Конспект библиотечного урока "О войне читаем между строк" - как приём смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект библиотечного урока - метод смыслового чтения. | 27.73 КБ |
Презентация к конспекту библиотечного урока | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
«О войне читаем между строк»
Сценарий открытого библиотечного урока
для обучающихся 5 классов.
Автор: Панкова Наталья Сергеевна, педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №11»
Дата проведения: 25.02.2020 г.
Цель: Сохранение памяти о Великой Отечественной войне; привлечение учащихся к чтению, развитие интереса к историческим событиям тех лет, через чтение художественных произведений о войне.
Задачи: Мотивировать учащихся на прочтение книг о войне; Организовать взаимодействие среди учеников; формировать умение самостоятельного отбора информации в различных источниках; формировать умение оценивать свою деятельность.
Методы и приёмы:
- Объяснительно-иллюстративный метод,
- Проблемный и частично-поисковый метод
Оборудование: Интерактивная панель - для презентации и просмотра видеоролика;
Оформление: Презентация для вводной части урока – «Ключевые слова и понятия»-(героизм, отвага, доблесть и т.д.).; текс рассказа Леонида Соболева «Федя с наганом» - делится на микротемы; выставка книг о войне для детей «Победа ковалась всем миром»; Видеоролик о битве за Севастополь.
Планируемые результаты:
Личностные: доброжелательное отношение друг к другу, развитие умений самостоятельно формулировать цели и задачи урока,
Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать с учителем, отбирать информацию из различных источников, включая художественные произведения.
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: развитие умения выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Ход урока:
Приветствие учащихся.
Мы живем в относительно мирное время и, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну. Именно благодаря книгам мы хотя бы отдаленно способны соприкоснуться с ужасами происходящего на полях сражения. Летят годы... Но сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая произведения о войне.
(Демонстрируется для учащихся презентация, в которой выбраны ключевые слова и фото для ведения беседы: мужество, храбрость, героизм, отвага, война, горе, самоотверженность, верность, смелость, любовь, бескорыстие…
Учащиеся каждый по очереди зачитывает слово и формулировку к нему, глядя на экран. Таким образом, дети подводятся к теме беседы, и создается благоприятная атмосфера и включение каждого ученика в работу.)
Пытаемся сформулировать тему беседы: о войне 1941-1945 годов.
А для чего нам нужно об этом знать? (учащиеся формулируют цель урока).
Книги о войне учат ценить жизнь, о войне надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живёт на её территории, учит быть человечными даже в самой трудной и страшной ситуации, учит придерживаться своих принципов до конца, даже тогда, когда умирают твои друзья, учит любить, верить, надеяться, учит объединению тысяч сердец ради одной великой цели - победы.
- Да, действительно мы поговорим о войне, но попробуем с вами сделать это необычным способом. Узнаем о сражении за Севастополь, прочитав рассказ Леонида Соболева «Федя с наганом».
- Как вы знаете, документальную информацию, о чем либо, можно узнать из специальной литературы, но и художественные произведения хранят в себе массу информации, возможно даже не менее полезной, нежели сухие цифры и факты, и так, давайте попробуем…
(Учащимся, в ходе ведения беседы, будет выдаваться текст этого рассказа. Но не весь сразу, а заранее поделенный на эпизоды, которые позволят вести беседу не только по прочитанному отрывку, но и предвосхитить события, описанные автором. Учащиеся читают по очереди, тем самым в работу вовлекается максимальное число присутствующих).
Этапы беседы:
- Фёдор – Федя (вопрос по названию рассказа), почему имя героя взято в неполной его форме?
Примерный ответ: Это имя главного героя, потому, что речь, наверное, пойдет о простом солдате…, молодом, возможно…
- Почему «с наганом» - ведь это оружие уже не было применимо во время ВОВ, а скорее в революционные годы? Что из себя представляет наган?
О: Возможно это память от деда… Наган это оружие оно имеет барабан для патронов.
- Читаем отрывок: В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления. Краснофлотцы из порта и базы, юные добровольцы и пожилые рабочие, выздоровевшие (или делавшие вид, что выздоровели) раненые - все, кто мог драться, вскакивали на грузовики и, промчавшись по горной дороге под тяжкими разрывами снарядов, прыгали в окопы.
- Где происходят события?
О: Под Севастополем...
- Какие ассоциации возникают по прочитанному?
- Кто защищает город, почему сделавшие вид раненые? Как они добирались на поле боя?
- Читаем отрывок: В тот день в Третьем морском полку потеряли счет фашистским атакам. После пятой или шестой моряки сами кинулись в контратаку на высоту, откуда немцы били по полку фланговым огнем. В одной из траншей, поворачивая против фашистов их же замолкший и оставленный здесь пулемет, краснофлотцы нашли возле него тело советского бойца.
- О чем можно судить, как развиваются события?
О: Люди устали, вымотаны, но всё же идут в бой, не жалея себя.
- Читаем отрывок: Он был в каске, в защитной гимнастерке. Но когда, в поисках документов, расстегнули ворот - под ним увидели знакомые сине-белые полоски флотской тельняшки. И молча, сняли моряки бескозырки, обводя глазами место неравного боя.
- что можно сказать о событиях на поле?
- Неравный бой – почему они так считали?
О: Возможно идя в атаку, отвоевал этот пулемёт и погиб…
Потеряли счёт фашистским атакам - то есть у немцев явно превосходили силы.
Читаем отрывок: Кругом валялись трупы фашистов - весь пулеметный расчет и те, кто, видимо, подбежал сюда на выручку.
- Что можно представить, читая отрывок?
О: Шла рукопашная битва наряду со стрельбой и атаками с воздуха.
- Читаем отрывок: В груди унтер-офицера торчал немецкий штык. Откинутой рукой погибший моряк сжимал немецкую гранату. Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом. За пояс был заткнут пустой наган, аккуратно прикрепленный к кобуре ремешком.
- Что увидели солдаты возле немецкого пулемёта и что они вообразили?
О: Этот погибший моряк в одиночку расправился с большим количеством немцев, не щадя себя самого, и даже практически без оружия – только наган, но он смог добраться до немецкого укрепления и использовать их же оружие против них.
- Читаем отрывок: И тогда кто-то негромко сказал:
- Это, верно, тот... Федя с наганом...
В Третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили его именно по этому нагану, вызвавшему в машине множество шуток.
Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгом атаки.
Кто-то заметил потом, что в руках его появилась немецкая винтовка и что, наклонив ее штык вперед, он ринулся один, в рост, к пулеметному гнезду.
- Как вы думаете, наши предположения были верными на счет этого солдата?
О: Он рвался в бой, призывал других идти в рукопашную, и своим поведением, возможно, спас много жизней…
- Читаем отрывок: Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем "Феди с наганом".
- Безвестный почему – ведь они же знали его имя?
- Как отразится эта безвестность на судьбе солдата и его семьи?
- Читаем отрывок: Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор.
О нем знали одно: он был моряком. Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела.
- Пока ярость и отвага не выплеснули душу из тела, что это значит?
- А если бы он постарался быть осторожным, предусмотрительным, он мог сохранить себе жизнь?
- А как думаете, почему люди во время войны, были все же в большинстве своём такими?
О: Он не жалея себя шёл в бой. Возможно, близкие его были убиты фашистами, и он в порыве яростного гнева, так стремился в бой. Мог, но тогда могли погибнуть, возможно, его близкие, если бы не был остановлен враг…
- А теперь вашему вниманию предлагаю просмотр видеоролика о битве за Севастополь, и сравнить ваши впечатления от прочитанного с реальными событиями.
- Ваша задача, постараться, сопоставив события рассказа и события в документальном ролике ответить на вопрос: можно ли узнавать историю ВОВ читая художественные произведения?
Просмотр ролика продолжительностью 2 мин.40 сек.
- Как вы думаете, могли произойти те события, о которых идёт речь в рассказе?
-Можете ли теперь согласиться с моим утверждением, что читая художественные произведения можно изучать историю войны?
- Скажите, термины, которые мы с вами озвучивали, начиная нашу беседу, они были раскрыты в этом произведении?
- Как думаете, вам удалось представить, как происходили события в битве за Севастополь?
Рефлексия: спасибо вам за беседу, а сейчас я прошу вас оценить нашу с вами работу: предлагаю сделать последний выстрел в мишень в ту зону, которая вам больше подходит по утверждениям.
Источники:
- Соболев Л.С. Батальон четверых: Рассказы/ Рис. Л. Хайлова. –Переизд. – Москва.: Дет. лит., 1985.- 31 с., ил. – (Книга за книгой.).
- Ссылка на видеоролик «Оборона Севостополя в годы Великой Отечественной войны»:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
готовность пожертвовать чем-то своим для счастья другого. Самопожертвование- Ярость — очень сильная эмоция или импульсивная и агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана попаданием индивида в неприятную ситуацию.
храбрость, бесстрашие. Отвага — Храбрость – черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.
доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях. По́двиг — Героизм - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию .
Почетная, широко распространенная известность, как свидетельство всеобщего и безусловного признания чьих-нибудь высоких качеств, общественных заслуг. Слава -