статья "Самоощущение педагога в процессе повышения квалификации"

Аннотация. В статье представлены теоретические и прикладные вопросы организации процесса андрагогического сопровождения профессионального развития педагога, мотивации педагога к непрерывному профессиональному образованию, саморазвитию, саморефлексии в современных условиях смены образовательной парадигмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya_v_nepreryvnoe_obrazovanie.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. В статье представлены теоретические и прикладные вопросы организации процесса андрагогического сопровождения профессионального развития педагога, мотивации педагога к непрерывному профессиональному образованию, саморазвитию, саморефлексии в современных условиях смены образовательной парадигмы.

Ключевые слова: андрагогика, сопровождение, андрагогическое сопровождение, профессиональное развитие.

Изменение роли и функции образования, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, введение и реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов, внедрение профессионального стандарта педагога предъявляют к современному учителю новые требования: инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения – этот факт указывает на необходимость создания возможности для непрерывного профессионального развития педагога. Комфортное самоощущение педагога в процессе повышения квалификации, удовлетворенность его собственной образовательной деятельностью, учет особенностей педагогов как взрослых субъектов образования и саморазвития возможно при квалифицированном андрагогическом сопровождении их профессионального развития.

Целесообразно определить ключевые понятия нашего исследования «андрагогика», «профессиональное развитие», «сопровождение», «андрагогическое сопровождение» применительно к деятельности учителя.

М. Ноулз считал андрагогику теоретической основой образования взрослых. М.Т. Громкова – отраслью педагогической науки, в основе которой лежит специфика образования взрослых, определяющая технологии образовательного процесса. По мнению Т.А. Васильковой, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, андрагог – это специалист в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной, организационной работы со взрослыми.

Теоретическому обоснованию роли андрагогического подхода в образовании посвящены исследования отечественных ученых: С.Г.Вершловского, М.Т.Громковой, А.В.Даринского, С.И.Змеева, И.А.Колесниковой, В.Ю. Кричевского, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной, В.Г.Онушкина, В.И.Подобеда, Г.С.Сухобской и др., а так же зарубежных: П. Джарвиса, М. Ноулза, Ф.Пегглера, П.Фрейре и др. Каждый из подходов не противоречит, а дополняет друг друга, создает  обобщенное представление об андрагогике, как науке об  образовании взрослых; ее теоретических положений и совокупности технологий, адекватных особенностям взрослого человека.

Анализ различных андрагогических подходов проведен С. Г. Вершловским в монографии «Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена». В ней выделены принципы личностно-профессионального самоопределения:

  • самостоятельность;
  • опора на жизненный и профессиональный опыт;
  • способность к рефлексии;
  • развитие профессиональных потребностей [2].

Важно, что с данными принципами взаимосвязаны и принципы профессионального становления: учет социокультурных условий жизни и деятельности человека, элективность и вариативность, актуализация результатов образования. В отличие от традиционной педагогики основное положение андрагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый, а если быть еще точнее – обучающийся.

Анализ работ по различным аспектам сопровождения позволил выявить наиболее часто встречающиеся виды сопровождения: социально-педагогическое, психолого-педагогическое, психологическое, научно-методическое, организационно-методическое. Педагогическое сопровождение, как создание благоприятных условий, необходимых для развития и саморазвития индивида, раскрытия и реализации его внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору, с помощью сопровождающего, его содействием в разрешении проблем развития сопровождаемого рассматривалось учеными- исследователями: О. С. Газманом, В. И. Слободчиковым, И. С. Якиманской и др. Большинство исследований, посвященных проблемам сопровождения касаются детей, подростков, студентов, людей с ограниченными возможностями здоровья. Исследований по сопровождению взрослых в профессиональной деятельности крайне мало.

Отметим, что в последние годы появился цикл работ, включая диссертационные исследования, в которых ученые рассматривают возможности андрагогического взаимодействия и андрагогических условий разных аспектов профессионального развития педагога (Н.М.Валюшина 2013; Ю.И.Кузнецова, 2011, 2014; О.Г.Липницкая 2011; С.А.Пилюгина, 2011- 2015).

На наш взгляд, процесс профессионального развития можно определить, как процесс непрерывного интеллектуального развития, профессионального роста и приобретения опыта. Он длится на протяжении всей индивидуальной карьеры, и зависит от реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности. Среди фактов, побуждающих профессиональное развитие, важно выделить новые профессиональные потребности к движению педагога к своему совершенствованию.

Профессиональное развитие педагогов должно осуществляться через систему дополнительного профессионального образования и систему методической работы, организованной в образовательном учреждении. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирование педагога на осознание необходимости постоянного профессионального саморазвития. Что может сделать образовательное учреждение для эффективной организации профессионального роста учителя?

По мнению М.М. Поташника, для обеспечения эффективного профессионального развития учителя необходимо создать ряд условий [3, с. 276-290]. Рассмотрим их подробнее.

Научно-методические условия – учебно-методические планы и программы, разработанные самой школой для организации курсов, семинаров и др. Наличие методических рекомендаций, описаний прогрессивного педагогического опыта и технологий его освоения. Наличие книг и периодических изданий. Кроме того, в школе должен быть банк идей для развития всех педагогов. «Когда директору и его заместителю нечего из вышеназванного предложить учителям, то от учителей бессмысленно что-либо ждать и тем более – требовать»

Кадровые условия – директор и его заместители, учителя, обладающие организаторскими и методическими умениями, умениями оказать помощь, учить учителей, передавать опыт, заинтересовывать. Это предполагает использование таких форм как индивидуальное наставничество, методические объединения, ассоциации учителей, школы профессионального мастерства, творческие микрогруппы и т.д.

Материально-технические условия – это, прежде всего школьный методический кабинет, хорошо если он оборудован компьютерами, множительной техникой, воспроизводящей аппаратурой. Книги, энциклопедии, подборки статей, диски с записями лучших лекций.

Финансовые условия – для обеспечения эффективной работы с кадрами в школе нужны деньги на приобретение материально-технического оборудования, литературы, оплату ежегодной подписки, повышения квалификации в учреждениях ДПО, на оплату экспериментальной и проектной деятельности, приглашенных специалистов и т.д.

Нормативно-правовые условия – разработанные и действующие в конкретной школе Положения о создании и деятельности профессиональных объединений, осуществляющих все формы повышения квалификации, оговорен порядок финансирования, материальное стимулирование.

Мотивационные условия – руководителю школы неплохо было бы выявить мотивы, побуждающие каждого учителя заниматься своим профессиональным ростом. А они совершенно разные: самоутверждение, общественное признание, повышение зарплаты, стабильность, карьерный рост, учеба в аспирантуре, творческая самореализация и др.

Итак, чтобы работа каждого учителя по обеспечению профессионального развития была успешной необходимо, чтобы:

- все педагоги понимали, когда и каких результатов от них ожидают;

- были заинтересованы в получении этих результатов;

- испытывали удовлетворение от своей работы;

- психологический климат в школе был благоприятным [3].

И наконец, обратимся к роли андрагогического сопровождения. Оно нацелено на предоставление возможности активизации собственных ресурсов учителя, помощь самостоятельно увидеть перспективы своего профессионального роста, преодолеть профессиональные затруднения, построить индивидуальный маршрут профессионального развития, включая все формы непрерывного образования.

Андрагогическое сопровождение профессионального развития учителя включает в себя следующие этапы совместной деятельности обучающего (андрагога) и обучающегося (педагога, учителя):

- диагностический (диагностика профессиональных затруднений и образовательных запросов);

- проектировочный (самоопределение, целеполагание, проектирование содержания обучения, способов и сроков);

- исполнительный (создание, реализация и коррекция индивидуальной программы и маршрута обучения);

- рефлексивный (рефлексия собственных образовательных и профессиональных достижений).

По мнению М. Д. Матюшкиной андрагогическое сопровождение должно быть направлено не только на предметно-профессиональную подготовку учителя, но и решать задачи профессионально-личностного развития, смысл которого определяется обретением себя, своего жизненного пути, самоактуализацией и развитием всех основных личностных качеств [1, с.80].

Кроме того, андрагогическое сопровождение можно рассматривать как условие развития у учителя умения справляться с личностными и профессиональными проблемами. Как условие овладения учителем новыми эффективными формами поведения и новыми компетенциями для успешной профессиональной самореализации и социального взаимодействия.  

Подводя итог сказанному, отметим, что в работе с учителями, при андрагогическом сопровождении их профессионального развития, важно не только определить «слабое звено», но и помочь найти пути решения, оказать конкретную помощь, сформировать мотивацию педагога к непрерывному профессиональному образованию, саморазвитию, саморефлексии. Тем самым обеспечив его личностное и профессиональное развитие, преодоление профессиональных затруднений, открытие новых горизонтов профессиональной деятельности.

Литература.

1.Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / под ред. С.Г.Вершловского, С.Г. Сухобской – СПб.: СПб АППО, 2011. – 125с.

2.Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена монография / С. Г. Вершловский – СПб.: СПб АППО, 2008. –  151 с.

3.Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие / М.М.Поташник – М.: Педагогическое сообщество России, Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.

                   

УДК 377

Ахтиева Г.Р.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В статье рассматриваются вопросы непрерывного образования взрослых как социального явления на различных этапах жизнедеятельности, отражается подход С.Г.Вершловского к данной теме.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, андрагогика, социально-экономическое развитие, саморазвитие.

Aкhtieva G.R.

LIFELONG EDUCATION AS A SOCIAL PHENOMENON

 

The article discusses the issues of lifelong education of adults as a social phenomenon at various stages of life, reflects the approach of S.G. Vershlovsky to this topic

Keywords: continuing education, adult education, andragogy; socio-economic development, self-development

Образование как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, явление социальное, объективная общественная ценность, процесс передачи новых знаний, нового опыта, нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок.

На пятой Международной конференции по образованию взрослых, (Гамбург, Германия, 14–18 июля 1997 год) была принята декларация об обучении взрослых, один из пунктов которой определяет: «Образование взрослых — это не только право; это — один из ключей, открывающих дверь в XXI век. Такое образование является результатом активной гражданской позиции и условием для всестороннего участия в жизни общества. Обучение взрослых может помочь в деле формирования личности и сделать жизнь осмысленной. Обучение на протяжении всей жизни подразумевает переосмысление содержания образования с целью учета таких факторов, как возраст, равноправие мужчин и женщин, физические и умственные недостатки, язык, культура и экономическое неравенство» [3]. Основными направлениями международного изучения приоритетно являлись: непрерывное профессиональное образование, дополнительное образование, образование взрослых, образование социально не защищенных слоев населения, экономические модели, обеспечивающие непрерывность доступа к системе обучения.

Образование по мере развития общества все больше становится особой сферой социальной жизни, сферой самореализации личности человека, смещая образовательную парадигму от традиционной базовой образовательной модели к непрерывному образованию в течение всей жизни. Современная структура непрерывного образования отражает возросшую роль знаний для всех этапов жизни человека. Так, Онушкиным В. Г. и Огаревым Е. И. непрерывное образование рассматривается «…как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.» [2, с.94]. Его основными этапами рассматриваются: обучение, воспитание и развитие в детско-юношеском возрасте и образование взрослых, которое является результатом не только формального обучения, но и саморазвития в результате непрерывного образования.

Современный взрослый человек обладая значительным образовательным потенциалом, проявляет осознанную активность, самостоятельность, стремление к овладению новыми знаниями в профессиональной деятельности, культурными ценностями, опираясь на свой жизненный опыт.

В настоящее время в отечественной научной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности образования взрослых как социально-педагогическую систему и психологические характеристики взрослого как субъекта образования (Б.Г. Ананьев, С.Г.Вершловский, А.П. Владиславлев, М.Т.Громкова, С.И.Змеев, Ю.Н.Кулюткин, В.Г. Онушкин, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая).

Образование взрослых как социальный институт определяется В.Г. Онушкиным и Е.И. Огаревым как «система специализированных учреждений, объединенных общностью задач и составляющих обособленное подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающее жизнедеятельность социального организма посредством осуществления присущих ему специфических функций» [2, с.102]. К числу таких функций можно отнести: культурно-историческую, социальную, социально-экономическую.

Неоценим вклад Семена Григорьевича Вершловского в развитие системы непрерывного образования в Российской Федерации. Работы С.Г. Вершловского посвящены методологии андрагогики и теории непрерывного образования взрослых, вопросам профессионально‐педагогического становления педагога и системы постдипломного педагогического образования в целом.

Говоря о непрерывном образовании в контексте деятельностного подхода С.Г.Вершловский делает акцент на социальном институте как исторически сложившейся устойчивой форме организации совместной деятельности людей., где переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные отношения, обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передача норм и навыков социального поведения.

Он впервые обобщает опыт образования взрослых, что позволяет раскрыть многообразную роль образования в профессиональной социализации взрослых, в решении гендерных и семейных проблем, в формировании толерантности, рациональном проведении досуга.

В книге, «Образование взрослых. Опыт и проблемы», представлены результаты проведенных исследований и изучений, которые свидетельствуют о возрастающем значении образования взрослых в решении социальных, социокультурных и экономических проблем, в сохранении и развитии творческих потенциалов людей на разных этапах их жизнедеятельности. А анализ опыта убеждает в необходимости создания эффективно действующей системы образования взрослых.

В монографии «Непрерывное образование: историко- теоретический анализ феномена» Семен Григорьевич отмечает всевозрастающую роль непрерывного образования в социально-экономическом развитии общества. Где социальные перемены ставят человека перед выбором способа получения образования на разных этапах жизни. Где современная структура непрерывного образования отражает возросшую роль знаний для всех этапов жизни человека, которая на современном этапе прочно связана с общественным производством. «Образование – не только условие выживания и самозащиты, не только условие повышения профессиональной компетентности и коррекции опыта, но и компонент жизни, позволяющий людям подняться над повседневностью и ощутить полноценность бытия» [1, с.63]. Поддержание общественно необходимого образовательного уровня на протяжении всей трудовой жизни для каждого человека в отдельности является не только условием его конкурентоспособности на рынках труда и успешности в профессиональной деятельности, но и реальной возможностью экономически обеспечить свою семью, дать необходимое образование своим детям и т. п. [1]. Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Научно-методологической основой организации учебного процесса в системе непрерывного образования взрослых является андрагогика, понимающая взрослого обучающегося как лицо обладающее социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью и уровнем самосознания достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. Таким образом предмет андрагогики – многоаспектное непрерывное образование взрослых, осуществляемое в рамках формального, неформального и информального образования в соответствии с социокультурными условиями и традициями, рассматривающее взрослого как субъект обучения, занимающий активную позицию в образовательном процессе.

Мы полагаем, что в основе социального поведения людей в сфере образования и в сфере трудовой деятельности на индивидуальном уровне, в деятельности государства и общества в сфере образовательной политики, направленной на создание для граждан страны экономических, социальных и правовых условий для их образования на протяжении всей жизни, а также в деятельности различного рода корпоративных организаций, направленных на дополнительное образование своих работников, лежит всеобщий социальный закон — закон социального выживания.

,

Что именно и почему имеет смысл приоритетно изучать, говоря о феномене непрерывного образования?

Какие новые методологические ресурсы исследования непрерывного образования педагогика может найти в современной философии и науке?

Какие исследовательские методы и формы наиболее адекватны для получения научно-педагогического знания о непрерывном образовании в ситуации перманентных изменений?

Кардинально изменившаяся за последние два десятилетия ситуация в области образования рождает потребность в выделении направлений и объектов изучения, рожденных новыми обстоятельствами. В частности, исследованию подлежит новое качество образовательного пространства, обусловленное глобализацией, информационной открытостью, размыванием границ между реальным и виртуальным миром. Всестороннего анализа требует ситуация многоуровневости, вариативности, коммерциализации обучения. Необходима научная рефлексия по поводу ценностей и смыслов образования, изменяющих привычные образовательные стратегии и формы поведения «человека учащегося». Ощущается дефицит знаний об изменениях в образе жизни и образовательной культуре различных социальных слоев, групп населения, влияющий на процессы личностного роста и самоидентификации. Отсутствуют ретроспективные исследования, соотносящие линии развития личности и ее достижения с пройденными (выбираемыми) образовательными маршрутами.

Педагогика не владеет достаточным количеством информации о новых факторах, акторах, субъектах обучения и воспитания, о трансформациях, происходящих с носителями традиционных культурно-образовательных практик.

С введением новых образовательных стандартов преобразуются основания личностного выбора в точках перехода с одной ступени формального образования на другую. Изменяются способы проектирования содержания обучения в течение разных периодов жизни, социально-дидактические возможности возобновления обучения на любом отрезке жизнедеятельности. В иной методологической интерпретации нуждаются свойства непрерывности, дополнительности, преемственности образования.

Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Общая точка зрения на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:

1)непрерывное образование- приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию - от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;

Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.

Что можно получить в результате? Развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, непрерывное образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения. Задачи дальнейшего развития образования взрослых требуют углубления интеграции образования с образовательно-просветительными структурами сети культуры, средств массовой информации, устранения экономических барьеров, они должны рассматриваться не только как этап в системе непрерывного образования, как способ социальной адаптации и защиты, но и как часть социально-экономического развития страны.

Итак, основной целью системы образования взрослых как социального института является оказание социально-образовательной помощи индивиду в адаптации к новым условиям труда, социальной и культурной жизни общества, выработке социального иммунитета, адекватного поведения в условиях неопределенности.

1. Вершловский С.Г. Андрагогика: учебно-методическое пособие.СПб.:

2.Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: Монография СПб.: СПб АППО, 2008. – 155 с.

3. Вершловский С.Г.

4. Онушкин В.Г. Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб-Воронеж.: И-П Ф «Воронеж», 1995. – 232 с

5.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml