Проектирование целей в образовательном процессе
Постановка цели -важная часть работы не только педагога. Предлагаемая Вашему вниманию презентация взята мной из лекционного курса для аспирантов проведенного моими учителями - д.п.н. Т.А. Ярковой и к.п.н. И.И. Черкасовой - она иллюстрирует научный подход к вопросу проектирования целей в обрзовательном процессе и создания педагогической технологии н основе целеполагания. Считаю материал полезным для педагогов дополнительного образования. Те же , кто хорошо знаком с темой - просмотрев, освежат в памяти ключевые моменты в своих знаниях, что никогда не бывает лишним в условиях бесконечных потоках различной информации, "смывающих" подробности с , казалось бы, - известного. Материал будет полезен впедагогам дополнительного образования и концертмейстерам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie.ppt | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы постановки целей 1 . Определение целей через изучаемое содержание Например: изучить понятие функции ; и зучить химические свойства серной кислоты ; изучить содержание параграфов №№... 2. Определение целей через деятельность учителя Н апример: ознакомить учащихся с приемом решения уравнений с модулем ; продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте.
Способы постановки целей 3 . Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика Например: • формировать умение анализировать наблюдаемые явления; • развивать умение выразительного чтения; • формировать умение самостоятельно анализировать условие и находить способ решения задачи; • формировать интерес к познавательной деятельности.
Способы постановки целей 4. Определение целей через учебную деятельность учащихся Например: – исследование клеточной структуры растения ; 5. Способ постановки целей при технологическом подходе: цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем, таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут, надежно опознать.
Диагностично поставленная цель означает: • дано точное описание качества, которое необходимо сформировать; • имеется точный способ диагностики этого качества; • возможно изменение этого качества; • принята шкала оценки качества (например, опознание, различение, владение основными алгоритмами, продуктивные действия, творческое применение).
Группы целей, выделенные разными авторами Б. Блум И.Я. Лернер О.Б. Епишева 1. Когнитивная, познавательная область (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка ) Знания о природе, обществе, технике и человеке Учебные (знание, понимание, умения и навыки) 2. Психомоторная область Опыт осуществления способов деятельности (в том числе творческой) Развивающие 3. Аффективная эмоционально-ценностная область (отношение к явлениям окружающего мира, интерес и др.) Эмоционально-чувственный опыт Воспитательные
Уровни усвоения учебного материала, выделенные разными авторами Б.С. Блум В.П. Симонов О.Б. Епишева 1. Знание 1 – различение I – минимальный, предшествующий стандарту (ГОС) 2. Понимание 2 – запоминание II - обязательный, соответствующий стандарту 3. Применение 3 – понимание III – уровень возможностей 4. Анализ 4 - простейшие умения и навыки IV – уровень творческой деятельности 5. Синтез 5 - перенос 6. Оценка
Конкретизированные цели обучения (по Б.Блуму) Обобщенные учебные цели, планируемые учителем Примеры конкретизированных учебных целей, достигнутых учеником Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, основные понятия и определения, формулы, законы, принципы Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, интерпретирует понятия и определения, преобразует словесный материал в математические выражения, интерпретирует словесный материал на схемах и графиках Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, а также формулы, законы и принципы в знакомой ситуации Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, осуществляет перенос известных методов на незнакомые ситуации Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями.
Синтез Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Оценка Может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия
Этапы целеполагания при технологическом подходе Определение общих целей; Конретизация выделенных общих целей; Детализация конкретных целей; Создание эталонов усвоения
При дифференциации, конкретизации и детализации целей изучения необходимо проанализировать: Предметное содержание темы (стандарты, программы и др.); Приложения теоретического аппарата темы, которые показывают где и как его нужно применять; Данные возрастной педагогической психологии об особенностях учебной деятельности учащихся; Развивающие возможности содержания данной темы; Гуманитарный потенциал темы