Сценарий "Сокровище времен блокады"

Чугуевец Надежда Васильевна

Сценарий "Сокровище времен блокады" составлен для выступления агитбригады к 75-летию Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovishche_vremen_blokady.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сокровище времен блокады

  1. Помните.

Голос за кадром. Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Давно закончилась война. Много трагических событий и славных побед произошло в годы ВОВ. Одно их них – Блокада Ленинграда - 900 день мужества и героизма.

Девушка и юноша двигают шкаф.

О. Так, давай, давай, не поцарапай пол..

Е. Да я и так стараюсь, тяжелый очень

( шкаф падает)

Д. Осторожно! Какой ужас…

Ю. Слушай, там кажется что-то есть

Д.Это же старый дом, там может быть все что угодно

Ю. Шкатулка?

Д. Неужели клад? Кто бы стал прятать пустую шкатулку.

Ю. Сверток

Д. Разворачивай скорее

Ю. Хлебная корочка

Д. И все. Никаких сокровищ.

Ю. Похоже что так

Д. А что за газета.. посмотри (метроном)

Ю. Ленинградская правда 11 февраля 1942 года

Д. Блокадная..

(падает занавес. . Комната в блокадном Ленинграде.. Входят женщина и маленькая девочка.)

Алиса. Оленька послушай меня внимательно, это наш последний с тобой кусочек хлеба. Это наше с тобой сокровище. Я его специально прячу так далеко, что бы  не смогли его сразу съесть. Но если я уйду и не вернусь, тебе его нужно взять и уйти отсюда, тебе его хватит на целый день, пока ты будешь искать людей. Ты меня поняла, Оленька?

Вика. (плачет) Мамочка не уходи пожалуйста, не надо уходить. Не бросай меня одну, я без тебя не смогу. Мамочка, пожалуйста, не уходи.

Алиса. Оля, ты должна сделать, как я говорю. Ты меня поняла, повтори. Оля, это очень важно. Ты должна сделать, как я тебе говорю…

( Звук метронома усиливается. Выходят дети и ведущие, метроном затихает))

Ведущий Алена.  Не сумев взять город сходу, Гитлер решил взять его голодом. В начале блокады фашисты разбомбили Бабаевские  продовольственные склады.  С 1 октября рабочие стали получать по карточкам 400гр, а все остальные – по 200 грамм недоброкачественного хлеба. Почти отсутствовали картофель и овощи.

Ведущий Егор .   В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941года  норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие получали по 300гр, а все остальные по 150гр Через неделю , когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинграде почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады-250гр на рабочую карточку и 125гр – на все остальные.

Ведущий Ал.  Из воспоминаний воспитателей детского дома: мелодия №

Оля . Девушка в роли воспитательницы:  Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приема, вначале бульон, а потом все содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали  на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-то диковину.

Инсценировка (два мальчика за столом)

1Вика.Ой, как есть хочется!

2Тимур. Терпи и  мне хочется. Ты думаешь, хлеб теперь просто хлеб? Получил 125грамм, и ешь сразу? Нет, сейчас надо найти самый «сытый» способ есть хлеб. Надо, чтобы паек не сразу в животе оказался.

1Вика. Это как?

2 Тимур.  А так! Можно по крошечке есть, чтобы хлеб подольше во рту оставался. А кто-то режет паек на тоненькие пластиночки. Отрежут и жуют.

1 Вика. Нет, я не могу удержаться Кусочек-то совсем маленький, съешь и не заметишь.

2 Тимур. А вечером что будешь есть? У мамы спросишь, а ей ведь на заводе еще работать.

3 Вероника. А я так ем. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев собрать на середину ладони крошки и прильнуть к ним губами, словно хотите поцеловать их...  

1 Вика. Ладно, я попробую.

(дети встают из-за стола)

Вед. Егор. В конце ноября  ударили морозы около 52 градуса ниже нуля. Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Вероника.1. Я в гору саночки толкаю.  Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая, Тяжёлой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замёрзла, Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой, На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка, Я привезу тебя домой.

Вика. Ребёнок 2. Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Тимур.Ребёнок 3. Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы, и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держался какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидел на дороге нарисованные классики, поднял ногу и хотел подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакался в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Алиса. Ведущий 1  Убивали голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке…С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части — завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…

  1. Левитан

Егор  Ведущий 2.   27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Егор. Ведущий 3.Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Оля.Ведущий 4.     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

  

Песня. Дети Ленинграда

Ведущий 1  :Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена И победили человек и город!
Ведущий 2. Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,  Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчи

Ведущий 1. В память о трагических страницах истории Ленинграда и тех людях, детях, погибших в страшные годы войны, объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

(метроном)Ведущий 1:Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой…. Вот только защитить сама себя не может: 
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой.

(К столу выходят Ю.и Д.)

Д. вытирая слезы ) На целый день…

Ю. Вот оно сокровище…

( дети поднимают таблички «благодаря их подвигу мы можем жить)

Ведущий 2: Предлагаем всем желающим подойти и взять кусочек  хлеба, символизирующий тот блокадный кусочек хлеба весом 125 грамм и просто помянем погибших в Ленинграде в годы блокады.

 Звучит первый куплет и припев песни Т.Гвердцителли «Дети войны».

Наш город родной над Невой, не сломлен суровой войной,
он в годы блокады: жестокой, нещадной  сражался и в холод и в зной
нас память уносит назад,  туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады  в глаза, лютой смерти глядят
был в городе голод и мор и взрытый бомбежкою двор
но дети взрослели и выжить сумели все помнится им до сих пор
нас память уносит назад, туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады в глаза, лютой смерти глядят

но выстоял русский народ и память об этом живет
в сердцах поколений и точное время  ведет непрерывный отсчет

нас память уносит назад,
туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады
в глаза, лютой смерти глядят

блокадные ночи и дни
как долго тянулись они
о сколько утрат, познал Ленинград
в суровые годы войны