Разработка урока по обществознанию (включая экономику и право) на тему: "Мораль.Религия."

Наталья Ивановна Филатова

Мораль – лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

 

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moral.religiya.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мораль. Религия».

Цели урока:

Образовательная цель

изучить основы морали и религии как видов элемента культуры

Воспитательная цель

привитие уважения к моральным принципам и нормам, категориям, развитие толерантности к различным видам религий.

Развивающая цель

продолжение работы по развитию способностей сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем изучать элементы культуры. На прошлом занятии мы ознакомились с темой: «Наука. Образование.». Домашним заданием было ответить на вопросы для самопроверки (стр.99 учебник Обществознание Боголюбов Л.Н. 10 класс) и выполнить задания.

Давайте с вами проверим ваши успехи.

(Студенты отвечают на вопросы для самопроверки, в командах выполняют задания).

Преподаватель: Хорошо, давайте выполним еще одно задание на закрепление пройденной темы. Посмотрите раздаточный материал. Какое ключевое слово объединяет все другие слова?

Преподаватель: давайте вспомним этапы развития науки.

(студенты отвечают)

Этапы развития науки

1. Предыстория науки – до XVI в.

2. Классическая наука – XVII–XIX вв.

3. Неклассическая наука – с конца XIX в. до середины XX в.

4. Постнеклассическая наука – со второй половины XX вв.

Преподаватель: Какие же элементы культуры Вам знакомы?

Студенты отвечают.

Преподаватель: Какая же тема урока?

Студенты отвечают: Мораль. Религия.

Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль. Религия.” (Записывают тему урока в тетради)

Преподаватель: Цель нашего урока? И какие задачи должны мы выполнить?

Студенты отвечают (рассмотреть понятие мораль, ее основные элементы, нормы и принципы морали)

Преподаватель: Давайте определим план работы. Записываем в тетрадь.

  1. Понятие мораль.
  2. Структура морали.
  3. Понятие религии.
  4. Формы религии.

Итак, хочется начать с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, а дети слушают)

Притча “Яма”

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

3. Новая тема.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

Мораль – лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания. Возникла вместе с человеческим сообществом: мораль возникает в процессе взаимоотношения людей, отношения людей сразу обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Мораль – (от лат.moralis – нравственный) феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого – утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении людей к счастливой и достойной жизни.

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым с нормам общения и взаимодействия.

Этика- наука, изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, Этика – философская дисциплина, теория морали. Её главной теорий являются рассуждения о природе морали.

Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

Категории морали:

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям);совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что еще контролирует поведение человека? (право, закон)

- И так право тоже контролирует поведение человека.

- Что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

- Итак, каковы же признаки морали? Давайте их запишем в тетрадь.

(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы.)

-ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)

- Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой

-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)

- А каковы черты морального человека?

Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального человека.

- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку. Запишите характеристику этого человека.(Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)

- Трудно соответствовать моральному человеку?

- А нужно это человеку?

- Зачем?

Преподаватель: Какое поведение можно считать нравственным?

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

3. Творческое задание:

Ф.М.Достоевский писал: « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

Вопросы:

Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского о « выделке человека»? Что в человеке подвергается «выделке»?

Почему не могут осуществиться никакие правила, не говоря уже об идеале счастливой жизни, без «неустанной дисциплины и непрерывной работы» самого над собой?

Попробуйте объяснить смысл выражения «недоделанный человек».

Вопросы для рефлексии.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

5. Итог урока.

6. Домашнее задание. записи в тетради, найти поговорки, пословицы, высказывания по темам «Мораль», «Наука», «Образование»

Учитель: А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова "религия".

hello_html_m40796eae.png

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово "религия" в двух значениях (рубрика "мнение"). Одни исследователи переводят это слово с латинского как "связывать", то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это "набожность, святыня, предмет культа".

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова "религия", опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия - это вера и эта связь между мною и Богом)

2. Главные подходы к изучению религии

Число научных определений понятия "религия" так же велико, как и понятий "культура".

"Религия - это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это, и сели есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние" Цицерон

"Религия - это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия - это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия)". Кант

"Религия - это опиум народа. Религия - это самосознание человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя". Маркс

Таким образом, само определение понятия "религия" - это уже предмет для дискуссии.

Формы религии:

1. Ранние формы:

  • фетишизм - основан на вере в сверхъестественную силу природных предметов;
  • магия - основана на вере в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями;
  • тотемизм - основан на вере в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением;
  • анимизм - основан на вере в существование души, духов.

Вопросы для учащихся:

Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?

(да, вот например чёрная кошка, если она перейдет дорогу, то жди неудач; встал с правой ноги утром, будет все хорошо и т.д.)

Что вам известно о религиях в современном мире?

(в современном мире мы знает несколько религий. Вот у нас в России есть люди, которые придерживают христианство. А вот рядом с нами расположена Калмыкия, там распространен буддизм)

На нашей территории живут народы, поддерживающие многие религии, поэтому существуют и другие формы религий.

2. Национально-государственные формы:

  • иудаизм (религия евреев),
  • индуизм,
  • джайнизм,
  • парсизм,
  • сикхизм (религии индийцев),
  • синтоизм (религия японцев),
  • конфуцианство,
  • даосизм (религии китайцев).

3. Мировые религии

  • буддизм (время возникновения - VI-V вв. до н. э.),
  • христианство (I в. н. э.),
  • ислам (VII в. н. э.).

Можно привести примеры цитат из разных священных книг:

БРАХМАНИЗМ: "Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам" (Махабхарата).

БУДДИЗМ: "Не причиняйте другим того, что самим кажется больно" (Удана-Варга: 5, 18).

ДАОСИЗМ: "Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа - для вас потерей" (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн).

ЗОРОАСТРИЗМ: "Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя" (Дадистан-и-диник, 94:5),

ИСЛАМ: "Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе" (Сунна).

ИУДАИЗМ: "Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему" (Талмуд, Шаббат, 31 а).

КОНФУЦИАНСТВО: "Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам" (Аналекты, XV, 23).

ХРИСТИАНСТВО: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Все эти высказывания доказывают то, что религии учат добру верности, любви к окружающим, терпимости. Но история нам дает немало примеров когда на религиозной почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность, смирение служили причиной гибели множества людей.

Религия в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей? Таким образом, не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции. Вы с этим согласны?

(Нет, религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

С помощью каких средств возможно примирение сторон? Избежать негативных последствий религиозных различий?

(Веротерпимость. Толерантность, личная ответственность)

Таким образом, можно сделать вывод нашей проблеме: Религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

Признаки религии:
1. Вера в сверхъестественное.
2. Наличие системы религиозных обрядов, ритуалов, действий-культов.
3. Эмоциональное переживание верующими событий мифов и культовых действий.
4. Наличие особой организации – церкви с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии.

5. Домашнее задание.

§10. Вопросы стр. 112, анализ документа на стр. 111-112.

Написать эссе на тему: «Моя религия.