Программа курса ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
В программе описывается модель организации библиотечных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_informatsionnoy_gramotnosti.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы:
И. М. Аксёнов
_______________
01 сентября 2019 г.
Программа курса
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
Составитель: Л. В. Фадеева
педагог-библиотекарь
Принята на
Педагогическом совете
Протокол №
« » _________ 201 г.
Захарово -2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.
Ключевая роль, в формировании информационной грамотности обучающихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования обучающихся путем обучения их информационно-поисковой деятельности. Формирование информационной грамотности обучающихся, включает:
- навыки использования инструментов информационно-поисковой деятельности;
- навыки работы с текстом;
- умения анализа и оценки информации;
- умения использования новых информационных технологий.
Курс «Основы информационной грамотности» предназначен для учащихся 2-9 классов общеобразовательной школы и ориентирован на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности обучающихся с использованием новых и традиционных информационных технологий.
Целью курса является формирование информационной грамотности обучающихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Задачи курса:
- сформировать представление об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
- сформировать навыки использования библиотечно-поисковых инструментов;
- сформировать и совершенствовать навыки обработки, организации и представления информации;
- содействовать совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
- познакомить с методами критической оценки информации;
- углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей;
- содействовать накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об информации и информационной деятельности. При ее составлении учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы, словесности и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотеки.
Весь курс составляет 32 часа, из которых 8 часов отводится на работу с учащимися начальной школы, 24 часа - с учащимися средней школы.
Программа курса построена по модульному принципу и включает 2 концентра, спроектированных с учетом возрастных особенностей школьников и рассчитанных на последовательное (от класса к классу) формирование знаний и умений пользования традиционными и современными информационными ресурсами и технологиями.
Первый концентр, пропедевтический, включает модули, целью которых является обучение первоначальным навыкам использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации и основам работы с текстом.
Второй концентр, целью которого является формирование умений информационно-поисковой деятельности обучающихся основной школы, включает пять модулей, содержание которых составляет обучение поиску, извлечению, обработке и представлению информации.
Каждый раздел программы представляет собой законченный учебный модуль, состоящий из 4 занятий. Исключение составляет модуль, спроектированный для работы с учащимися 9 классов - «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта» .
Содержание курса предполагает формирование когнитивного опыта личности, опыта практической и творческой деятельности, опыта эмоциональных отношений в процессе освоения информационных знаний, умений, навыков.
Современному выпускнику общеобразовательной школы необходимо дать не репродуктивные знания, которые подвержены забыванию, не просто умения использования библиотечных инструментов, а сформировать креативные умения обращения с информационными ресурсами, которые не утрачиваются. Поэтому значительное внимание программа уделяет содействию формирования аналитических навыков и навыков критического мышления при работе с информацией, как одному из главных компонентов информационной грамотности.
Интеграция программы в образовательное пространство школы включает проведение занятий в рамках дополнительных занятий в системе классных часов, в рамках совместной работы библиотекаря с учителями-предметниками на основе междисциплинарного подхода.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Курс основан на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и системно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности.
Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме семинара, практического занятия, ситуативной игры, экскурсии и др.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, временная работа в группах, игровые формы, метод проектов, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций, творческие задания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
По окончании начальной школы обучающиеся научатся:
- пользоваться библиотекой;
- различать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно, видео, аудио материалы);
- определять основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
- правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
- определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
- самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная);
- пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.
По окончании основной школы обучающиеся научатся:
- способам хранения, переработки и сохранения информации;
- систематизировать информационные ресурсы;
- алгоритму самостоятельной работы с информацией;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- пользоваться справочным аппаратом книги;
- отличать и использовать особенности справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий;
- обрабатывать текст, используя навыки аналитической деятельности;
- пользоваться информационными ресурсами на нетрадиционных носителях информации;
- оформлять результаты самостоятельной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Концентр | Содержание | Кол-во часов | Контингент |
I | Модуль «Первоначальное представление об информации» | 4 | 2-4 кл. |
| Модуль «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности» | 4 | |
II | Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи» | 4 | 5-9 кл. |
| Модуль «Поиск и использование информации. Библиотека как информационно-поисковая система» | 4 | |
| Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации» | 4 | |
| Модуль «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации» | 4 | |
| Модуль «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта» | 8 | |
| ИТОГО | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль «Первоначальное представление об информации»
Цели: формирование первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; обучение первоначальным навыкам и умениям использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации и основам работы с текстом; содействие развитию познавательной активности обучающихся; поощрение интереса к книге и чтению.
Содержание: Первоначальное представление об информации. Многообразие информационных ресурсов. Традиционные ресурсы: книги, журналы. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео и аудиозаписями. Компьютер как инструмент управления информацией. Мультимедиа ресурсы.
Понятие о библиотеке. Правила пользования библиотекой. Абонемент и читальный зал. Систематизация информации. Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.
Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.
Художественное оформление книги. Иллюстрации. Типы иллюстраций: фотографии, карты, рисунки, репродукции и т.д. Роль иллюстрации в восприятии текста.
Понятия: информация, носитель информации, книга, библиотека, абонемент, читальный зал, обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.
Метапредметные УУД: пользование библиотекой, самостоятельная работа с книгой: использование структуры книги для оценки и характеристики ее содержания.
Модуль «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности»
Цели: знакомство с основными типами и видами литературы; формирование навыков самостоятельной работы с книгой; формирование навыков критического мышления; формирование интереса к чтению; развитие познавательной активности школьников.
Содержание: Основные типы и виды литературы. Научно-познавательная литература для детей. Отличие научно-познавательной литературы от художественной.
Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
Понятие о периодической печати. Газета, журнал: читательское назначение, оформление, содержание. Детские газеты и журналы.
Понятия: словарь, энциклопедия, справочная литература, научно-популярная литература, периодическая печать, газета, журнал, рубрика, статья, заметка.
Метапредметные УУД: самостоятельная работа со справочной, научно-познавательной литературой; умение поставить вопросы к книге.
Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
Цели: формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах; формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе; получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации.
Содержание: Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов.
Традиционные и нетрадиционные носители информации. История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. Книга в современном мире – источник информации и знания.
Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиа ресурсы. Возможности мультимедиа.
Понятия: архив, документ, библиотека, видео, информационные ресурсы, информация, компьютер, носитель информации, мультимедиа, поиск информации, сохранение информации, систематизация информации.
Метапредметные УУД: самостоятельная работа с информационными ресурсами: умение различать и использовать особенности различных носителей информации; навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.
Модуль «Поиск информации. Библиотека как информационно-поисковая система»
Цели: формирование понятия о библиотеке как информационно-поисковой системе; формирование умений и навыков поиска, оценки и извлечения информации.
Содержание: Система библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы: отдел литературы по искусству, технической литературы, иностранной литературы, краеведческой литературы.
Поиск информации в библиотеках. Принципы систематизации информационных ресурсов. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.
Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.
Понятия: библиотечные фонды, шифр книги, библиотечно-библиографическая классификация, поисковый запрос, ключевое слово, стратегия информационного поиска, Интернет, электронная библиотека. Метапредметные УУД: поиск документов в фонде библиотеки, использование ББК, выбор информационно-поисковой стратегии, умения работы с книгой, умения извлечения информации из ресурса.
Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»
Цели: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; углубление знаний о различных методах обработки информации; формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование навыков работы с текстом.
Содержание: Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная. Стилевые особенности различных типов литературы.
Справочная литература. Дифференциация справочной литературы в зависимости от назначения и содержания. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.) Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.
Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.
Научно-популярная и научно-познавательная литература. Использование научно-популярной литературы при подготовке докладов и рефератов. Правила цитирования текста. Оформление цитат.
Методы работы с информацией. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение). Использование знаний о структуре книг при работе с ними. Использование научно-справочного аппарата книги. Вспомогательные указатели (именной, предметный, хронологический, географических названий, и др.) Оценка информационных ресурсов. Анализ текста.
Периодические издания в библиотеке. Профиль, читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Молодежные журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей для поиска информации.
Понятия: научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.
Метапредметные УУД: оценка, обработка и использование информационных ресурсов на различных носителях; пользование справочными изданиями; работа с текстом.
Модуль «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки»
Цели: знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотек и его ролью при поиске информации; формирование умений и навыков использования каталогов как информационно-поисковых инструментов.
Содержание: Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей. Предметные картотеки.
Информационно-поисковые системы. Отличие справочно-поискового аппарата от информационно-поисковой системы. Электронные каталоги и базы данных. Особенности работы с библиографическими базами данных. Поисковый запрос и схема его выполнения. Методика составления ключевых слов.
Понятия: алгоритм информационно-поисковой деятельности, каталог, картотека, справочно-библиографический аппарат библиотеки, информационно-поисковая система, поисковый запрос, ключевое слово.
Метапредметные УУД: использование библиотечных и информационно-поисковых инструментов.
Модуль «Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта»
Цели: совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование алгоритма информационно-поисковой деятельности; совершенствование умений организации и представления информации в традиционном и нетрадиционном форматах.
Содержание: использование информационных ресурсов в учебной, образовательной, исследовательской деятельности. Особенности использования печатного, устного слова, видеоинформации, интернет-ресурсов.
Методы работы с информацией. Беглое чтение. Просмотр документов. Аналитическое чтение. Анализ и обработка информационных ресурсов. Учет и систематизация просмотренных и прочитанных ресурсов в традиционном и нетрадиционном форматах. Выписки и их систематизация. Цитаты, их использование и оформление.
Составление плана. Виды плана (простой и сложный). План учебного текста. План к сочинению. План выступления, доклада, реферата.
Методика формализованной подготовки информационных продуктов. Составление аннотации. Составление обзора информационных ресурсов.
Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление самостоятельной работы.
Формы представления результатов самостоятельной информационно-поисковой деятельности школьников. Доклад. Реферат. Аннотация. Обзор. Презентация. Веб-страница.
Метапредметные УУД: инструментальные: использование каталогов, использование презентации PowerPoint; умение выбирать и оценивать релевантность информации, умение синтезировать информацию из различных источников.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Формы контроля и диагностики: фронтальный опрос, тестирование, творческая работа, индивидуальный и коллективный творческий проект, самооценка.
Виды творческих работ:
- реферат,
- аннотация,
- аннотированный обзор литературы,
- рецензия,
- презентация,
- веб-сайт,
- проект: книга, «справочное пособие», журнал, газета.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.