Библиотечный урок "Лермонтов в музыке"
В этом году М.Ю.Лермонтову исполнилось 205 лет со дня рождения. Познакомить детей с биографией и творчеством великого русского поэта. Показать неразрывную связь двух видов искусства : музыки и поэзии.Воспитание любви к истокам русской культуры. Роль произведений Лермонтова в творчестве композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.docx | 31.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА
« ЛЕРМОНТОВ В МУЗЫКЕ»
Разработала: Педагог - библиотекарь Козьмина Т.Л.
Форма организации: литературно – музыкальная композиция
Виды детской деятельности: познавательная
Цель: познакомить детей с художественным влиянием творчества М.Ю.Лермонтова на
русскую музыку
Задачи:
Образовательная: - показать связь двух видов искусства : литературы и музыки;
- роль произведений М.Ю.Лермонтова в творчестве русских
композиторов
- вклад М.Ю.Лермонтова в мировую культуру
Воспитывающая: - воспитание любви к истокам русской культуры
- воспитание духовной личности обучающихся
Развивающая : развивать мышление, интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, русской
классической музыке.
Методы и приёмы: повествование, слушание литературных и музыкальных
произведений, наглядность (презентация)
Слайд №1
Ребята, в этом году исполняется 205 лет со дня его рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Слайд №2
М.Ю.Лермонтов родился 15 октября 1814г. в Москве. Воспитывался он с бабушкой, так как его мама умерла, когда ему не было ещё и трёх лет. Миша рос болезненным ребёнком и бабушка часто возила его на кавказские целебные источники. Впечатления от этих поездок оставили неизгладимый след в его памяти.
Всё своё детство он провёл в усадьбе бабушки в Тарханах. Бабушка много внимания уделяла воспитанию внука .
Слайд №3
С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте. Очень любил петь, сочинял музыку, изучал иностранные языки. С ранних лет пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням, сказкам, преданиям, услышанных от местных крестьян.
С самого начала короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Он был очень впечатлительным. Об этом свидетельствуют его творения и дневниковые записи. Так в одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, услышанную от своей мамы, которая хорошо пела и любила музицировать. Он писал : «То была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие».
Слайд №4
После домашнего образования 14 летний Лермонтов продолжает обучение в университетском Благородном пансионе Москвы, где много внимания уделялось эстетическому воспитанию. Музыка, литература, живопись. Поражает многообразие интересов юноши. Здесь в пансионе Лермонтов продолжает занятия музыкой, учится не только на фортепиано, но особенно успешно на скрипке. Занимается также философией, участвует в рукописных литературных журналах. Там были написаны его первые стихотворения. Его поэтическая деятельность начинается в 1828г. Он пишет стихи» «Осень» , поэму «Кавказский пленник». Лермонтов гениально выступает в поэзии, прозе, драматургии. Стихи его очень музыкальны. При всём многообразии интересов поэта главной его страстью была музыка.
Будучи студентом, Лермонтов знакомится с гитаристом Высотским, знаменитым виртуозом. Юноша собирался даже учиться на гитаре. Он с удовольствием слушал игру на гитаре русских народных песен. Этой его игрой навеяно одно из первых лермонтовских стихотворений «Звуки», показывающее. Как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
Слайд №5
Разнообразием и глубиной звуковых впечатлений отмечены и многие другие стихотворения Лермонтова разных лет, в них почти всегда имеется в виду пение без слов. Это прежде всего «Ангел», где напеву песни, «звуку» отдается первое место, мелодия приобретает самостоятельный смысл:
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
Слайд№6
Очень интересна история создания стихотворения «Нищий». Летом 1830года Лермонтов с бабушкой побывал в Троице – Сергиевой Лавре. К ним подошёл нищий старик, которого они щедро наградили. Видя их доброту, старик пожаловался на «шалунов – молодых господ», обидевших его и насыпавших ему камешков. Потрясённый юноша, вернувшись домой, написал:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Кусок лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку….
Стихотворение «Нищий» стало романсом. Музыку к нему написали многие композиторы.
А однажды, бродя по берегу финского залива, он сочиняет стихотворение “Парус”. В этом стихотворении поднимается тема одиночества. Два центральных образа “парус и героя” объединяет ключевое слово “одинокий”. Парус в представлении человека – символ неугасающей надежды, осуществления мечты. Романс Александра Варламова на этот стих написан как песня в куплетной форме. Упругий ритм аккомпанемента передает стремительность, взволнованность. Устремленная вверх мелодия передает мятущийся характер.
Исполняется романс Варламова “Парус”.
Слайд № 7,8
Есть множество примеров, показывающих, что лермонтовские стихи и проза разных лет буквально насыщены музыкальными, особенно песенными темами и образами. Среди них и «балалайки звук народный» (в одном из ранних стихотворений); и обилие песен, богатство звуков природы в поэме «Мцыри»; и старинный песенный лад из оперы «Песни про царя Ивана Васильевича и молодого опричника , молодого купца Калашникова»...», которую певцы поют под гусли:
Слайд№9
После учебы в университете Лермонтов два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
В 1834 году он начал служить в Гусарском полку в Царском селе. Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта», посвященного смерти Сергеевича Александра Пушкина.
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой…
Композиторы советской эпохи создали не менее девяти музыкально-вокальных сочинений, выражающих лермонтовский гнев и лермонтовскую боль по поводу гибели великого поэта.
Слайд №10
За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. Первая поездка стала для поэта наслаждением природой, изучением традиций Кавказа. Он много путешествовал и изучал черкесский фольклор.
Слайд №11
Так появилось стихотворение “Горные вершины”. Романс “Горные вершины”— это музыка тишины, живительного покоя и умиротворения.
Исполняется романс “Горные вершины”.
Слайд №12,13
Им созданы в этот период такие произведения как «Маскарад», «Бородино», « Мцыри», «Демон», « Герой нашего времени» которые считаются шедеврами литературы.
«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Она относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии.
Сюжет поэмы был взят автором из кавказской жизни. Согласно рассказам современников поэта, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы.
Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребёнком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика в монастыре. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Но его находили и возвращали обратно. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…».
Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри». Эта поэма завладела воображением композитора Ипполитова-Иванова Михаила Михайловича и он сочинил симфоническую поэму «Мцыри», в которой проявилось искусное владение оркестровой палитрой.
Послушайте отрывок из этой симфонической поэмы - бой с барсом.
Слайд № 14,15
В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Слайд№16
Вторая поездка на Кавказ состоялась в отдаленную точку, где шли военные действия, в которых Лермонтов принимал участие. Командование, подавая отчеты, хвалили его за храбрость и бесстрашие.
Слайд№17
Здесь же, на Кавказе, в Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. Лермонтов не думал, что дело дойдёт до дуэли из – за глупой шутки. Он думал. что Мартынов откажется от дуэли. Но этого не произошло. Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх. Его соперник Мартынов – прямо в грудь поэту. Лермонтов был смертельно ранен. В ночь, когда он умирал, разразилась страшная буря.
За несколько дней до смерти, поэт написал стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Жанр этого стихотворения-монолог.
Выхожу один я на дорогу
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха …пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу»
Слайд№18
Жизнь поэта оборвалась в 26 лет. Но он оставил богатое наследие - свои стихи, свои литературные произведения, которые стали и музыкальными произведениями. Насчитывается 2,5 тысячи вокальных произведений на стихи Лермонтова. В течении 205 лет людей вдохновляет творчество М.Ю. Лермонтова.
Слайд №19
Крупнейшие советские музыканты не прошли мимо лермонтовского наследия. Заметный след в истории музыкального воплощения лермонтовской поэзии оставил Антон Рубинштейн, автор многих романсов, вокальных ансамблей и первых опер. Опера Рубинштейна «Демон» доныне остается одним из наиболее популярных лермонтовских произведений в этом жанре.
Слайд №20
Новую страницу в истории музыкального истолкования наследия Лермонтова открыл М. А. Балакирев. Виднейший деятель «Могучей кучки», он в своих художественных исканиях во многом опирался на поэзию поэта, возвращаясь к его стихам на протяжении всей творческой жизни. Балакирев не раз говорил о том, как близок ему Лермонтов, называл его поэтом «богатырской силы». Очевидно, эта внутренняя близость, стремление проникнуть в глубины лермонтовской лирики и помогли композитору создать вокальные пьесы, в которых он многого добился на пути к идеальному слиянию слова и музыки.
Слайд№21
Замечательны романсы на стихи М.Ю.Лермонтова , написанные композитором Александром Гурилёвым. Особенно популярна среди них гурилёвская мелодия «И скучно и грустно».
Звучит романс «И скучно и грустно»
Слайд №22
Следует назвать композиторов А. Варламова, Николая Римского-Корсакова,Михаила Глинка, Даргомыжского, Сергея Рахманинова,А.Хачатуряна.и многих, многих других, а их свыше тысячи , которые проявляли интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова.
Слайд № 23
Довольно много произведений, по их художественной значимости, дала для углубленного понимания лермонтовской поэзии инструментальная музыка.
Лермонтов считается также одним из самых романсных поэтов.
Более разнообразен лермонтовский репертуар в крупных жанровых формах.
Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше. Первое слово, разумеется, принадлежит А.С. Пушкину — и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку. Вслед за ним идёт Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов оказал серьезное влияние на отечественную музыку, которую очень любил и тонко чувствовал.
Слайд №24
Советские музыканты с новых позиций подошли к воплощению лермонтовских текстов в музыке. Задача их одновременно и прояснилась, и во многом усложнилась, так как облик поэта, благодаря современной литературной науки, предстал в новом свете. В наше время сложилось гораздо более точное, исторически более глубокое понимание поэзии Лермонтова.
Усилился интерес композиторов к произведениям, не находившим отражения в дореволюционной музыке. Многие стихи, которые прежде воспринимались музыкантами как чисто лирические, теперь осмысливаются как трагическая исповедь его души, стесненной условиями времени.
Сегодня, ребята, мы с вами имели возможность наблюдать процесс взаимообогащения поэзии и музыки, а также узнать как велика роль лирики Лермонтова в развитии отечественного музыкального искусства. Мы увидели, что стихи и музыка, слившись в романсе или песне образуют новое художественное единство, приобретают широкую популярность и живут в течении многих десятилетий.
Поэзия М.Ю.Лермонтова была и остаётся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов. Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1.СТИХИ о Музыке Москва всесоюзное изд-во «Советский композитор» 1982г
2. Лермонтов в музыке Справочник составители Л.И.Морозова и Б.М. Розенфельд
Москва Всесоюзное изд-во «Совсетский композитор» 1983г
3.Романсы zen.yandex.ru
4. Яндекс .Картинки
5. Гармония звука и слова penzacitylibbiog.ru