Формирования читательской компетенции у младших школьников посредством книг с дополненной реальность.
«Сегодняшние книги являются завтрашними поступками»
Генрих Манн.
Поколение Z, какое оно? Дети, родившиеся после 2000г…. Какова она, нынешняя молодёжь? Это поколение по-настоящему цифровое. Они ждут постоянного развития и движения вперёд, они не приемлют скучной и монотонной работы и должны видеть, что работа им приносит интерес и «пользу» заинтересованности. В отличие от эгоцентричного и циничного поколение Y, современные младшие школьники отлично работают в команде: фокусируясь на результате, не «заморачиваясь» на субординацию. Обязанности распределяют проще, никто не борется за власть - и за счет этого деятельность поколение Z на голову выше других. Это «поколение вундеркиндов» - это ещё одно название поколения Z. Понять этих детей непросто, но, когда поймёшь, как и чем живёт молодёжь, можно научиться с ней работать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_chitatelskoy_kompetentsii.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования читательской компетенции
у младших школьников посредством книг с дополненной реальность.
Вопрос чтения в среде школьников - дело серьезное и проблема чтения в России выходит на первый план. Продвижение книги и чтения становится основным направлением в деятельности школьной библиотеки.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи.
Книги формируют личность, мышление, язык, национальное чувство и многое другое, без чего человека нельзя в полной мере считать цивилизованным. В среде людей «постарше», выросших в самый читающий стране, принято утверждать, что молодёжь не интересуют книги, что их место заняли компьютерные игры, социальные сети и прочие различения. Отчасти, это так, но все же общая картина не так безнадёжна. Школьники читают, пусть по-другому, пусть не так много и «запойно», как отцы и деды, но читают.
Министерство образования и его региональные центры проводит исследования по этой теме. Государству интересно чтение подрастающего поколения; другой вопрос можно ли (должно ли?) эффективно влиять на условно «внешкольные» литературные интересы младших школьников.
«Сегодняшние книги являются завтрашними поступками»
Генрих Манн.
Поколение Z, какое оно? Дети, родившиеся после 2000г…. Какова она, нынешняя молодёжь? Это поколение по-настоящему цифровое. Они ждут постоянного развития и движения вперёд, они не приемлют скучной и монотонной работы и должны видеть, что работа им приносит интерес и «пользу» заинтересованности. В отличие от эгоцентричного и циничного поколение Y, современные младшие школьники отлично работают в команде: фокусируясь на результате, не «заморачиваясь» на субординацию. Обязанности распределяют проще, никто не борется за власть - и за счет этого деятельность поколение Z на голову выше других. Это «поколение вундеркиндов» - это ещё одно название поколения Z. Понять этих детей непросто, но, когда поймёшь, как и чем живёт молодёжь, можно научиться с ней работать!
На сегодняшний день технологии дополненной реальностью (AR-augmented reality «дополненная реальность» - результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения свойств об окружении и улучшения восприятия информации) достигли высокого уровня развития, при этом опережая внедрения. Реальный потенциал дополненной реальности грандиозен. AR способна сделать любое увлечение удобнее, интерактивнее, чувство восприятия информации с ней ярче и заинтересованнее дело. Именно в этом направлении я и работаю для привлечения к чтению, формирования читательской компетенции младших школьников на библиотечных мероприятиях посредствам книг с дополненной реальность. (Приложение 1)
Оптимальный образовательный ресурс - книги с дополненной реальностью. Они обладают следующими очень существенными преимуществами: не требуют кардинальных изменений методики привлечения к чтению. Я не ликвидирую в своей работе обычные бумажные книги, к которым привыкли учащиеся, а расширяю на практике и заинтересовываю подрастающее поколение к сюжету и вдумчивому чтению текста (с дополненной реальностью). В работе с младшими школьниками, конечно же, использую прекрасную книгу, которая называется «ДружиМишки. Удивительная азбука» - новая добрая и полезная книга о маленьких медвежатах, в стихах, где забавные иллюстрации персонажей и букв алфавита – ассоциаций, множество обучающих и развивающих заданий, в том числе и виртуальные прописи, «оживают» с помощью обещающей дополненной реальностью. А еще, учащиеся с этим изданием любят делать «селфи» с героями этой «Удивительной азбуки». Интерактивная анимация в сочетании с потрясающим голосом актрисы Ирины Муравьевой показывают младшим школьникам, что учеба - это совсем не скучное занятие. С красочным сборником любимых сказок «Сказки в дополненной реальности. Сборник 1» в нашей школьной библиотеке ребята отправляются на приключения вместе с Котом в сапогах, помогают смелой Герде найти Кая в землях Снежной королевы и узнают, что такое настоящее добро, от Гадкого утенка и Рукодельницы. Прекрасный сборник включает в себя литературную адаптацию сказок «Кот сапогах» Ш.Перро в переводе И.С.Тургенева, «Гадкий утёнок» и «Снежная королева» Г.Х.Андерсона в переводе А. и П.Ганзе, а также «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского. (Приложение 2)
Это эволюционный путь к привлечению к чтению и формированию читательской компетенции! Существует так называемый «цифровой разрыв между поколениями» (digital gap). Не секрет, что воспринимать IT- технологии в стране, для педагогов, столь непривычные качества, как для младших школьников. AR - устраняет разрыв: учебник - дополненная реальность! Функции обычной бумажной книги резко расширяются, позволяя передавать читателю младшего школьного возраста, чтоб заинтересовать в чтении не узкую информацию «текст+неподвижное изображение», а по гораздо широкому каналу «объемная информация+звук». Энциклопедия в дополненной реальности «Майя: легенда цивилизации» очень заинтересовывает ребят и пользуется большой популярностью. Это издание посвящено племени Майя, в нем можно взглянуть на историю исчезнувших цивилизаций через уникальные оживающие мандалы. Дополненная реальность вдыхает новую жизнь в мистические легенды древнего народа, а взаимодействие с оживающими 3D-объектами позволяет почувствовать себя настоящим археологом, открывающим тайны племени майя через интерактивную книгу. Яркие анимационные образы, предстающие под этническое музыкальное сопровождение, погружают в загадочный мир, мифологию и жизнь затерянных миров! Также в энциклопедии «Чудеса света» с дополненной реальностью ребята отправляются в путешествие полное мистических тайн, удивительных загадок и невероятных приключений! Они становятся героями своей собственной истории и вдохновившись авантюрами великих путешественников и изобретателей исследуют самые странные и необычные явления не только в нашей Вселенной, но и за её приделами. (Приложение 3)
Вводится функция интерактивности, причем в двух вариантах. Первый - подготовка к взаимодействию с реальными объектами, второй - взаимодействие с объектами, в реальной жизни недоступными.
Резко повышается мотивация к чтению для поколения, с детства, привыкшего к постоянному использованию гаджетов.
Удачная интересная книга сказок, либо азбука и т.д. с функцией дополненной реальностью вполне способна заинтересовать ребёнка и тем самым определить всю его дальнейшую судьбу. Внедрение технологии дополненной реальности не требует больших затрат: учащиеся пользуются своими собственными устройствами (загрузив приложение «DEVAR», «Astar 4D»).
Что дает мне книга с дополненной реальностью в работе со школьниками? Прежде всего, интерес школьника к чтению! Мои учащиеся, имея круглосуточный доступ в Интернет, после библиотечных мероприятий не только могут сказать: «Окей, Google» или «Привет Siri!», они заинтересованы увидеть новую информацию, «впитать» её в себя, запомнить и поделиться ею с друзьями! Все ребята любят энциклопедии и подведя к книжной полке я привлекаю их внимание разносторонним сведениям из различных областей знаний «Большой детской 4D – энциклопедией с дополненной реальностью» тем самым помогая глубже изучить окружающий мир в его многообразии. Образования Вселенной, зарождение жизни, эволюция и естественный отбор, возникновение человека, анатомия и физиология, технический прогресс и исследование космоса - яркий рассказ обо всём этом впечатляет и вызывает желание провести собственный научный эксперимент. И книга дает моим читателям такую возможность: здесь имеются описание и анимация несложных, но полезных познавательных опытов. А благодаря использованию технологий дополненной реальности иллюстрации на этих страницах они изучат не только в цвете, но и в объеме, движение и со звуковыми эффектами. Издание расширяет их кругозор и помогает лучше познать мир, в котором мы живём, а тем более
формирует читательскую компетенцию. А когда предлагаю учащимся энциклопедию дополненной реальности «Микромир», то те, кто считал, что в чистой воде никто не живет, узнают, что даже в самых крошечных капельках есть свои обитатели. Одни выглядят устрашающе, другие, поменьше мере, забавно. Но все они живут в дружбе. Ведь среди микроорганизмов встречаются не только мирные жители, но и самые настоящие хищники! И в этой книге даже без микроскопа, а только с телефоном либо планшетом можно всё это рассмотреть и наслаждаться волшебством дополненной реальности. Ребята, которые интересуются динозаврами, в нашей библиотеке могут стать исследователями. На страницах энциклопедии в дополненной реальности «Динозавтры: от компсогната до рамфоринха», которых можно накормить: узнать, хищник перед тобой или травоядный. Могут управлять динозаврами: они будут ходить или летать. Использовать для этого они могут джойстик на экране в приложении. Могут держать динозавра на руке, делать с ними фото или видео, а нажимая на иконку под динозаврами, они могут узнать много интересных фактов об этих древних животных. (Приложение 4)
Читатели постоянно с новыми интересными и «блестящими» глазами толпами в нашей школьной библиотеке, потому что поколение Z будет только там, где им легко и нравится, они будут ждать от школьной библиотеки ту информацию, которая им интересно.
И для этого я кропотливо изучаю статистику рассматриваемых изданий в электронном читальном зале (ЭЧЗ) Президентской библиотеки, интересуюсь тем, что читают на портале Национальной электронной библиотеки (НЭБ), а также Российской государственной детской библиотеке, потом ищу эти здания на прилавках, а находя, пополняю ресурсы школьной библиотеки, отдавая предпочтение книгам с дополненной реальностью. Внедряя технологии дополненной реальности в образовательный процесс и формируя читательскую компетенцию в рамках приобщения учащихся к чтению, я акцентирую внимание на использовании инновационных средств, что, несомненно, повышает мотивацию младших школьников с интересом изучать азы азбуки и с успехом прочитывать сказки и иные издания в школьной библиотеки.
Список используемой литературы и информационных ресурсов:
- Библиотека для детей. Социокультурные практики по приобщению к чтению : дайджест. Вып. 1 / сост. К. О. Герасимчук, Т. А. Максоева ; ред. И. Б. Бражникова. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2019. – 44 с. – (Серия «Каникулы с библиотекой»).
- Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы/Сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции. Под общей редакцией д.т.н., проф. Д.И.Попова. – М.: Издательство ГПБОУ МГОК, 2016. – 386 с.
- Поколение Z: что читает, как и для чего [Текст] : по итогам мониторингов / ГБУК «Крымская республиканская библиотека для молодежи»; сост. Е.М. Ткаченко. – Симферополь, 2017. – 28с.
- http://www.flylog.com.ua/nechitayushhee-pokolenie-tsifrovyh-detej
- https://augmentedreality.by/news/ar-books
- https://eksmo.ru/articles/kak-tekhnologii-menyayut-oblik-i-soderzhanie-knig-ID2038480
- https://godliteratury.ru/events-post/razvivayushhie-knigi-s-dopolnennoy-real
- https://zen.yandex.ru/media/id/59f837c957906ac4f59fd3e4/skazka-ili-byl-kak-sozdaiut-knigi-s-dopolnennoi-realnostiu-5a6047a2a815f1864189a15f