Проектирование целей в образовательном процессе

Корнишин Игорь Владимирович

Постановка цели -важная часть работы не  только педагога. Предлагаемая  Вашему  вниманию презентация  взята   мной из лекционного курса для  аспирантов   проведенного моими  учителями -  д.п.н. Т.А. Ярковой  и  к.п.н. И.И. Черкасовой -  она  иллюстрирует научный подход к  вопросу  проектирования  целей в  обрзовательном  процессе и  создания  педагогической  технологии н  основе  целеполагания. Считаю материал полезным для  педагогов  дополнительного  образования. Те же , кто хорошо  знаком  с темой -  просмотрев, освежат  в  памяти ключевые моменты в   своих  знаниях,  что никогда  не  бывает  лишним в  условиях  бесконечных  потоках  различной информации,  "смывающих"  подробности  с , казалось  бы,  - известного. Материал  будет  полезен  впедагогам  дополнительного  образования  и  концертмейстерам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektirovanie.ppt266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целеполагание как основа проектирования педагогической технологии

Слайд 2

Способы постановки целей 1 . Определение целей через изучаемое содержание Например: изучить понятие функции ; и зучить химические свойства серной кислоты ; изучить содержание параграфов №№... 2. Определение целей через деятельность учителя Н апример: ознакомить учащихся с приемом решения уравнений с модулем ; продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте.

Слайд 3

Способы постановки целей 3 . Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика Например: • формировать умение анализировать наблюдаемые явления; • развивать умение выразительного чтения; • формировать умение самостоятельно анализировать условие и находить способ решения задачи; • формировать интерес к познавательной деятельности.

Слайд 4

Способы постановки целей 4. Определение целей через учебную деятельность учащихся Например: – исследование клеточной структуры растения ; 5. Способ постановки целей при технологическом подходе: цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем, таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут, надежно опознать.

Слайд 5

Диагностично поставленная цель означает: • дано точное описание качества, которое необходимо сформировать; • имеется точный способ диагностики этого качества; • возможно изменение этого качества; • принята шкала оценки качества (например, опознание, различение, владение основными алгоритмами, продуктивные действия, творческое применение).

Слайд 6

Группы целей, выделенные разными авторами Б. Блум И.Я. Лернер О.Б. Епишева 1. Когнитивная, познавательная область (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка ) Знания о природе, обществе, технике и человеке Учебные (знание, понимание, умения и навыки) 2. Психомоторная область Опыт осуществления способов деятельности (в том числе творческой) Развивающие 3. Аффективная эмоционально-ценностная область (отношение к явлениям окружающего мира, интерес и др.) Эмоционально-чувственный опыт Воспитательные

Слайд 7

Уровни усвоения учебного материала, выделенные разными авторами Б.С. Блум В.П. Симонов О.Б. Епишева 1. Знание 1 – различение I – минимальный, предшествующий стандарту (ГОС) 2. Понимание 2 – запоминание II - обязательный, соответствующий стандарту 3. Применение 3 – понимание III – уровень возможностей 4. Анализ 4 - простейшие умения и навыки IV – уровень творческой деятельности 5. Синтез 5 - перенос 6. Оценка

Слайд 8

Конкретизированные цели обучения (по Б.Блуму) Обобщенные учебные цели, планируемые учителем Примеры конкретизированных учебных целей, достигнутых учеником Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, основные понятия и определения, формулы, законы, принципы Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, интерпретирует понятия и определения, преобразует словесный материал в математические выражения, интерпретирует словесный материал на схемах и графиках Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, а также формулы, законы и принципы в знакомой ситуации Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, осуществляет перенос известных методов на незнакомые ситуации Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями.

Слайд 9

Синтез Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Оценка Может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

Слайд 10

Этапы целеполагания при технологическом подходе Определение общих целей; Конретизация выделенных общих целей; Детализация конкретных целей; Создание эталонов усвоения

Слайд 11

При дифференциации, конкретизации и детализации целей изучения необходимо проанализировать: Предметное содержание темы (стандарты, программы и др.); Приложения теоретического аппарата темы, которые показывают где и как его нужно применять; Данные возрастной педагогической психологии об особенностях учебной деятельности учащихся; Развивающие возможности содержания данной темы; Гуманитарный потенциал темы