Программа

Балдандоржиева Туяна Николаевна

Эстетическое воспитание ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Выполнила: Балдандоржиева Туяна Николаевна

Воспитетель первой категории

г.Улан-Удэ

2016 г.

Программа: «Эстетическое развитие ребенка»

Введение

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы.

Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив, с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса.

Сущность и значимость художественно-эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (т.е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении добра и красоты.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок-концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Целью данной программы является физическое и эстетическое воспитание учащихся.

Программа реализует следующие цели:

Образовательные: приобщение детей ко всем формам эстетического воспитания Развивающие: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств:

гармоническое телосложение, здоровье и выносливость, формирование эстетического вкуса.

Воспитательные: развитие творческого потенциала, профессиональная ориентация и самоопределение ребенка.

Задачи: воспитывать умение работать в коллективе;

Развивать психические познавательные процессы - память, внимание, мышление, воображение; способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребенка; прививать умение содержательно проводить свой досуг;

  1. Культпоходы в кино, театры, на выставки.

Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

  1. Конкурсы детских творческих работ
  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны и пониманию культуры других народов, формирование духовно-нравственных качеств.
  • Содействие творческому росту и всесторонняя поддержка детей, одаренных в области изобразительного искусства.

Пропаганда детского творчества, проведение выставок по итогам конкурса с целью привлечения внимания общественности к проблемам художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.

  1. Праздники народного календаря.

«Какого цвета осень?». Тематический план семейного альбома

Об авторах альбома.

Составить коллективный портрет, сделать запись об интересах, увлечениях, отношении к природе, о роли в оформлении альбома. Прогулки на природу. Наблюдать за жизнью дерева-друга, дать ему имя, определить возраст, характер, сочинить историю его жизни, наблюдать за изменением его цвета в течение осени, рисовать красками. Прочесть о мировом древе в мифологии народов мира о Древе жизни в славянской мифологии по энциклопедии «Мифы народов мира». Какого цвета осень? Собрать листья зеленого цвета разных тонов, расположить их от теплых — к холодным, смешать краски, оставлять нужный цвет, писать цветом рядом с живыми листьями.Собрать листья, расположить от зеленого — к желтому, от желтого — к красному, составить цвет, смешивая краски, написать кистью рядом. Выполнить наброски цветом, желательно на пленере с одной точки обзора по темам «Золотая осень», «Поздняя осень» (солнечная, дождливая, туманная) и др. Учимся у народных мастеров.

Познакомиться с произведениями изобразительного, музыкального и поэтического фольклора осенних календарных обрядов. Собирать и рассматривать коллекцию народных росписей Хохломы, Жостова, Полховского Майдана, Городца, промыслов бассейна Северной Двины. Изучать-копировать элементы росписи, сочетания цветов, выполнять упражнения — быстрые наброски цветом типа «палитра мастеров Полховского Майдана». Рисунки на конкурс. Выполнить рисунки на конкурсную тему: натюрморт «Щедрая осень», серия пейзажей «Три цвета осени», «Дождь», «Ветер осенний», «Осень в Москве» и др. Подобрать к рисунку стихи, музыкальное сопровождение. Выполнить свободную композицию по свободно выбранной теме.

Людям необходимы праздники как вехи в пути, они связаны с вечным временем, временем природы. И мы говорим: «Времена года». Так хочется проживать их естественно и красиво вместе с детьми, празднуя осень, зиму, весну, лето.

По мере нашей подготовленности расширяется круг знаний, и каждый прожитый с детьми год обогащает последующий и коллекцией рисунков, и сценарным планом праздника, который теперь следует лишь доработать, а главное, ощущением, как важны эти календарные соприкосновения с природой, осмысленные народом, нашим маленьким горожанам — москвичам. Как и в нас, взрослых, вселяют они уверенность своими

размеренно-постоянными ритмами, заданной гармонией мира...

И опять всплывает в памяти образ древа с корнями и кроной, устремленными вглубь и ввысь беспредельно.

И каждому из нас, надеюсь, предстоит ощутить себя тоже частью всего целого, имя которому— мир.

Четыре цикла тематических занятий программы «Времена года»:

  • «Три встречи осени» (Большая Пречистая, Малая Пречистая, Покров).
  • «Три праздника зимы» (Никола Зимний, Новый год, Рождество и Масленица);

—«Три встречи весны» (Сретение, Сороки, Благовещение и Пасха);

  • «Три праздника лета» (Троица, Ивана Купалы, Спасы).
  1. Оформление информационно- художественных стендов.
  1. Диспуты, беседы

«Что такое красота?»

Цели:

  • выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;
  • способствовать формированию нового понятия «чувство красоты»;
  • дать доступные сведения о людях, создающих красоту.

Ход беседы

Воспитатель сообщает, что они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

  • Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота - это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее воспитатель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека - это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Воспитатель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не

понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота

жизни для них наглухо закрыта...

- Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Воспитатель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы воспитатель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

  1. Уроки.

Будем знакомы, будем друзьями (день рождения коллектива)

Цель:Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Информация к размышлению:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

О. Митяев

Подготовительный этап. Воспитателю необходимо детально продумать, какой будет первая встреча с ребятами, ведь от этого зависит во многом дальнейшая жизнь классного коллектива. И данное мероприятие может этому помочь. Оформление класса должно быть праздничным. Можно предложить подготовить фотовыставку «Знакомьтесь, это я», «Я и моя семья», «Я в кругу друзей» и т.д.

Воспитатель предварительно оформит на листе ватмана «Цветик-семицветик», на который ребята будут прикреплять листочки с пожеланиями «С днем рождения, мой класс!»

Ребятам предлагается подготовить дома свои «визитки» с именами, которые они могут оригинально оформить (например, в виде солнышка, любимого цветка и т.д.).

Музыкальным фоном мероприятия могут быть веселые детские песни.

Можно пригласить на мероприятие родителей, работающих учителей, старшеклассников.

Ход мероприятия

Во вступительном слове воспитатель приветствует ребят, приглашенных гостей. Он расскажет о том, какой будет их классная жизнь. Если есть необходимость, познакомит ребят со школой. Приглашенные работающие учителя или старшеклассники расскажут о новых предметах, изучаемых в 5-м классе. Это моАт быть калейдоскоп уроков с яркими, запоминающимися фрагментами.

Чтобы ребята могли проявить себя уже на первой встрече, проведите небольшую подготовительную викторину, предусмотрев призы для победителей.

По усмотрению учителя возможно проведение психологических игр-упражнений, направленных на развитие общения, установление доверительных отношений в классе, таких, например, как:

Игра-упражнение «Давайте познакомимся» (упражнение проводится в кругу)

Каждый участник, начиная с ведущего (учителя) называет свое имя и прибавляет к нему прилагательное, которое отражает положительные черты его характера;

Прилагательное должно начинаться с: мерной буквы имени, например, Ольга —

ответственная, Владимир - волевой и т.д.

Игра упражнение «Цветик семицветик»

Класс делится на микрогруппы по 3—4 человеА. Ребятам предлагается за 5 минут сочинить поздравления и пожелания классу (бумага и фломастеры подготовлены заранее). После выполнения заманил каждая группа зачитывает свои пожелания и прикрепляет их на «Цветик-семицветик». Свои пожелания прикрепляет и учитель.

Мини-итоги

В своем заключительном слове учитель поздравит ребят с днем рождения коллектива, обратит внимание на то, что пожелания непременно сбудутся, так как добиваться всего будут все вместе. С этого момента ребята могут начать заполнение книги класса «Этапы нашего пути».

Литература.

  1. Амолашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения

школьников. - М.: 1984.

  1. Азаров Ю.П. Игра и знание. - М.: Знание, 1973.
  2. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978.
  3. Былевская В.Н. Развитие творческих способностей // Начальная школа, 1990, №5.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М.: Просвещение, 1983.
  5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы философии, 1996, №6.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребёнка.
  7. Воспитание школьников. - М., 1994, №6.
  8. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М: Педагогика, 1971.
  9. Дёмина И.В. Игра в воспитание воли // Начальная школа, 1988, №3.
  10. Каиров А.И. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1978.
  11. Каштан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. -М.: Просвещение, 1989.
  12. Коморин С. 100 творческих конкурсов. - Кострома, 1998.
  13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М., 1977.
  14. Никитин Б.П. Развивающие игры. 2-е издание. - М.: Педагогика, 1985.
  15. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. -М.: Просвещение, 1987.Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1978.
  16. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. -М., 2000.
  17. Сергеев В.П. Классный руководитель в современной школе. -М, 2000.
  18. Селевко Г.К. Организация внеурочной деятельности школьников по

самоусовершенствованию. - М., 2000.

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
  2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Киев, 1992.
  3. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1989.
  4. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1991.
  5. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. -М, 2000.
  6. Щуркова Н.Е. Классный руководитель. - М, 1999.
  7. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьника, 1994, №6