Школьный Ансамбль отцов и детей (МБОУ СОКШ №4, Нефтеюганск), как организационная форма и средство творческого взаимодействия семьи и школы в системе патриотического воспитания учащихся-кадет.
В статье рассмотрены различные аспекты организации школьного вокального коллектива родителей и детей, как отдельной формы и результативного способа организации детско-взрослой общности на базе кадетской школы в ее воспитательной среде ; особо обозначены аспекты, связанные с интеграцией основного и дополнительного образования в воспитательной системе кадетской школы. Показана возможность включения специализированного, в частности музыкального образования, в содержание образования в кадетской школе, а также в систему воспитательной работы с родителями учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl_ottsov_i_detey_mbou_soksh_4.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнишин И.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детская музыкальная школа им. В.В.Андреева», педагог дополнительного образования МБОУ СОКШ №4, Нефтеюганск
ШКОЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
(МБОУ СОКШ 4, Г.НЕФТЕЮГАНСК),
КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА И СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ-КАДЕТ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены различные аспекты организации школьного вокального коллектива родителей и детей, как отдельной формы и результативного способа организации детско-взрослой общности на базе кадетской школы в ее воспитательной среде ; особо обозначены аспекты, связанные с интеграцией основного и дополнительного образования в воспитательной системе кадетской школы. Показана возможность включения специализированного, в частности музыкального образования, в содержание образования в кадетской школе, а также в систему воспитательной работы с родителями учащихся .
Ключевые слова: воспитательная деятельность, кадетская школа, дополнительное образование, деятельностный подход, интеграция общего и специализированного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования на базе средних школ даёт последним достаточно широкие возможности для поиска и реализации различных форм и средств взаимодействия школы с учащимися и их родителями. Зачастую, именно дополнительное образование является одной из опор как профориентации школьника так и платформой для решения комплекса воспитательных задач и работает на облик самой школы. Так, школы, реализующие в своей деятельности различные компоненты, могут реализовать их также в большой степени через дополнительное образование, опираясь на него находят и применяют неожиданные творческие подходы, формы, средства, методы и приемы работы и один из таких примеров нам хотелось бы рассмотреть более детально.
МБОУ СОКШ 4 г.Нефтеюганска, будучи кадетской школой, является пилотной Окружной площадкой по патриотическому воспитанию молодежи.
Задачу патриотического воспитания школа решает, в том числе, средствами и дополнительного образования. Одним из способов, предлагаемых дополнительным образованием на базе кадетской школы к является Хоровое пение - это традиционная форма музыкально -хорового воспитания детей.
Как уже было отмечено, помимо укрепившихся с издавна традиционных форм хорового воспитания детей, Кадетская школа №4 г.Нефтеюганска, в рамках социального партнерства и внеурочной деятельности находит, создает и использует в своей работе инновационные формы. Одной из таких форм является организация детско- взрослого хорового сообщества, принявшего вид Родительского вокального ансамбля. Возникновение и само существование такой формы, как Родительский ансамбль стало возможным благодаря не только взаимодействию между школой и ее социальными партнерами - в целом и организации работы в школьном дополнительном образовании детей и внеурочной деятельности - в частности, но ещё и другими особенностями в организации деятельности коллектива, которые справедливо составляют ноу-хау школы.
Родительский Ансамбль - это результат комплексной работы причастных к его созданию, результат деятельности энтузиастов и людей преданных своему делу, мотивированных на достижение высоких профессиональных результатов и людей, не боящихся вызова времени.
Администрации школы удалось решить вопрос сложности правового положения родительского ансамбля - Ансамбль родителей и детей органично вписывается в образовательное и воспитательное поле деятельности школы, как образовательной организации, в досуговую деятельность семей и является предметом гордости школы родителей и учащихся. Деятельность ансамбля горячо поддерживается родительским сообществом, инициативы администрации и сообщества родителей находят претворение в многолетней творческой жизни коллектива. Обеспечивая со своей стороны всевозможный патронат, администрация школы также осуществляет идеологическое и организационное руководство ансамблем, участвует в определении репертуарной политики ансамбля. Деятельность ансамбля осуществляется во внеурочное время на общественных началах и исторически сложившихся договоренностях. Ансамбль существует в кадетской школе уже более 10 лет и объединяет учащихся - кадет различных классов, (обучающихся по общеразвивающим программам дополнительного образования «Хоровое пение», «Вокально- инструментальный ансамбль») и их родителей.
Музыкальное (техническое и музыкально-творческое) руководство ансамблем требует активного применения комплекса специальных профессиональных знаний, навыков и умений. В конечном итоге, работа музыкального руководителя является вершинной точкой и последней станцией в работе всего коллектива, перед его выходом на концертную площадку. В настоящее время в работе с ансамблем был заложен прочный фундамент из общественного одобрения и многолетнего сценического успеха в условиях выступлений на различных мероприятиях . проводимых школой. Основу репертуара ансамбля составляют массовая песня, авторская песня, песни композиторов ХМАО и военно- патриотический репертуар. Все музыкальные переложения для ансамбля делаются его музыкальным руководителем, автором этих строк. Для обеспечения музыкально-исполнительского роста коллектива ведётся работа включающая в себя комплекс положенных для этого мер. Говоря очень обобщённо: в функционал педагога дополнительного образования - руководителя ансамбля - включается функционал нескольких других специальностей, и отсюда - выполнение всех хормейстерских и концертмейстерских функции, а также функции аранжировщика и осуществления связей с социальными партнерами по музыкально-технической линии.
Для репетиционной работы и выступлений ансамбля подбираются или записываются минус-фонограммы. В репетиционном процессе непосредственно с коллективом активно используется живой аккомпанемент. Концертмейстерская работа на репетициях выполняется непосредственно хормейстером, имеющим профессиональное консерваторское образование, как пианист, и в частности, поэтому концертмейстер, как отдельная единица к работе ансамбля не привлечена.
Говоря об Ансамбле подробнее, коснемся разных аспектов его деятельности, и начнём с вопроса о составе ансамбля: по составу ансамбль относительно большой, его количественный состав может достигать 50 человек. Заметим , что общий состав ансамбля сохраняется и изменяется в соответствии с естественными изменениями состава кадетских классов и периодичности обучения детей в обще- образовательной школе, имеющей завершение. Соотношение взрослых и детей в Ансамбле каждый год варьируется естественным образом, но в итоге соотношение - приблизительно равное.
Репетиционный процесс в Ансамбле очень специфичен: за малое количество времени хормейстеру необходимо очень многое успеть сделать в узко профессиональном плане и при этом не ослабить трудностями мотивацию участников. Поэтому план любой репетиции Ансамбля готовится заранее очень подробно. Репетиции ансамбля проводятся в вечернее время в конференц-зале школы, вмещающем 50 посадочных мест. Конференц-зал школы также оборудован необходимыми техническими средствами: звуковоспроизводящей аппаратурой и электронным пианино.
Как уже упоминалось, выступления Ансамбля проходят на базе МБОУ СОКШ 4, а также на городских площадках. Ансамбль задействован в двух крупных проектах МБОУ СОКШ4: мероприятие окружного значения - «День рождения кадетских классов; Посвящение в кадеты», (сейчас эти мероприятия укрупнились и потребовалось их разделение) и мероприятие городского значения - традиционный концерт для жителей с города Нефтеюганска «Мы этой памяти верны». Помимо этого, выступления ансамбля проходят на знаковых школьных мероприятиях.
Выше говорилось о поддержке деятельности школы ее социальными партнерами. В этой связи мы рады тому, что касательно деятельности Ансамбля, а равно - как и других хоровых коллективов школы , мы имеем возможность воспользоваться также профессиональной поддержкой музыкантов города и звукозаписывающих студий, которые тоже оказывают профессиональную поддержку школьному ансамблю. Работа проводится в рамках достигнутых соглашений о взаимосотрудничестве и творческой помощи в рамках общих творческих интересов.
В связи с тем, что особенностью работы Ансамбля является также взаимодействие с популярной музыкой и современной песней , тексты и музыкальный материал используемых песен при необходимости проходят соответствующую творческую редактурную адаптацию, что работает как на индивидуальный стиль ансамбля так и на соответствие песни формат проводимого мероприятия. Выступление Ансамбля вписывается в сценарный ход мероприятий.
Итак, мы видим, что состав участников Ансамбля, как своеобразная образовательная единица во внеурочной работе на базе школы обеспечивается педагогическим сопровождением классных руководителей, административным сопровождением курирующих заместителей директора и непосредственным хормейстерским руководством, репетиционной базой, сценическими площадками, помощью социальных- партнёров.
Выше было отмечено, что количественный состав участников ансамбля варьируется и зависит от текущей возможности родителей принять участие в подготовке и выступлении ансамбля на мероприятиях, а также величины репетиционной и сценической площадки. Рассмотрим подробнее Качественный состав участников Ансамбля. С точки зрения хормейстерской работы, по своему качественному составу Ансамбль объединяет в себе Взрослую и Детскую группу поющих, что обуславливает разницу и особенности свода подходов в работе с коллективом участников ансамбля. Детская группа находится в школе на дополнительном обучении и поэтому имеет хороший «задел» применительно уже только к количеству уделенного им внимания в школе по части работы педагога дополнительного образования. Так как учащиеся – кадеты занимаются подготовкой выступления со своими родителями совместно в одно и то же репетиционное время, и, благодаря тому, что дети имеют большую подготовку - главный акцент в работе Ансамбля делается на работу с «неподготовленными взрослыми», количество которых в Ансамбле значительно - не все имеют певческий опыт. Дополнительно, для школьников проводятся (по необходимости) и индивидуальные занятия в рамках педагогического процесса - в их дополнительном образовании, такая возможность предусмотрена.
Таким образом, целая совокупность созданных условий работает на общую цель.
Говоря о качественном составе детской группы, также необходимо сказать, что Детская группа этого ансамбля не имеет разделения по половому признаку так, как в кадетских классах такового разделения нет, но обращает на себя внимание , что состав ансамбля складывается из года в год преимущественно мужской. Это возможно объясняется тем, что взрослая группа это отцы, за отцами тянутся в основном сыновья, и военную стезю в основном за отцами больше выбирают мальчики. Следовательно, в работе с составом поющих внимание уделяется этому обстоятельству тоже. Естественно, что в работе с этой группой, учитывается ее особенность, и мы опираемся на изучение положительного творческого опыта руководителей именно детских крупных известных хоровых коллективов.
Взрослая группа ансамбля - в первую очередь является разновозрастной, подготовка участников в ней – неоднородна. Взрослые приходят в любой Ансамбль со своими потребностями, более за атмосферой, за отдыхом, деятельность их должна быть несложной, очень важен психологический комфорт. В работе со взрослыми понадобилась такая методика, которая была бы наиболее результативной и с другой стороны наиболее щадящей и здоровье-сберегающей. Работа руководителя ансамбля в данном случае это - работа вокального педагога. Вокальная работа со взрослой группой я ведется с использованием традиционных методик, адаптированных, в том числе, и для игровой формы учебной деятельности, положительно воспринимаемой взрослыми людьми . Работа педагога -хормейстера с взрослым составом за неимением большого количества времени требует опыта, широких знаний и умения сочетать различные элементы разных методик воедино для воспитания вокальной манеры звучания ансамбля, как таковой . В этой связи, правильным будет указать, что Вокальная манера звучания Взрослой группы ансамбля опираясь на достижения отечественной музыкально- педагогической науки формируется в частности по способу проф. В.А.Копанева. Этот способ воспринят и унаследован хормейстером ансамбля , автором этих строк, лично - непосредственно в многолетней практике его работы в профессиональном хоровом коллективе в качестве артиста хора под руководством самого В.А.Копанева. Способ этот подходит в работе с ансамблем по следующим основаниям:
• Способ эффективен и опробован профессиональными певцами многократно, и в хормейстерской практике он даёт ощутимые результат, как в краткосрочной, так и- долгосрочной перспективе;
• Способ ориентирован на здоровье-сбережение певческого голоса, что является первым условием при отборе методов и средств в работе с любым вокальным коллективом;
• Способ решает насущную проблему обратной зависимости чистоты интонирования в хоре и от его звуковой силы: ориентирован на развитие голосовых способностей певца при наиболее благоприятном для голоса певческом режиме резонаторного пения, в т.ч.: разработанную В.А.Копаневым методику, включающую организацию певческого дыхания и особые вокальные навыки, позволяющие объединить в манере звучания хорового ( ансамблевого) коллектива чистоту строя как западных хоровых коллективов - так и силу звучания русских хоровых коллективов.
• Способ взаимосвязан с уже известными и традиционными отечественными методиками воспитания певческих навыков в академическом пении и, одновременно, нов и прогрессивен, а потому несет в себе преимущества в сроках появления результата и его конкурентоспособности : В.А.Копанев , являясь представителем хоровой школы и учеником прославленного А.Юрлова,( руководителя Республиканской Капеллы), создателем Екатеринбургского муниципального хора Доместик (ныне носящим его имя), а также, дважды занимая пост главного хормейстера Екатеринбургского Оперного театра, внёс, по мнению многих профессионалов- вокалистов и музыковедов, огромный вклад как в вокально- хоровое искусство страны- так и в методику обучения певцов.
Вокальная манера звучания Детской группы ансамбля опирается в своём становлении на широко известный «Фонопедический метод» предложенный В.В.Емельяновым для работы с детскими голосами. Используются игровые формы для организации понимания комплекса певческих навыков как продолжения и развития в природо-сообразующем подходе голоса на основе сигналов доречевой коммуникации. Метод используется в элементах, как базовый, и прошедший многократную успешную апробацию в разных детских хоровых коллективах страны. Основа фонопедического метода та же - здоровьесбережение. Помимо элементов авторской методики В.В.Емельянова в работе с ансамблем используется материал работ по темам игровых форм распевания в детском хоре и сценической речи.
Говоря об Ансамбле и подытоживая вышеизложенное, отдельно необходимо заострить внимание о том что именно получают, участвуя в ансамбле, родители учащихся - кадет. Собственно это и является основой для дальнейшего построения творческого взаимодействия с родителями.
Каждый родитель - участник ансамбля получает персональный и совместный опыт , включающий в себя:
- Развитие его собственных возможностей и видение своего ребенка в той же ситуации;
- Педагогическое и административное сопровождение во время репетиций и концертов ;
- Представление о подготовительном этапе работы с музыкальным материалом совместно с ребенком;
- Взаимодействие с педагогом - хормейстеромнаравне со своим ребенком.
- Опыт сценического выступления и выхода на большую сцену непосредственно и совместно со своим ребенком;
- персональный опыт работы в музыкальной и звуко-записывающей студии, наравне со своим ребенком.
Ансамбль, объединяя отцов и детей в совместной творческой деятельности служит способом для организации досуговой деятельности семей школьников- кадет и укрепления социально- партнёрских взаимоотношений МБОУ СОКШ 4 с организациями - партнёрами через внеурочную деятельность . Отметим здесь , что кадетская школа также имеет прецедент создания женской вокальной группы кадетских матерей и ее выступления, но, тем не мене, наиболее продуктивной оказалась идея создания именно мужского ансамбля отцов и детей.
Получив общее представление о форме взаимодействия школы и родителей как Ансамбль, мы можем увидеть, что деятельность членов семей в работе коллектива Ансамбля в первую очередь конечно же практико-ориентирована: певческая практика, репетиционная практика, сценическая концертная практика - всё это казалось бы сердцевина деятельности коллектива с точки зрения дополнительного образования.
Но также мы видим, что не менее важен здесь другой - воспитательный аспект.
Воспитательный аспект заключается в том, что, видя непосредственно весь процесс подготовки значимых событий жизни школы и города изнутри, участвуя в нем лично и совместно с ребенком, исходя из совокупности полученных собственных впечатлений родитель лично оценивает содержание, процесс, организацию и качество получаемого дополнительного образования и воспитательной деятельности Кадетской школы, что с одной стороны влияет положительно на имидж образовательной организации с другой стороны позволяет создавать и укреплять школьные, а также -семейные традиции в среде положительного отношения к основному и дополнительному образованию детей в средней общеобразовательной школе в сферах ее культурно- просветительского и патриотического воспитания граждан.