БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОЕКТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 1000- ЛЕТИЮ ИСТОРИИ Г.СТАРАЯ РУССА "Старая Русса-город солеваров"

Александрова Светлана Сергеевна

Библиотечный проект, посвящённый 1000-летию истории города Старая Русса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным  изучением математики.    175204, Новгородская область, г.Старая Русса, ул. Крестецкая, д.24

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОЕКТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 1000- ЛЕТИЮ ИСТОРИИ Г.СТАРАЯ РУССА

                                           

                                                   

                                                   ПРОЕКТ                                                                                                                                                                                          

                      «СТАРАЯ РУССА - ГОРОД СОЛЕВАРОВ»

                                 

                                                          Руководитель проекта:

                                                          Александрова Светлана Сергеевна,

                                                          педагог-библиотекарь

                                           г. Старая Русса

                                                                  2015 г.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему»

                                                                                                                        Д. С. Лихачев

Аннотация  проекта:

Проект «Старая Русса - город солеваров» инициирован комитетом по образованию, МАУ «Центром сопровождения ОУ», муниципальным методическим центром школьных библиотекарей. Конкурс реализуется в рамках Концепции реализуется в рамках Концепции празднования 1000-летия истории Старой Руссы,, утвержденной постановлением Администрации муниципального района от 22.04.2014 г. № 515. Проект призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом города до 19 века.  Проект имеет огромное значение в деле воспитания Гражданина и Патриота. Информационные, творческие, поисковые методы и приёмы организации деятельности нацелены на выработку у детей навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации.

Постановка проблемы:

Создание эффективной системы патриотического воспитания – необходимое условие для развития любой страны. Для России решение этой проблемы в настоящее время жизненно важно, именно поэтому была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Наша страна огромна, и обычно в школах учат историю России в целом. Люди, живущие даже в самых отдаленных уголках России, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события. И при этом подчас плохо – историю своего города, области. В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Необходимо так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой родиной – свой город. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой родины перейдёт на всю большую страну.

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Составной частью отечественной истории является богатая история города Старая Русса. Наш город внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Старая Русса, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности,  писателей, художников.

 Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края…».

Изучение краеведения для детей  школьного возраста является одним из основных источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. В  школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,  начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат  в основе любви к Родине. Любовь к Родине подрастающего поколения начинается с  ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым  источником,  дающим  возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании  детей, которые возникли в последнее время.

Цель проекта:

-Информационная поддержка изучения краеведения с использованием библиотечных ресурсов.

-Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.                                                                                                          - Содействие формированию патриотически-настроенной, духовно богатой личности, ориентированной на дальнейшее самостоятельное изучение и осмысление исторического и культурного опыта как своего края, так и страны в целом.

Задачи:

-Формирование интереса к истории города Старая Русса, расширение представлений об истории малой родины;

-Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

-Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;   

-Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

-Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

Участники  проекта:

Руководитель проекта:  

  • МАОУ СОШ №8 Александрова  Светлана Сергеевна ( педагог-библиотекарь)    

Исполнители проекта:

  • МАОУ СОШ № 8 учащиеся 6-го Б класса                                                                        

Партнёры проекта:                                                                                                            

  •  МАОУ СОШ №8 Ефимова Ольга Сергеевна (учитель русского языка и литературы)
  •  Городская библиотека г. Старая Русса ул.К.Маркса 19
  •  Краеведческий музей г. Старая Русса пл. Т.Фрунзе                                                                                        

Проект «Старая Русса - город солеваров» предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  мероприятий с детьми.  Это и традиционные беседы с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, а также  выставки и экскурсии.

Библиотека города располагает достаточным краеведческим фондом, справочно-поисковым аппаратом, краеведческими библиографическими пособиями, материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки в процессе работы по пропаганде краеведческих знаний. В работе проекта примут участие сотрудники Краеведческого музея: специалисты с огромным культурно-просветительским стажем и опытом работы. Планируется объединить в работе над проектом творческие возможности библиотекаря школы и преподавателей образовательного учреждения.                                              

Реализация проекта будет способствовать активной пропаганде среди детей  краеведческих знаний, пробуждению интереса к своей малой родине, развитию чувства гордости за свой край, уважения к его самобытной культуре, традициям и обычаям.

Содержание проекта:

№ п/п

Форма, наименование

  Срок исполнения

Ответственные

Подготовительный этап:

1.

Посещение городской библиотеки:    Игровая программа «Соль земли Русской»

                                     

15.01.15г.

Александрова С.С., Ефимова О.С.

2.

Экскурсия в Краеведческий музей

22.01.15г.

Александрова С.С., Ефимова О.С.

3.

Посещение музея «Усадьба средневекового Рушанина»

февраль

Учащиеся 6 «Б» класса

Организация   деятельности:

1.

«Из настоящего в прошлое» -

информационное путешествие по страницам истории  города Старая Русса

январь

Александрова С.С.

2.

Книжная выставка « Город Старая Русса»

январь

Александрова С.С.

3.

Класс делится на группы по интересам, каждой из которых руководит библиотекарь

  • Историки ( собрать материал

по теме «Старая Русса – город солеваров» )

  • Солевары ( собрать интересный материал   по теме «Солеварение в Старой Руссе»)
  • Химики  ( собрать материал о соли  )

февраль

Александрова С.С.

Осуществление деятельности. Исследование.

1.

Сбор информации в творческих группах

февраль- март

Учащиеся 6 «Б» класса

2.

Создание презентаций, рефератов.

февраль

Учащиеся 6 «Б» класса,  Александрова С.С.

Защита проекта:

1.

Отчёт группы «Историки»

  • Возникновение города Старая Русса
  • Упоминание в летописях
  • Градообразующий фактор
  • Ремесленники
  • Трудные годы  в жизни города
  • Роль царских особ в развитии города

март

Учащиеся                6 «Б» класса

2.

Отчёт группы «Солевары»

  • Старая Русса – город соли
  •  Из истории солеварения
  •  Солеварение в Старой Руссе:

         - Этапы развития солеварения

         -Роль солеварения для города

         -Труд солеваров

март

Учащиеся                                   6 «Б» класса

3.

Отчёт группы «Химики»

  • Немного из истории соли
  •  Способы добычи соли
  • Соль и здоровье человека
  •  Где используется соль
  • Соль, опасная для окружающего

      мира

март

Учащиеся                     6 «Б» класса

4.

Представить свои работы на научно-практической конференции «Путь в науку»

апрель

Александрова С.С., учащиеся                     6 «Б» класса

5.

Представить свои работы учащимся 3-4 классов нашей школы.

апрель-май

Александрова С.С., учащиеся                     6 «Б» класса

Ожидаемые результаты   :  

1.Активизация познавательной деятельности  школьников, повышение их интереса к истории родного города.

2.Приобретение навыков поиска нужной информации из различных источников.

3.Создание новых краеведческих ресурсов как на электронных носителях, так и на традиционных.

 4.Повышение читательского интереса у детей, увеличение числа пользователей библиотеки, рост книговыдачи краеведческой литературы.

                         

                         О проекте «Старая Русса –город солеваров»

Библиотечный проект  «Старая Русса – город солеваров» был инициирован комитетом по  образованию и реализован в рамках Концепции  празднования 1000-летия истории Старой Руссы. Проект  проходил в МАОУ СОШ №8  с января по май 2015 года. Руководитель проекта педагог–библиотекарь Александрова С.С. Исполнители  проекта – учащиеся 6 «Б» класса под руководством классного руководителя Ефимовой О.С.. Проект носил партнёрский характер, т. к. при проведении мероприятий, сборе краеведческого материала, организации поисковой работы, направленной на  изучение исторического богатства города Старая Русса, предполагалось взаимодействие с Городской библиотекой, Краеведческим музеем, посещение музея «Усадьба средневекового Рушанина».

 Осуществление проекта проходило в несколько этапов:

I. На подготовительном этапе  учащиеся 6 «Б» класса под руководством классного руководителя   Ефимовой О.С. и педагога - библиотекаря Александровой С.С.                                                            

-15 января посетили городскую библиотеку. Вниманию детей была представлена экспозиция по истории солеварения в городе. Работники библиотеки Михайлова Наталья Николаевна и Артамонова Наталья Анатольевна рассказали о значении соли в жизни человека, используя произведения устного народного творчества;                                                                      

-22 января побывали в Краеведческом музее. Экскурсовод Захаренко Ирина Николаевна рассказала учащимся об истории возникновения города. Она познакомила с археологическими находками, свидетельствующими, что город Старая Русса занимал видное место в Российском государстве благодаря солеварению.

29 января вниманию учащихся 6 «Б» класса педагог-библиотекарь представила презентацию  о городе Старая Русса, вместе с детьми совершила путешествие к истокам возникновения родного города  «Из настоящего в прошлое».

  После беседы о родном городе, экскурсии в Городскую библиотеку и Краеведческий музей учащиеся 6 Б класса выбрали тему своего проекта. Для обозначения актуальности и значимости  проекта на  библиотечном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта «Старая Русса –город солеваров». Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. В результате обсуждения возникли следующие творческие группы:

Тема

Творческая группа

Примечание

(что выполнено)

Историки

-собрали материал по теме «Старая Русса – город солеваров»: 1.Возникновение города Старая Русса

2.Упоминание в летописях

3.Градообразующий фактор

4.Ремесленники

5.Трудные годы  в жизни города

6.Роль царских особ в развитии города

Солевары

 

-собрали интересный материал   по теме «Солеварение в Старой Руссе»:

1.Старая Русса – город соли

2. Из истории солеварения

3. Солеварение в Старой Руссе:

 - Этапы развития                                                                                                                  солеварения

-Роль солеварения для города

 -Труд солеваров

-посетили «Музей средне-векового Рушанина»

Химики

 

-собрали материал о соли

1.Немного из истории соли

2. Способы добычи соли

3.Соль и здоровье человека

4. Где используется соль

5.Соль, опасная для окружающего мира

 Работа проводилась в течение длительного времени (январь-март). Ребята собирали информацию, анализировали, отбирали самое важное, интересное, значимое.

II. Осуществление деятельности. Исследование.

1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащиеся 6«Б» при помощи  педагога-библиотекаря и родителей собрали информацию об истории города Старая Русса. При подборе информации по теме проекта педагог-библиотекарь советовала дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствовали выбранной теме. Помогала учащимся в подборе материала (использование  школьной и городских библиотек, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

2. Учащимися были представлены сообщения, рефераты, презентации. Группа «Историки» подготовила реферат и презентацию по теме «Старая Русса –город солеваров; группа «Солевары» - «Солеварение в Старой Руссе; группа «Химики» - «Невозможна жизнь без соли». Были подведены итоги проделанной работы. Задумываясь о том, что еще предстоит сделать. Учащимся было предложено участвовать в школьной конференции и представить свой проект учащимся 3-4 классов нашей школы.

III. Защита проектных работ:

Научно-практическая конференция «Путь в науку»

Результаты были представлены на обсуждение учащимся. Ученики оформили работы согласно установленным требованиям. Содержание работы соответствовало заявленным  темам. Материал был изложен ярко, полно, интересно. Ученики использовали в работе различные источники, систематизировали и обобщили материал.

Педагог-библиотекарь и учитель русского языка и литературы Ефимова О.С. разработали рецензии на каждую из работ и рекомендовали выступить с проектами на научно-практической конференции «Путь в науку» (предмет история). Конференция состоялась  2апреля:

  • Д.  Анастасия выступала от группы «Историки» с работой «Старая Русса – город солеваров». Она была отмечена как участник.
  • И. Карина с работой «Солеварение в Старой Руссе» представляла на конференции группу «Солевары». Она заняла первое место.
  • Л.  Елизавете за работу «Невозможна жизнь без соли» присудили третье место. Она представляла на конференции группу «Химики».

Представление работ учащимся 3-4 классов

Свои работы учащиеся 6 «Б» класса представили и ученикам младших  классов. Дети с огромным вниманием слушали выступающих, задавали встречные вопросы и делились своими знаниями по данной теме

Заключение :

1.В ходе работы над проектом учащиеся 6 «Б» класса расширили свои представления о возникновении и становлении города Старая Русса.      Выяснили, что древний город возник в первой половине X века. Неиссякаемые запасы солёной воды, для добывания которой не требовалось ни дорогостоящего глубокого бурения, ни насосных установок - основное преимущество соляных промыслов Старой Руссы. Издревле этот регион славился рапой- насыщенными солевыми озёрами, с которыми неразрывно связана вся многовековая история города. Значение соли, как двигателя торговли в Средние века трудно переоценить.      

    Богатый город нередко становился центром феодальных междоусобиц, подвергался нападениям как враждебно настроенных соседских княжеств, например смоленских и суздальских, так и иноземных завоевателей, стремившихся наложить на город дань. В XIII веке это были монголо-татары и литовцы, которые несколько раз разоряли город и сжигали его дотла. Не щадили деревянную Руссу и пожары, в огне которых гибли не только жилые постройки, но и великолепные храмы рушан. Не обходили своим вниманием наш город и царские особы. Не единожды посещали Руссу, отдавая распоряжения, которые способствовали развитию и процветанию города.

      Изучив данные материалы, можно смело утверждать, что город Старая Русса развивался в средние века благодаря солеварению.

2.Приобрели навыки поиска нужной информации из различных источников.

3. Использовали Интернет и информационные технологии в изучение краеведения.

4.Создали новые краеведческие ресурсы как на электронных носителях, так и на традиционных.