Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья книги"

Сазонова Лариса Андреевна

Рабочая программа разработана для занятий с учащимися начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                        средняя общеобразовательная школа                                                                                                                                 с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля                             Приморского района Санкт-Петербурга

Утверждена

решением педагогического совета     от ____________ протокол №___   директор ГБОУ школы №113 ______________Е.А. Касавцова приказ от _____________№_____

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Друзья книги»

Уровень образования: начальное общее образование  

Количество часов: 34                        

Учитель: Сазонова Лариса Андреевна

        

Пояснительная записка

Реализация программы внеурочной деятельности «Друзья книги» соответствует возрастным особенностям обучающихся, курс программы  рассчитан на 1 год обучения с 2 по 4 классы.

Программа данного курса благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности расширяет границы читательской компетентности. У детей формируется готовность использовать читательские навыки и умения для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения.

Внеурочная деятельность «Друзья книги»-это расширение читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание программы внеурочной деятельности «Друзья книги» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Место учебного курса в учебном плане:

Программа составлена для обучающихся 2-4 классов начальной школы и рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю). 

Цели рабочей программа:

Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций, раскрытие творческого потенциала учащихся.

Программа способствует решению следующих задач:

  • расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов, воспитать нравственные чувства и этическое сознание;
  • создать на практике условия для реализации читательских умений; развить навыки работы со справочной литературой;
  • формировать читательскую компетентность (владение приемами понимания прочитанного произведения, умение самостоятельно выбирать книги, умение работать с книгой);
  • знакомить с классиками отечественной и зарубежной литературы;
  • ознакомить с основами библиотечно-библиографических знаний;
  • развить умения сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят практикоориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, творческие мастерские и т.д.

Планируемые результаты:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Друзья книги» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

-формировать потребность в систематическом чтении;

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- самостоятельно работать с новым произведением;

- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Тема: «История книги. Библиотека»    6 часов

  1. 111

1.

Этапы развития  письменности. Письменность и рисунки как  элементы передачи информации.

1

2.

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Развитие книгопечатания в России.

1

3.

 Древние библиотеки. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Каталоги. Картотеки.

4.

Внешние и внутренние элементы книги. Из чего сделана книга. Структура книги.

1

5.

Культура читателя. Как обращаться с книгой. Книжкина «больница»  (учимся ремонтировать книги).

1

6.

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. Игра «Составь досье на книгу».

1

Тема: « Искусство книги» 3 часа

1.

Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы. Творческая мастерская « Напиши красиво букву».

1

2.

Профессия художник –иллюстратор. Знаменитые художники детских книг.

1

3.

Встреча с художником –иллюстратором. Творческая мастерская «Я - художник».

1

Тема: «Дневник чтения»    5 часов

1.

Громкие чтения: В. Бианки « Синичкин календарь».

1

2.

Читательский отзыв. Запись о прочитанном произведении.

1

3.

Дневник чтения.

1

4.

Оформление читательского дневника.

1

5.

Конкурс на лучший читательский дневник.

1

Тема: «Методы работы со справочной литературой.  Справочники. Словари» 5 часов

1.

Методы работы с информацией.

1

2.

Справочная литература. Структура справочной литературы.

1

3.

Типы справочных изданий. Использование справочников в обучении.

1

4.

Энциклопедия. Методика работы с энциклопедией.

1

5.

Турнир «Сумей найти».

1

Тема: «Книги, книги, книги…»      8 часов

1.

Книги, их типы и виды, жанры. Практическая работа в библиотеке.

1

2.

Книги-сборники. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

1

3.

Басни и баснописцы. И.А. Крылов. Читаем басни и обсуждаем. Игра в ассоциации.

1

4.

Сказочные сюжеты в  детской литературе. Сказки- детям. Чтение и обсуждение. Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин,  русские народные сказки.

1

5.

Фольклорные традиции русских народов. Сказания, былины.

1

6.

Стихотворения о родной природе. Чтение стихотворений, обмен мнениями.

1

7.

Дети - герои книг. Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».

1

8.

Книги зарубежных писателей. Книги зарубежных писателей (А. Линдгрем, С.Лагерлёф, Дж.Родари). Твой любимый литературный герой (беседа-обсуждение).

1

Тема:  «Периодические издания» 4 часа

1.

Газеты и журналы как периодические издания. Отличие их от книг.

1

2.

Традиции русской периодики. Обзор периодических изданий школьной библиотеки. Детские газеты и журналы.

1

3.

Структура газет и журналов. Роль периодики в работе библиотеки.

Игра: « Составь каталог статей».

4.

Чтение периодических изданий школьной  библиотеки. Обсуждение и мнения.

Тема: «Интернет в библиотеке»   3 часа

1.

Безопасный и полезный Интернет.

1

2.

Роль интернета и компьютера в современном библиотечном пространстве.

1

3.

Круглый стол «Электронная книга - за и против»

1