Конспект занятия внеурочной деятельности «Начало проекта» Описание метода работы «Мозговой штурм»

Василенко Ульяна Владимировна

Конспект   занятия внеурочной деятельности «Начало проекта»

Описание метода работы «Мозговой штурм»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   занятия внеурочной деятельности «Начало проекта»

Описание метода работы «Мозговой штурм»

Класс: 8

Цель:

  • научиться планировать и организовывать работу в группе для реализации  общего проекта

Задачи:

  • Определить какой проект задумали, и что будет его результатом
  • Определить необходимые задачи и этапы работы
  • Распределить роли участников и ответственность каждого
  • Написать список необходимых ресурсов и план их добычи
  • Установить сроки этапов проекта


Универсальные учебные действия.

Личностные:

  • формирование устойчивого учебно-познавательного интереса
  • формирование эстетических знаний, потребностей, ценностей и чувств
  • формирование бережного, уважительного отношения к окружающим людям и обществу в целом.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять и ставить учебную задачу;
  • самостоятельно определять необходимые действия в алгоритме работы с различными ресурсами
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей собственной работы и работы в группе

Познавательные:

  • умения использовать инструменты выработки идей

Коммуникативные:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции своих одноклассников
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Реализуемая технология: технология деятельностного подхода

Методы обучения: проблемный, эвристическая беседа, совместный поиск, мозговой штурм

Основные формы организации обучения:

  • самостоятельная исследовательская и организационная деятельность.

Ожидаемый результат:

  • Постановка цели проекта
  • Распределение ролей в группе
  • Составление плана реализации проекта

Этапы работы:

  1. Определение цели и названия проекта
  2. Определение этапов работы над проектом
  3. Постановка задач.
  4. Распределение ролей в группе и ответственных.
  5. Написание списка необходимых ресурсов
  6. Установка сроков реализации проекта и отдельных его этапов.

На этапе определения цели проекта у нашей группы возникает вопрос с названием проекта и с придумыванием идей для первых выпусков видеороликов. Для этого они знакомятся с таким методом поиска и формулирования идей как «мозговой штурм».

Описание метода «Мозговой штурм»

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Этапы работы:

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

1 этап.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения.

2 этап.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат. Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого участники группы, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились.

3 этап.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются  руководителю. Руководитель  вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации,  этический вопрос и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма:

  • Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  • Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.