Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья книги"
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности " Друзья книги" | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля Приморского района Санкт-Петербурга
Утверждена решением педагогического совета от ____________ протокол №___ директор ГБОУ школы №113 ______________Е.А. Касавцова приказ от _____________№_____ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Друзья книги»
Уровень образования: начальное общее образование
Количество часов: 34
Учитель: Сазонова Лариса Андреевна
Пояснительная записка
Реализация программы внеурочной деятельности «Друзья книги» соответствует возрастным особенностям обучающихся, курс программы рассчитан на 1 год обучения с 2 по 4 классы.
Программа данного курса благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности расширяет границы читательской компетентности. У детей формируется готовность использовать читательские навыки и умения для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения.
Внеурочная деятельность «Друзья книги»-это расширение читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание программы внеурочной деятельности «Друзья книги» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Место учебного курса в учебном плане:
Программа составлена для обучающихся 2-4 классов начальной школы и рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).
Цели рабочей программа:
Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Программа способствует решению следующих задач:
- расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов, воспитать нравственные чувства и этическое сознание;
- создать на практике условия для реализации читательских умений; развить навыки работы со справочной литературой;
- формировать читательскую компетентность (владение приемами понимания прочитанного произведения, умение самостоятельно выбирать книги, умение работать с книгой);
- знакомить с классиками отечественной и зарубежной литературы;
- ознакомить с основами библиотечно-библиографических знаний;
- развить умения сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят практикоориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, творческие мастерские и т.д.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Друзья книги» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с новым произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
Тема: «История книги. Библиотека» 6 часов | |||
| 1. | Этапы развития письменности. Письменность и рисунки как элементы передачи информации. | 1 |
2. | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Развитие книгопечатания в России. | 1 | |
3. | Древние библиотеки. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Каталоги. Картотеки. | ||
4. | Внешние и внутренние элементы книги. Из чего сделана книга. Структура книги. | 1 | |
5. | Культура читателя. Как обращаться с книгой. Книжкина «больница» (учимся ремонтировать книги). | 1 | |
6. | Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. Игра «Составь досье на книгу». | 1 | |
Тема: « Искусство книги» 3 часа | |||
1. | Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы. Творческая мастерская « Напиши красиво букву». | 1 | |
2. | Профессия художник –иллюстратор. Знаменитые художники детских книг. | 1 | |
3. | Встреча с художником –иллюстратором. Творческая мастерская «Я - художник». | 1 | |
Тема: «Дневник чтения» 5 часов | |||
1. | Громкие чтения: В. Бианки « Синичкин календарь». | 1 | |
2. | Читательский отзыв. Запись о прочитанном произведении. | 1 | |
3. | Дневник чтения. | 1 | |
4. | Оформление читательского дневника. | 1 | |
5. | Конкурс на лучший читательский дневник. | 1 | |
Тема: «Методы работы со справочной литературой. Справочники. Словари» 5 часов | |||
1. | Методы работы с информацией. | 1 | |
2. | Справочная литература. Структура справочной литературы. | 1 | |
3. | Типы справочных изданий. Использование справочников в обучении. | 1 | |
4. | Энциклопедия. Методика работы с энциклопедией. | 1 | |
5. | Турнир «Сумей найти». | 1 | |
Тема: «Книги, книги, книги…» 8 часов | |||
1. | Книги, их типы и виды, жанры. Практическая работа в библиотеке. | 1 | |
2. | Книги-сборники. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | 1 | |
3. | Басни и баснописцы. И.А. Крылов. Читаем басни и обсуждаем. Игра в ассоциации. | 1 | |
4. | Сказочные сюжеты в детской литературе. Сказки- детям. Чтение и обсуждение. Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, русские народные сказки. | 1 | |
5. | Фольклорные традиции русских народов. Сказания, былины. | 1 | |
6. | Стихотворения о родной природе. Чтение стихотворений, обмен мнениями. | 1 | |
7. | Дети - герои книг. Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?». | 1 | |
8. | Книги зарубежных писателей. Книги зарубежных писателей (А. Линдгрем, С.Лагерлёф, Дж.Родари). Твой любимый литературный герой (беседа-обсуждение). | 1 | |
Тема: «Периодические издания» 4 часа | |||
1. | Газеты и журналы как периодические издания. Отличие их от книг. | 1 | |
2. | Традиции русской периодики. Обзор периодических изданий школьной библиотеки. Детские газеты и журналы. | 1 | |
3. | Структура газет и журналов. Роль периодики в работе библиотеки.Игра: « Составь каталог статей». | ||
4. | Чтение периодических изданий школьной библиотеки. Обсуждение и мнения. | ||
Тема: «Интернет в библиотеке» 3 часа | |||
1. | Безопасный и полезный Интернет. | 1 | |
2. | Роль интернета и компьютера в современном библиотечном пространстве. | 1 | |
3. | Круглый стол «Электронная книга - за и против» | 1 |