Библиотечное занятие по воспитанию экологической культуры обучающихся.

Максимова Инна Вячеславовна

 

Экологическое воспитание – одно из важнейших средств  связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Кроме того, экологическое воспитание является важным средством осуществления межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В поисках Секрета.64.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа»

 «В поисках СЕКРЕТА»

(библиотечное занятие по воспитанию

экологической культуры обучающихся).

Красный вопросительный знак мышления — стоковое фото #29933819

                                                                 

                                                                   Разработала:

                                                                                   педагог-библиотекарь

                                                                        Максимова И.В.

Марисола

2017г.

Пояснительная записка.

Экологическое воспитание – одно из важнейших средств  связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Кроме того, экологическое воспитание является важным средством осуществления межпредметных связей.

Библиотекам в эколого-просветительской сфере принадлежит значительное место. В их руках всеобщий, незаменимый учитель и помощник – книга. Экологическое просвещение с помощью книги имеет давнюю историю. Началось оно с появления первых рукописных книг, где многие страницы отводились рассказам о животных, растениях, воде, небе и человеке, который жил среди природы, был и остаётся частью её.  Воспитание любви к природе актуально в любом возрасте, особенно в начальных классах. Именно в младшем возрасте закладываются основы формирования человеческой личности. 

Целью данного занятия является  формирование ответственного и бережного отношения к природе, познавательного интереса к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи:

развивающий аспект

  • вызвать у детей стремление беречь свой общий дом,  как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
  • развивать умение анализировать, делать выводы, развивать доказательную речь;
  • развивать творческие способности.

воспитывающий аспект

  • воспитывать интерес к природе родного края
  • предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними.

учебный аспект

  • закрепить знания о природе и о правилах поведения.

Методы (наглядный, практический, словесный),  применяемые на занятии,  формируют у учащихся интерес к чтению художественной  и справочной литературы на экологическую тему, снимают напряжение.

Форма занятия: экологическое путешествие по станциям.

Технологии,  применяемые во время занятия: ИКТ технология, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления.

Виды  деятельности: поисковая,  творческая. На занятии используются отрывки из разных произведений, при их отсутствии можно использовать тексты приложений, которые даны в конце разработки.

Занятие рассчитано на 40-45 минут.

Контингент: 3-4 классы.

Оборудование: мультимедийный проектор,  экран, процессор, бумажный мусор, раскиданный по классу, цветы, деревья, бабочки, птицы, изготовленные из бумаги, карточки, альбомный лист, карандаши, два глобуса (новый, старый).  Для более полного раскрытия темы оформлена выставка «Мир вокруг нас».

Ход занятия

Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер ветками играет,

Тучка в небе проплывает.

Ну, а мы с тобой за партой

Начинаем изучать

Поле, речку и траву,

Горы, воздух и листву.

I этап  Актуализация.

Звучит музыка П.И.Чайковский  «Времена года» На фоне музыки

Наша планета – Земля.

Очень щедра и богата.
       Горы, леса и поля
       Дом наш родимый, ребята.

  Солнышко рано встает,
   Лучиком день зажигает.
     

Весело птица поет, 
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись, 
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.

   Ребята, что у меня в руках?

Ответы детей (глобус, наша Земля). Из чего состоит Земля?  Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Но …. (звучит тревожная музыка, демонстрируется старый глобус).. 2222 год…. мир сошел с ума! планета не может смириться с таким обращением к природе! Разруха, грязь, зараженный воздух….. ничто не может спасти Землю… КРОМЕ…. есть один СЕКРЕТ! И этот секрет вы должны разгадать.

II этап  Основной.

Для этого мы с вами должны отправиться в путешествие, где нас будут ждать испытания. (слайд № 1) Если мы пройдем все испытания, мы узнаем этот Секрет. За каждое пройденное испытание вы будете получать буквы, сложив которые, сможете узнать Секрет. Помощниками при прохождении испытаний будут ваши друзья – книги, которыми можно будет пользоваться. Чтобы отправиться в путешествие, я вам  задам несколько вопросов, на которые требуется быстро ответить, за правильные ответы  вы получите фрагменты изображения, которые вы соберёте и увидите, на какую станцию вы попадете.

        1.Растёт ли дерево зимой? (Нет)

        2.Цветок для гадания (Ромашка)

        3.Это растение имеет много названий. Кто-то называет его молочником, кто-то – пуховиком. Собиратели целебных трав, называют его зубной травой. (Одуванчик) (Получается картинка с изображением поляны)

Станция «Поляна» (слайд №2)

(Звучит музыка «Ромашка») Чтение отрывков сказки  «Ромашка» Г.-Х. Андерсена.  

 Чем же закончилась сказка?

Что нужно делать,  чтобы  не исчезали растения  и птицы? (Дети делают вывод, что нельзя рвать цветы и ловить птиц). (За ответ получают бумажные  цветы, бабочек, насекомых, букву Б)

Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных?

А кого еще можно встретить на поляне? (насекомых)

 Предлагаются названия растений и насекомых: медуница мягкая, лилия кудреватая, жук-олень, махаон (слайд №3).  Необходимо определить,  занесены ли они в красную книгу. (Умение пользоваться справочным аппаратом, за правильные ответы получают букву Р)

На поляне растет очень много растений, некоторые из них очень полезны людям, как называются такие растения? (лекарственные) Назовите  5 лекарственных растений. За помощью можно обратиться к нашим помощникам. (За правильные ответы получают букву Г)

Вам надо двигаться дальше, но куда…подскажу. Ребята, посмотрите вокруг, здесь, наверное, отдыхали неаккуратные туристы. Что вы можете предложить? Будьте внимательны, среди мусора должна быть подсказка, куда двигаться дальше. (Дети собирают раскиданный мусор, среди этого мусора должна быть картинка с изображением леса)

Станция «Лес» (слайд №4)

В доме тысяча колонн, 
Над колоннами – шатры, 
Под колоннами ковры. 
Там живут и на коврах, 
На колоннах и шатрах.

Что такое лес, и для чего он нужен? Давайте мы с вами обратимся к нашим друзьям (к выставке,  к книге «Мир леса») В одной из страниц написано,  (С.8) что лес – это легкие планеты, как вы это понимаете?

А еще лес является нашим кормильцем и кормильцем птиц, зверей. Что же произойдет, если вырубить все леса? Давайте зачитаем отрывки из «Лесной сказки» Д.Н. Мамина – Сибиряка. (Приложение №1). (Чтение отрывков, обсуждение, за ответы получают букву Е)

Враги лесов — простые люди,

Но вечно нам нельзя вредить.

Давай бороться с этим будем,

С природой будем в мире жить.

 Как нужно себя вести в лесу, можно ли разводить костёр, рвать цветы, трогать гнезда птиц? Почему?                                                                                                             Какие меры безопасности надо соблюдать?   (Не забываем про наших помощников.) (С.120 Мир леса)

Вы заработали очередную подсказку. (За правильные ответы выдаются деревья, буква Е).  Следующую станцию вы узнаете, если отгадаете загадку.                                

Воробьи, стрижи, пингвины, 

Снегири, грачи, павлины, 

Попугаи и синицы: 

Одним словом это -  ...? 

Станция «Птицы». (Слайд № 5) Перечислите, каких птиц вы знаете? (Можно усложнить задание и предложить букву, на которую начинается название птицы).  Если вы внимательно читали рассказы о птицах К.Д.Ушинского,  то вы наверняка можете правильно определить,  кто какие гнезда строит. Детям предлагаются карточки, необходимо сопоставить птиц и гнезда.

 (За правильный ответ получают букву И, птицу из бумаги)

Давайте вспомним, какую пользу нам приносят птицы. (Ответы детей)

Зоя Воскресенская в своей книге «Петя – Персмешник» говорит, что у птиц есть свои профессии, давайте вспомним какие? (Обзор книги) (За ответы получают букву Е)

Третье задание.  Назовите произведения про птиц. (За ответы получают букву Т)

 Ну и напоследок, давайте немножко разомнемся (Физкультминутка)

Побывали мы с вами в лесу, вспомнили птиц, отправляемся дальше. А дальше…  (Звучит шум воды, моря, реки) 

И так куда мы с вами пришли (ответы детей). Совершенно верно – река (слайд № 6) Но что такое? (зачитывается стихотворение С.Михалкова)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Обсуждение стихотворения.

(слайд №7) А вы знаете, что 22 марта отмечается Всемирный день воды. А что такое вода? Вода – одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе – вода, огурец – сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды. Вода всегда рядом с нами. Мы привыкли к ней, и потому не считаем чудом. А много ли воды на Земле? Немало! Около 70 % земной поверхности покрыто водой. Из космоса планета выглядит водяным шаром. Но 97 % всех земных вод - соленые, и только 3% остаётся на долю пресной воды. Если весь запас воды на Земле принять  за 1 литр, то запасы пресной воды составят всего 30 мл, а запасы доступной пресной воды - всего 6 мл. (Можно продемонстрировать). Вода – это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.

Для чего людям река, какая польза?

(Ответы детей, за ответы получают букву П).

Послушайте отрывки из рассказа  Н.А.Рыжовой «Жила была речка» (Приложение № 2).

Обсуждение сказки.

Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки? (буква Р)

А что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами? (буква И)

Как люди вашего села относятся к рекам — так же, как и люди из сказки или по-другому? (Ответы детей)

Давайте мы сейчас с вами нарисуем информационные знаки, что можно делать у реки и что – нет. Молодцы! Вот вам последние подсказки. Собрав все буквы в определенном порядке, вы узнаете Секрет. (Дети составляют словосочетание «Берегите природу»).

III. Заключительная   Для того, что бы мы жили счастливо, мы должны…… (дети продолжают  БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ). Для того  чтобы хоть как-то привлечь внимание к проблемам окружающей среды  у нас существуют праздники, дни, призывающие людей бережнее относится к природе. Демонстрируется видеоролик.

    (Рефлексия)    Дерево, трава, цветок и птица

                              Не всегда умеют защититься.

                              Если будут уничтожены они

                              На планете мы останемся одни!

 Да, если каждый человек будет беречь природу, то и лес, и речка, и всё, что окружает нас, будет радовать каждого человека. Предлагаю обитателей природы (заработанные цветы, деревья, бабочек, птиц)  переселить на наш глобус, при этом высказывать, мнение как можно защитить природу.  (Дети прикрепляют цветы, деревья, бабочек, птиц на старый глобус) .    Всем спасибо!

Список использованных источников:

  1. Воскресенская, З. Петя – Пересмешник [текст]: для детей мл. шк. возраста / З.Воскресенская. – М.: Детская литература, 1984. – 39 с.: ил.
  2. Красная книга Республики Марий Эл: Редкие и нуждающиеся в охране растения марийской флоры/ Н. В. Абрамов [и др.]; под ред.: В. Н. Тихомирова. -  Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1997. -  128 с.: ил.
  3. Мамин-Сибиряк, Д. Лесные сказки [электронный ресурс] / Д.Мамин-Сибиряк// Таечкины сказки. (http://vogelz.ru/rasskazy/mamin-sibiryak-d-n/lesnaya-skazka/page-5/)
  4. Подымов,  А.И. Лекарственные растения марийской АССР [текст]/ А.И. Подымов, Ю.Д.Суслов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1974. – 178с.
  5. Полная хрестоматия для начальной школы. 4 класс. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:Эксмо, 2011.- с.310-311.
  6. Эйнар, Г. Мир леса [текст]: дет. Энциклопедия / Генри Эйнар; под.ред.: В.Бологова; пер.с фр. А.Васильева – Москва: Махаон, 2011. - 128с.

Приложения.

№1.     Д.Н. Мамин – Сибиряк «Лесные сказки».

        У реки, в дремучем лесу, в один прекрасный зимний день остановилась толпа мужиков, приехавших на санях. Подрядчик обошел весь участок и сказал: — Вот здесь рубите, братцы… Ельник отличный. Лет по сто каждому дереву будет… Он взял топор и постучал обухом по стволу ближайшей ели. Великолепное дерево точно застонало, а с мохнатых зеленых ветвей покатились комья пушистого снега. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. Наступила весна. Глубокий снег точно присел, потемнел и начал таять. В густом лесу, обступавшем порубь со всех сторон, снег еще оставался, а на поруби уже выступали проталины, снеговая вода сбегала ручьями к одному месту, где под толстым льдом спала зимним сном Речка — Что вы меня будите раньше времени? — ворчала она. — Вот снег в лесу стает, и я проснусь. Но ее все-таки разбудили раньше. Проснувшись, река не узнала своих берегов; везде было голо и торчали одни пни. — Что такое случилось? — удивлялась Речка, обращаясь к одиноко стоявшей старой Ели. — Куда девался лес? Что же я теперь буду делать? — спрашивала Речка. — Раньше лес задерживал влагу, а теперь все высохнет

№ 2. Рыжова  Н.А. «Жила была речка» (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди стройных елей и берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, и делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый  мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Список книг для выставки «Мир вокруг нас».

  1. «Зеленые страницы».
  1. Мариковский П. «Друзья – насекомые».
  2. Паустовский К., Скребицкий Г., Ушинский К., Бианки В. «Рассказы о природе».
  3. Пекпаев А. «Изучаем природу».
  4. Подымов А., Суслов Ю. «Лекарственные растения».

              Скребицкий Г. «На пороге весны».

  1. «Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок чудес!»

1.         Детская энциклопедия «Мир леса».

2.         Костылев В. «Живи, Рыжуха!».

3.         Рассказы русских писателей «Как ходят деревья».

4.         Русов Ю. «Лесные встречи».

5.         Тресцов Б. «Марийский лес».

 III.    «Крылатые соседи».

  1. Воскресенская З. «Петя – Пересмешник».
  2. Граубин Г. «Весенние хлопоты».
  3. Зверев М. «Спасённые кеклики».
  4. Михеев А. «Как птицы строят гнезда».
  5. Скребицкий Г. «Крылатые соседи».
  6. Сладков Н. «Трясогузкины письма».
  1. «Все есть вода».
  1. Гладкий Ю. «Дайте планете шанс».
  2. Максимов В. «Кто чистит воду»?
  3. Энциклопедия для детей «География».