действий участников образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
Чем большим количеством технологий пользуется педагог в своей деятельности, тем интересней педагогическая работа для самого педагога и увлекательнее познавательная деятельность учащихся; открывается больше возможностей для индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время сложилось несколько технологий обучения, подробно описанных в педагогической литературе, но появляются новые, авторские технологии, способствующие внедрению инновационных методов и средств обучения.
Актуально разделение технологий на традиционные и новые (современные). Современные технологии обладают следующими признаками:
- отвечают запросам общества и требованиям современного производства;
- оптимально развивают участников образовательного процесса;
- востребованы педагогами и обучающимися;
- удовлетворяют образовательные интересы и потребности участников образовательного процесса.
Каждая педагогическая технология предполагает использование системы средств, позволяющих реализовать поставленные цели. Технология реализуется с помощью различных методов и форм, рассматриваемых как эффективные способы организации совместной деятельности учителя и обучающихся. Если хотя бы один компонент или элемент не учитывается, или нарушается его содержание, педагогические действия не достигают намеченных результатов.
Главная цель новых стандартов это достижение метапредметных и личностных результатов обучения, достижение этой цели возможно при организации активной самостоятельной деятельности обучающихся. Под самостоятельной деятельностью обучающихся в учебном процессе понимается вид познавательной деятельности, в которой предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах (от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим исследовательский, поисковый характер).
Одним из способов активной деятельности обучающихся в учебном процессе является организация совместной работы, использование технологий обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве происходит когда обучающиеся работают вместе (парами, группами) над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему, пытаются найти ответ общими усилиями.
Важный принцип современного образования - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Из всех знаний, которые даются на учебном занятии, обучающийся усвоит ровно столько, сколько он способен усвоить и только то, на что он настроен. Поэтому на современном учебном занятии используются технологии дифференцированного обучения.
Основные виды дифференциации:
- дифференциация с учетом интересов и склонностей обучающихся;
- уровневая дифференциация (выделение заданий базового, повышенного и углубленного уровней сложности).
При организации дифференцированного обучения выделяют внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Внутренняя дифференциация представляет подход, при котором учитель (зная особенности обучающихся) дает задания разного уровня сложности (обучающиеся не выделяются в особые группы). Внешняя дифференциация - подход, при котором происходит разделение учащихся на группы по определенным критериям.
Одна из наиболее применяемых форм дифференцированного обучения - уровневая дифференциация. Обучаясь по единой программе, школьники усваивают материал на различных уровнях. Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы обучающиеся имели возможность выбирать свой путь освоения учебного материала. Уровневая дифференциация вводит базовый, обязательный уровень подготовки по учебному предмету, включающий знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. С целью максимального развития обучающихся устанавливается уровень повышенной подготовки, определяющей расширение и углубление базового уровня содержания образования. Освоение обучающимися повышенного уровня предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, способствует осознанному, творческому применению знаний в новых условиях.
Технологии поисково-исследовательской деятельности реализуются в исследовательском обучении, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов. Существует отличие проектной деятельности от исследовательской. Проектная деятельность имеет исследовательский характер, в результате её создается конкретный собственный продукт (проект), отличающийся новизной и который может быть использован в практике. Исследование - это поиск в определенной области, который завершается получением сведений по данной проблеме и возможностью формулирования вывода.
Определено использование трёх уровней исследовательского обучения:
- учитель ставит проблему и сам намечает метод ее решения;
- учитель только ставит проблему, метод ее решения обучающийся ищет самостоятельно;
- учитель характеризует, очерчивает сферу для определения проблемы, обучающиеся сами ставят проблему, подбирают метод и разрабатывают решение.
Игровая деятельность в образовательном процессе характеризуется использованием игровых технологий обучения. Игра, являясь развлечением и отдыхом, перерастает в обучение и творчество. Виды игровых технологий по характеру деятельности:
- физические
- интеллектуальные
- социальные
- психологические.
Виды игровых технологий по характеру игровых действий:
- сюжетные
- ролевые
- деловые
- имитационные
- спортивные
- туристические
- военно-прикладные.
Использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет обучающимся в комфортных эмоционально-психологических условиях достигать личностных и метапредметных результатов собственной образовательной деятельности.
Создавать индивидуальные траектории развития обучающихся в учебном процессе позволяют технологии открытого образования, при их использовании обучающиеся становятся активными субъектами образовательного процесса. К технологиям открытого образования относят: "Развитие критического мышления через чтение и письмо", "Портфолио", Дебаты", "Педагогические мастерские", "Образ и мысль".
Технологии интеграции в образовательном процессе - это система упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой, в результате взаимодействия субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, не свойственные отдельным сферам образования. Технологии интеграции - это интеграция различных сфер образования и разных видов деятельности. Важным средством интеграции учебной и внеучебной деятельности является интегрированный урок.
Одна из характерных особенностей современного образования связана с тем, что личность ученика ставится в центр педагогического процесса, учитель и ученик становятся равноправными участниками, учение постепенно перерастает в самообучение. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе - гарантированное достижение заранее заданных результатов обучения (вне зависимости от характеристик учащихся).