Рабочая программа по родному(русскому) языку 5-8 класс

Программа по  родному русскому  языку для 5-8 классов под редакцией Под ред.Вербицкой Л.А составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Родной русский язык» предназначена для изучения в 5-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_rodnoy_russkiy_yaz.5-8kl.docx53.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

                      Утверждено                                           Согласовано                                    Рассмотрено на

                      директором                                            зам.директора                                 заседании МО                                    

                      МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»             по УВР

                     _________________________               ___________________                    ______________________

                    «____»____________201   г                   «____»____________201   г           «____»____________201   г

             

             

             

           

Рабочая программа педагога

Куклина Светлана Константиновна

«Родной (русский) язык»

5-8 класс

                       

 

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004года № 1089.
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
  • Образовательной программы среднего общего образования
  • Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
  • Программа по Родному (русскому) языку 5-8  класс/Под редакцией .
  • Учебно – методический комплекс:

1. Александрова О.М., Верицкая Л.А.,Богданов С.И. ,Загорская И.В. ,Казакова Е.И.,Васильевых И.П.,Гостева Ю.Н., Добрынина И.Н., Нарушевич А.Г./Под редВербицкой Л.АРусский (родной) язык 5-8кл.-М: Учебная литература + Просвещение,201

Рабочая программа рассчитана на 6 часов (1ч в неделю).  

Место учебного предмета «Родной русский язык» в учебном плане

Программа по  родному  языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Родной русский язык» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.  

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

Итого

2,0

68

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Сокращено число часов на тему « » с 2 до 1 и тему  и увеличено число часов в теме « »   с 1 до 2 для выполнения практической работы по теме « ».  

Планируемые результаты:

К концу учебного года учащиеся должны:

     

  • Освоить знания о взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурной специфике русского языка.
  • овладеть  нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения;
  • использовать приобретенные знания и умения для формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи,
  • совершенствовать виды речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения.

Содержание курса

Первый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Язык и культура (6 ч).

Тема1 Наш родной русский язык. Из истории русской письменности .(1 час)

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Практическое занятие

*Расскажите о высказываниях русских писателей о родном русском языке, используя материалы из некоторых рекомендованных  книг для чтения.

Тема 2. Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.(1 час)

. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

.Тема 3. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта .(1 час)

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе

Тема 4.Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. (1 час)

Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Тема 5. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.(1ч)

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Тема 6. О чем могут рассказать имена людей и названия городов(1ч)

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий..

Раздел 2. Культура речи . (4 часа).

Тема1. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения(1)

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия)..

          Тема 2. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.(1ч)

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовв современном русском литературном языке.Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Тема 3. Речевой этикет: нормы и традиции(1ч)

        Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

Тема 1 Язык и речь. Средства выразительной  устной речи. Формы речи: монолог и диалог.(1ч)

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность,  чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Тема 2. Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения .(1ч)

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Тема 3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение(1ч)

Функциональные разновидности языка.Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Тема 4. Официально-деловой стиль. Объявление (1ч)

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Тема 5. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста(1ч)

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Тема 6. Публицистический стиль. Устное выступление.(1ч)

Публицистический стиль.

Практическое занятие

* Устное выступление. Девиз, слоган

Тема 7. Язык художественной  литературы. Литературная сказка. Рассказ.(1ч)

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

Резерв учебного времени – 1 ч.

Второй год обучения

Раздел1 Язык и культура.(5ч.)

Тема 1. Краткая история русского литературного языка(1ч)

Краткая история русского литературного языка

Тема 2. Роль церковнославянского  языка в развитии русского языка(1ч)

Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры

Тема 3. Диалекты как часть народной культуры(1ч)

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры

Тема  4. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур(1ч)

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке

Тема 5. Национально-культурная специфика русской фразеологии(1ч)

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи.  ( 5ч.)

Тема 1.Русская орфоэпия. Стилистические особенности произношения и ударения(1ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Тема 2.Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы(1ч)

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.Лексические омонимы и точность речи.

Тема 3.Стилистическая окраска слов(1ч.)

. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи

Тема 4.Речь правильная. Основные грамматические нормы(1ч)

Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Тема 5.Речевой этикет. Национальные особенности  и устойчивые формулы речевого этикета в общении.(1ч)

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст   (7 ч.)

Тема1.Язык и речь. Эффективные приёмы чтения.(1ч)

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Тема 2.Текст как единица языка и речи. Тематическое единство текста.(1ч) Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение

Тема 3.Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».(1ч)

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Тема 4.Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение(1ч)

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение

Тема 5.Научное сообщение ( устный ответ ). Содержание и строение учебного сообщения.(1ч)

Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. . Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям

Тема 6.Публицистический стиль. Устное выступление(1ч)

Публицистический стиль. Устное выступление

Тема 7.Язык художественной литературы. Описание внешности человека (1ч)

Язык художественной литературы. Описание внешности человека

Третий год обучения

Раздел1 Язык и культура.(6ч.)

Тема 1.Русский язык как развивающееся явление.(1ч)

Русский язык как развивающееся явление.

Тема 2.Связь исторического развития языка с историей общества(1ч)

Связь исторического развития языка с историей общества.

Тема 3.Факторы, влияющие на развитие языка.(1ч)

Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков

Тема 4.Устаревшие слова как живые свидетели истории(1ч)

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Тема 5.Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте(1ч)

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Тема 6.Лексические заимствования последних десятилетий.(1ч)

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел. 2. Культура речи  (6 ч.)

Тема 1.Русская орфоэпия.  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях(1ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Тема 2.Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи(1ч)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

Тема 3.Грамматические нормы современного русского литературного языка.(1ч)

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать.

Тема 4.Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий.(1ч)

Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий

Тема 5.Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения  (1ч)

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.

Тема 6.Невербальный (несловесный) этикет общения(1ч)

Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел. 3 Речь. Речевая деятельность. Текст    (5 ч.)

Язык и речь. Традиции русского речевого общения(1ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.(1ч)

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор( 1ч)

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора

Публицистический стиль. Путевые записки.(1ч)

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Практическая работа-1

Язык художественной литературы. Притча(1ч)

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Четвёртый год обучения

Раздел1 Язык и культура.(5ч.)

Тема 1. Исконно русская лексика (1ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Тема 2. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка (1ч)

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Тема 3. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике (1ч)

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Тема 4. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. (1ч)

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

Тема 5.Речевой этикет и вежливость.(1ч)

Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Раздел. 2. Культура речи ( 5ч.)

Тема 1.Орфоэпические нормы современного русского литературного языка(1ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична-инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.

Тема 2.Лексические нормы современного русского  литературного языка.(1ч)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов

Тема 3.Грамматические нормы современного русского литературного языка(1ч)

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Тема 4.Активные процессы в речевом этикете(1ч)

Речевой этикет.Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.

Тема 5.Речевая агрессия(1ч)

. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул

Раздел. 3 Речь. Речевая деятельность. Текст    (7 ч.)

Тема 1.Эффективные приёмы слушания(1ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Тема 2.Основные методы, способы  и средства получения, переработки информации.(1ч)

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Тема 3.Структура аргументации: тезис, аргумент(1ч)

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Тема 4.Доказательство и его структура(1ч)

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Тема 5.Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление(1ч)

Функциональные разновидности языка.Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Тема 6.Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия(1ч)

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии

Практическая работа-1

Тема 7.Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу, страницы дневника(1ч)

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

Практическая работа-1

Резерв учебного времени – 1 ч.

 Тематический план

Содержание программы

Раздел, тема

Всего часов

Количество   практических работ

всего

оценочных

5 класс

Раздел 1. Язык и культура (6 час)

6

1

1

 Раздел2. Культура речи (4 часов)

4

Раздел.3. Речь. Речевая деятельность. Текст   (7 ч.)

7

1

1

6 класс

Раздел1 Язык и культура.(5ч.)

5

1

1

Раздел. 2 Культура речи.  ( 5ч.)

5

Раздел. 3 Речь. Речевая деятельность. Текст   (7 ч.)

7

1

1

7класс

Раздел1 Язык и культура.(6ч.)

6

1

1

Раздел. 2. Культура речи  (6 ч.)

6

Раздел. 3 Речь. Речевая деятельность. Текст    (5 ч.)

5

1

1

8класс

Раздел1 Язык и культура.(5ч.)

5

Раздел. 2. Культура речи ( 5ч.)

5

Раздел. 3 Речь. Речевая деятельность. Текст    (7 ч.)

7

2

2

Итого

68

8

8

Календарно-тематический план

5 класс

п/п

Тема урока

                 Дата

план

факт

1. Язык и культура (6 ч.)

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

4.09

5.09

2

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

11.09

12.09

3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта

18.09

19.09

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора.

25.09

26.09

5

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

2.10

3.10

6

О чем могут рассказать имена людей и названия городов

9.10

10.10

2. Культура речи (4 ч.)

7

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

16.10

17.10

8

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

23.10

24.10

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы

6.11

7.11

10

Речевой этикет: нормы и традиции

13.11

14.11

3. Речь. Речевая деятельность. Текст   (7 ч.)

11

Язык и речь. Средства выразительной  устной речи. Формы речи: монолог и диалог.

20.11

21.11

12

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

27.11

28.11

13

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

4.12

5.12

14

Официально-деловой стиль. Объявление

11.12

12.12

15

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

18.12

19.12

16

Публицистический стиль. Устное выступление.

25.12

26.12

17

Язык художественной  литературы. Литературная сказка. Рассказ.

                                                                   

6 класс

п/п

Тема урока

                 Дата

план

факт

1.  Язык и культура (5 ч.)

1

Краткая история русского литературного языка.

9.09

2

Роль церковнославянского  языка в развитии русского языка.

16.09

3

Диалекты как часть народной культуры.

23.09

4

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

30.09

5

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

7.10

2. Культура речи(5ч)

6

Русская орфоэпия. Стилистические особенности произношения и ударения.

14.10

7

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

21.10

8

Стилистическая окраска слов

4.11

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы

11.11

10

Речевой этикет. Национальные особенности  и устойчивые формулы речевого этикета в общении.

18.11

3.Речь. Речевая деятельность. Текст(7ч)

11

Язык и речь. Эффективные приёмы чтения.

25.11

12

Текст как единица языка и речи. Тематическое единство текста.

2.12

13

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

9.12

14

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.

16.12

15

Научное сообщение ( устный ответ ). Содержание и строение учебного сообщения.

23.12

16

Публицистический стиль. Устное выступление.

30.12

17

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

7 класс

п/п

Тема урока

                 Дата

план

факт

1.  Язык и культура (6 ч.)

1

Русский язык как развивающееся явление.

4.09

2

Связь исторического развития языка с историей общества.

11.09

3

Факторы, влияющие на развитие языка.

18.09

4

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

25.09

5

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте

2.10

6

Лексические заимствования последних десятилетий.

9.10

2. Культура речи(6ч)

7

Русская орфоэпия.  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.

16.10

8

Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи.

23.10

9

Грамматические нормы современного русского литературного языка.  

6.11

10

Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий.

13.11

11

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.

20.11

12

Невербальный (несловесный) этикет общения.

27.11

3.Речь. Речевая деятельность. Текст(5ч)

13

Язык и речь. Традиции русского речевого общения.

4.12

14

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

11.12

15

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор

18.12

16

Публицистический стиль. Путевые записки.

25.12

17

Язык художественной литературы. Притча

8 класс

п/п

Тема урока

                 Дата

план

факт

1.  Язык и культура (5 ч.)

1

Исконно русская лексика

3.09

2

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка

10.09

3

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

17.09

4

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

24.09

5

Речевой этикет и вежливость

1.10

2. Культура речи(5ч)

6

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

8.10

7

Лексические нормы современного русского  литературного языка.

15.10

8

Грамматические нормы современного русского литературного языка.

22.10

9

Активные процессы в речевом этикете.

5.11

10

Речевая агрессия.

12.11

3.Речь. Речевая деятельность. Текст(7ч)

11

Эффективные приёмы слушания.

19.11

12

Основные методы, способы  и средства получения, переработки информации.

26.11

13

Структура аргументации: тезис, аргумент.

3.12

14

Доказательство и его структура.

10.12

15

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

17.12

16

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

24.12

17

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу, страницы дневника.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Из этимологии фразеологизмов.

Из истории русских имён.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

7 – 8 класс

Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

Футбольный сленг в русском языке.

Компьютерный сленг в русском языке.

Названия денежных единиц в русском языке.

Интернет-сленг.

Этикетные формы обращения.

Как быть вежливым?