Проект "Семейное воспитание"
В проекте рассмотрен опвт работы педагога дополнительного образования с семьями обучающихся в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Семейное воспитание»
Содержание
Введение 3 - 4
Основная часть
1. Концептуальный компонент 5 - 7
2. Целевой компонент 8
3. Содержательный компонент 9 - 11
4. Организационно – деятельностностный компонент 12- 14
5. Результативный компонент 15
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Роль молодежи в современном обществе возрастает в связи с увеличивающейся зависимостью общества от инноваций. Этим объясняется необходимость развития потенциала детей: познавательного коммуникативного, нравственно – гражданского, эстетического…
Свою жизнь ребёнок начинает в семье. Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом, что вступает в противоречие с состоянием современной российской семьи: большую часть времени родители и дети проводят за пределами дома, что приводит, зачастую, к тому, что из семейного воспитания исчезает совместная деятельность и остается только общение.
Данное противоречие определяет постановку проблемы общества, а именно, снижение уровня развития потенциала ребёнка.
Одним из эффективных путей решения обозначенной проблемы является привлечение к исследовательской деятельности родителей, что послужит развитию потенциала детей.
Дети смогут развиваться, если будут участвовать в социально - значимой деятельности. Организовать такую деятельность можно в рамках проектов разной направленности. Соучастниками проекта для семьи обучающихся могут стать учителя школ, педагоги дополнительного и профессионального образования, работники культуры и спорта, бизнесмены, то есть все те, кому не безразлично будущее страны.
Новизна проекта заключается в организации модели «Педагог – родители - дети» через вовлечение родителей в исследовательскую и проектную деятельность детей.
Актуальность проекта состоит в необходимости объединения обучения и воспитания в целостный педагогический процесс, направленный на развитие творческих способностей детей с пользой для ребёнка, семьи и общества.
Основная часть проекта.
1 Концептуальный компонент
Взаимная деятельность родителей и детей – это возможность правильно выстроить общение со своим ребёнком, оказать не него педагогическое влияние. В целом ряде семей сотворчество — возможность лучше узнать своего ребёнка, одновременно позволив ему лучше узнать своих родителей. Традиционное общение членов семьи посредством исследовательской и проектной деятельности расширяется до совместной работы, которая имеет неоспоримые плюсы как для родителей так и для детей:
- Психологический контакт;
- Личная заинтересованность в успехе собственного ребенка;
- Возможность финансовых вложений;
- Реализация собственных интересов;
- Доступ к семейному архиву;
- Отсутствие временных и пространственных расстояний между участниками проекта.
Психологический контакт - бесценное время общения родителей с ребёнком, когда общение основано на искреннем желании сотрудничества и доверия. В то же время взрослые имеют возможность показать стремление к новому, неизвестному, научить ребёнка решать проблемы с удовольствием и радостью.
Весомым аргументом участия в исследовательской деятельности собственного ребенка может стать заинтересованность семьи в успешности ребенка. В рамках проекта старшие члены семьи становятся наставниками, передают жизненный опыт и помогают детям адаптироваться в современном обществе.
Финансовая помощь – это плата за услуги сети Интернет, телефон.
Совместная исследовательская и проектная деятельность – это возможность реализовать интересы, увлечения семьи. Кроме реализации общих интересов, есть возможность работать с семейным архивом, материалы которого (старые, но дорогие для семьи вещи, документы) порой трудно доверить чужому человеку. Так рождаются в семье работы, которые ценны тем, что будут передаваться уже и следующим поколениям.
Роль педагога в триаде «Педагог – родители – дети» традиционна. Она заключается в оказании профессиональной помощи родителям и детям в процессе работы над проектом.
Методологическая основа проекта.
- Конституция РФ;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской федерации до 2020 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года;
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016;
- ФГОСы нового поколения;
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации.
Научно – методическая обоснованность проекта состоит в новом содержании воспитания, которое состоит в переходе от педагогики мероприятий, ориентированных на исследовательскую и проектную деятельность обучающихся внутри учебного заведения, к педагогике сотрудничества с семьями, разными социальными слоями и группами города. Исследовательская работа детей, имеющая начало в семье и расширенная педагогом до социума, наполняет процесс воспитания открытостью и готовностью к социально – значимым и общественно – полезным делам.
2. Целевой компонент
Цель педагога в модели «Педагог - родители – дети» - это повышение эффективности проектной и исследовательской деятельности для развития потенциала детей через развитие педагогической компетентности родителей.
Поэтому педагогу необходимо решить задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка и объединить возможности для развития исследовательской и проектной деятельности,
- Создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей,
- Активизировать и обогатить воспитательские умения родителей
Практическая задача по отношению к семьям обучающимся:
Оказать родителям педагогическую помощь в рамках совместной деятельности, и как следствие - формирование позитивной концепции «Проекты семьи – достояние социума города»,
Достичь поставленной цели и решить намеченные задачи помогают консультации педагога на родительских собраниях. Некоторые темы собраний:
- Развитие исследовательского потенциала ребёнка – путь к успешности во взрослой жизни;
- Исследовательская деятельность ребёнка и её практическое воплощение через проекты в жизнь;
- Виды проектов в дополнительном образовании;
- Роль родителей как старших наставников в исследовательской деятельности детей.
- Содержательный компонент
В рамках модели «Педагог – родители – дети» формирует навыки, знания и умения социальной личности, когда ребёнок начинает осознавать свою принадлежность к социальному содружеству: школе, городу, стране. Привлечение родителей к социально – педагогическому проекту «Гражданин» развивает не только исследовательский потенциал ребёнка, но и его стремление к самореализации, умение отстаивать свои права, желание к преобразованию страны.
Например, проект по созданию памятника жителям Кинеля - участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС объединил родителей и детей ни одной семьи, Благодарность людям, которые «Смерть поправ, дали жизнь земле» выразилась в эскизах памятника, выставленных на общее обсуждение в разных социальных сетях. Этот проект занял третье место в региональном конкурсе проектов «Гражданин» и в настоящее время активисты проекта продолжают его воплощение в жизнь.
Проект по созданию школьного музея «Времён связующая нить» стал «мастерской» для формирования детской души: хорошей и умной, доброй и содержательной. В роли «мастеров» выступили родители, потому что именно они наполнили музейное помещение вышитыми скатертями, салфетками, чугунками и т. д
Следующим проектом стал проект по созданию на базе музея клуба «Морская душа» Это стало естественным продолжением установки около школы памятника героям – черноморцам. В клубе налажена связь с военно – морской базой в Крыму, где служат молодые кинельцы.
Без участия родителей невозможно сохранение памяти о погибшем в Афганистане выпускнике школы Ефремове С. Н. Именно родители помогают содержать в достойном состоянии могилу солдата, так как его близкие родственники не в состоянии этого сделать. Проект «Знаете, каким он парнем был!» приобрёл статус бессрочного.
Определённые коррективы в Модель внесла пандемия по Корон вирусу.
В условиях пандемии информационные технологии стали средством, которое позволяет всем участникам образовательного процесса:
- Пополнить информационный образовательный ресурс;
- Создать единую образовательную информационную среду для участников педагогического процесса;
- Создать образовательное информационное Интернет пространство, где размещается информация для детей и их родителей;
- Повысить конкурентособность личности через освоение детьми высоких технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
- Увеличить эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
- Сформировать у детей потребность в систематическом и системном повышении внутреннего потенциала;
- Освоить способы познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.
Дистанционное общение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет различные формы: онлайн-конференция, собрания-тренинга, Чат – занятия, Форум-занятия.
Эмпирическим путем наиболее оптимальным форматом общения родителей, детей и педагога выбран формат онлайн-конференции. Видеосвязь и общение «каждый с каждым» придаёт общению динамичность и информативность.
Например, на удалённом изучении темы «Кинель через призму профессиональной деятельности горожан» программы «Краеведение. Истоки» в режиме онлайн-конференции один из родителей предложил создать проект о его профессии пожарного. Мама другого обучающегося дала согласие на использование личного ПК, так как её сын увлекается созданием фильмов. Ещё одна семья подобрала музыку. Инспектор по пожарной безопасности ПСО № 34 г. о Кинель прислала на электронную почту педагога архивные документы этой организации.
Проанализировали собранную информацию и решили оформить проект в виде ролика. Составили сценарий, обсудили его на следующей видеоконференции и через некоторое время маленький фильм «Профессионализм и мужество – основа работы пожарных» презентовался как совместный проект детей, родителей и пожарных г. о. Кинель.
Из-за большой занятости современных родителей данный формат признаётся актуальным и после окончания режима самоизоляции.
Авторские методические и дидактические продукты педагог имеет возможность разместить на собственном сайте, о наличии которого сообщается родителям и детям.
Этапы работы с семьями:
1.Информационно – подготовительный (педагогическая диагностика семей), изучение педагогического потенциала модели «Педагог – родители – дети»;
2.Непосредственное включение семей в исследовательскую и проектную деятельность;
3.Оказание педагогической поддержки семье, т. е. повышение её педагогической осведомлённости.
Сроки реализации проекта: 2017 – 2020 годы, с перспективой дальнейшего расширения партнёрства «Педагог – родители – дети».
- Организационно – деятельностный компонент
В последнее время интерактивные методы общения имеют осознанную и признанную актуальность.
Для педагога при вовлечении родителей в исследовательскую и проектную деятельность важно аффективное управление удаленным коллективом и его мотивирование. Дистанционный формат также позволяет применять традиционные методики работы с группой: беседа, лекция – с применением презентации, видео, текста; мозговой штурм – с предложением участниками вариантов решений, которые отображаются на мониторе; интерактивные интервью, тесты, творческие задания и т. д.
Выбор соответствующих педагогических технологий способствует тему, что родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса. В рамках проекта использовались технологии:
1. Метод проектов;
2. Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.);
3. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов);
4. Коммуникационные технологии, которые оказались незаменимыми в период пандемии.
Перечисленные выше педагогические технологии создавались и апробировалась в те времена, когда понятие «самоизоляция семьи» не существовало. Однако основные идеи, заложенные в них, могут воплощаться в жизнь и в условиях пандемии, вовлекая детей и их родителей в исследовательский процесс через сотрудничество, направленное на служение людям, родине.
Формы работы с семьями:
- Коллективные (возможно интерактивные): родительские собрания, дни открытых дверей, открытые занятия и мероприятия;
- Индивидуальные (возможно интерактивные): беседы, консультации, поручения;
- Групповые: работа с родительским комитетом;
- Нетрадиционные: совместные (возможно интерактивные) экскурсии, выпуск буклетов, выставка семейных реликвий, фотовыставки, создание фильмов, создание сайта объединения, проведение мастер – классов.
Методы работы с семьями:
Традиционные (иногда возможно опосредованно через коммуникационные каналы связи): наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ творческой деятельности детей, совместная деятельность, обмен опытом;
Творческие: просмотр видео, прослушивание аудиозаписей и прочее.
Приёмы работы с семьями:
- Создание ситуации открытого общения между субъектами модели «Педагог – родители- дети», что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности:
- Вовлечение родителей в активное обсуждение и решение затрагиваемых в проекте вопросов;
- Предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.
Средства взаимодействия с семьями:
Интерактивные: электронная почта, группа ВКонтакте, скайп, социальные сети и прочее.
Ресурсы:
- Педагогические компетенции: владение технологиями личностно-ориентированного воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение психологическими знаниями, знаниями возрастных особенностей детей и подростков. Компетентность во взаимодействии с семьёй и социумом города.
- Социальные: совокупный творческий потенциал участников модели «Педагог – родители- дети», заинтересованных в успехе проекта.
- Материальные: помощь представителей бизнеса города в осуществлении социальных проектов.
5. Результативный компонент.
- Дети получили сильную мотивацию в исследовательской и проектной деятельности, потому что в их успехах заинтересованы родители;
- Созданы условия для укрепления и развития внутрисемейных связей, что положительно отразится на эмоциональном климате семьи и сохранении семейных ценностей и традиций;
- Социум получил гражданина города, готового преодолевать трудности вместе со всеми, в команде.
При разработке проекта были обозначены следующие критерии оценки его эффективности:
- Наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне;
- Позитивная динамика отношений;
- Полнота реализации проектного замысла;
- Сплочение проектной команды;
- Удовлетворённость участников проекта;
- Укрепление и расширение социального партнёрства.
- Формы оценивания результативности проекта:
- Изучение общественного мнения города;
- Чтение и анализ материалов СМИ о совместной деятельности семьи и социума;
- Самооценка.
Средства оценивания: наблюдение, анализ, сравнение.
Заключение
Привлечение родителей в исследовательской и проектной деятельности детей имеет для дополнительного образования стратегическое значение, так как родители заинтересованы в организованной и содержательной деятельности детей во внеурочное время, в развитии их потенциала. При этом интересы семьи должны поддерживаться педагогическим сообществом и социумом города. С другой стороны педагоги и социум, сотрудничая с семьёй, получает возможность совместить общественные ценности с семейными, предотвращая таким образом конфликт между индивидуумом и государством. Инструментом для взаимовыгодного партнёрства семьи, и социума стала модель «Педагог – родители – дети», так как педагог был и остаётся доверенным лицом общества в вопросах воспитания подрастающего поколения страны.
Модель обеспечила:
- Повышение уровня скоординированного взаимодействия семьи и педагога в развитии потенциала ребёнка посредством участия в творческой деятельности детей;
- Новые возможности для участия семьи в социокультурной жизни города.
Итог проекта:
- Активизировано формирование базовых национальных ценностей;
- Родители и дети утвердились в необходимости совместной исследовательской и проектной деятельности;
- Укрепилось чувство доверия детей к взрослым, признательности за уважение их стремлений к самостоятельности и самовыражению:
- Уменьшилась тревожность родителей, связанная с безнадзорностью детей и угрозой приобретения ими вредных привычек.
Практическая ценность проекта определяется возможностью его осуществления в любом образовательном учреждении.
Список литературы:
- Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 20.04.2020).
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 365 с. Щербина А. Н. Веб-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. — 2016. — № 4. — С. 25–31.
- Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 19.09.2020).