Библиотечный урок "Лермонтов в музыке"

Козьмина Татьяна Лаврентьевна

В этом году М.Ю.Лермонтову исполнилось 205 лет со дня рождения. Познакомить детей с биографией и творчеством великого русского  поэта. Показать неразрывную связь двух видов искусства : музыки и поэзии.Воспитание любви к истокам русской культуры. Роль произведений Лермонтова  в творчестве  композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.docx31.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

                                                    БИБЛИОТЕЧНОГО   УРОКА

« ЛЕРМОНТОВ  В МУЗЫКЕ»

Разработала:  Педагог - библиотекарь   Козьмина  Т.Л.

Форма организации: литературно – музыкальная композиция

Виды детской  деятельности:  познавательная

Цель:  познакомить детей с художественным  влиянием творчества М.Ю.Лермонтова на  

            русскую музыку

Задачи:

Образовательная:   - показать  связь двух видов искусства : литературы и музыки;

                       - роль произведений М.Ю.Лермонтова в творчестве  русских

                         композиторов

                       -  вклад М.Ю.Лермонтова в мировую культуру    

Воспитывающая:  - воспитание любви  к истокам русской культуры

                                 - воспитание  духовной  личности обучающихся

Развивающая :    развивать мышление, интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, русской

                             классической музыке.

Методы и приёмы: повествование, слушание литературных и  музыкальных

                                   произведений, наглядность (презентация)

Слайд №1

       Ребята, в этом году исполняется  205 лет со дня его рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Слайд №2

                  М.Ю.Лермонтов родился 15 октября 1814г. в Москве. Воспитывался он с бабушкой, так  как его мама умерла, когда ему не было  ещё и  трёх лет. Миша рос болезненным ребёнком и бабушка часто возила его на кавказские целебные источники. Впечатления от этих поездок  оставили неизгладимый след в  его памяти.

Всё своё детство он провёл в усадьбе бабушки в Тарханах.  Бабушка много внимания уделяла воспитанию внука .

Слайд №3

С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте. Очень любил петь, сочинял музыку, изучал иностранные языки. С ранних лет пробудилась любовь юного  Лермонтова  к народным песням, сказкам, преданиям, услышанных от местных крестьян.

С самого начала  короткой и тревожной жизни поэта  музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Он был очень впечатлительным. Об этом свидетельствуют его творения и дневниковые записи. Так в одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, услышанную  от своей мамы, которая хорошо пела и любила музицировать. Он писал : «То была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б  услыхал её, она бы произвела прежнее действие».

Слайд №4

        После домашнего образования 14 летний Лермонтов продолжает обучение  в университетском Благородном пансионе Москвы, где много внимания уделялось эстетическому воспитанию. Музыка, литература, живопись. Поражает многообразие интересов юноши. Здесь в пансионе Лермонтов продолжает занятия музыкой, учится не только на фортепиано, но особенно успешно на скрипке. Занимается также философией, участвует  в рукописных литературных журналах. Там были написаны его первые стихотворения. Его поэтическая деятельность начинается в 1828г. Он пишет стихи» «Осень» , поэму «Кавказский пленник». Лермонтов гениально выступает в поэзии, прозе, драматургии. Стихи его очень музыкальны. При всём многообразии интересов поэта главной его страстью была музыка.

 Будучи студентом, Лермонтов знакомится с гитаристом Высотским, знаменитым виртуозом. Юноша  собирался даже учиться на гитаре. Он с удовольствием слушал игру на гитаре русских народных песен. Этой его игрой навеяно одно из первых лермонтовских стихотворений «Звуки», показывающее. Как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

            Самого себя.

                        Всемогущий! что за звуки! жадно

                        Сердце ловит их,

                        Как в пустыне   путник безотрадной

                        Каплю вод живых!  

Слайд №5

Разнообразием и глубиной звуковых впечатлений отмечены и многие другие стихотворения Лермонтова разных лет, в них почти всегда имеется в виду пение без слов. Это прежде всего «Ангел», где напеву песни, «звуку» отдается первое место, мелодия приобретает самостоятельный смысл:

                 И звук его песни в душе молодой

                 Остался — без слов, но живой.

Слайд№6

    Очень интересна история создания стихотворения «Нищий». Летом 1830года Лермонтов с бабушкой побывал в  Троице – Сергиевой Лавре. К ним подошёл нищий старик, которого они щедро наградили. Видя их доброту, старик пожаловался на «шалунов – молодых господ», обидевших его и насыпавших ему камешков. Потрясённый юноша, вернувшись домой, написал:

У врат обители святой    

Стоял просящий подаянье  

Бедняк иссохший, чуть живой  

От глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил,  

И взор являл живую муку,  

И кто – то камень положил  

В его протянутую руку….

Стихотворение «Нищий» стало романсом.  Музыку к нему написали многие композиторы.

А однажды, бродя по берегу финского залива, он сочиняет стихотворение “Парус”. В этом стихотворении поднимается тема одиночества. Два центральных образа “парус и героя” объединяет ключевое слово “одинокий”. Парус в представлении человека – символ неугасающей надежды, осуществления мечты. Романс Александра Варламова на этот стих написан как песня в куплетной форме. Упругий ритм аккомпанемента передает стремительность, взволнованность. Устремленная вверх мелодия передает мятущийся характер.

Исполняется романс Варламова “Парус”.

Слайд № 7,8

Есть множество  примеров, показывающих, что лермонтовские стихи и проза разных лет буквально насыщены музыкальными, особенно песенными темами и образами. Среди них и «балалайки звук народный» (в одном из ранних стихотворений);   и обилие песен, богатство звуков природы в поэме «Мцыри»; и старинный песенный лад из оперы «Песни   про царя Ивана Васильевича и молодого опричника , молодого купца Калашникова»...», которую певцы поют под гусли:

Слайд№9

После учебы в университете Лермонтов два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

В 1834 году он  начал служить в Гусарском полку в Царском селе. Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта», посвященного смерти Сергеевича Александра Пушкина.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой…

Композиторы советской эпохи создали не менее девяти музыкально-вокальных сочинений, выражающих лермонтовский гнев и лермонтовскую боль по поводу гибели великого поэта.

Слайд №10

За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. Первая поездка стала для поэта наслаждением природой, изучением традиций Кавказа. Он много путешествовал и изучал черкесский фольклор.

Слайд №11

Так появилось стихотворение “Горные вершины”. Романс “Горные вершины”— это музыка тишины, живительного покоя и умиротворения.

Исполняется романс  “Горные вершины”.

Слайд №12,13

Им созданы в этот период такие произведения как «Маскарад», «Бородино», « Мцыри», «Демон», « Герой нашего времени» которые считаются шедеврами  литературы.

«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная  в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Она относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии.

Сюжет поэмы был взят автором из кавказской жизни. Согласно рассказам современников поэта, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы.

Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребёнком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика в монастыре. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Но его находили и возвращали обратно. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…».

Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри». Эта поэма завладела воображением композитора Ипполитова-Иванова Михаила Михайловича  и  он  сочинил симфоническую поэму «Мцыри», в которой проявилось искусное владение оркестровой палитрой.

Послушайте отрывок из этой симфонической поэмы - бой с барсом.

Слайд № 14,15

В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

Слайд№16

             Вторая поездка на Кавказ состоялась  в отдаленную точку, где шли военные действия, в которых Лермонтов принимал участие. Командование, подавая отчеты, хвалили его за храбрость и бесстрашие.

          Слайд№17

Здесь же, на Кавказе, в Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. Лермонтов не думал, что дело дойдёт до дуэли из – за глупой шутки. Он думал. что Мартынов откажется от дуэли. Но этого не произошло. Дуэль  состоялась 27  июля 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх. Его соперник Мартынов – прямо в грудь поэту.  Лермонтов был смертельно ранен. В ночь, когда он умирал, разразилась страшная буря.

За несколько дней до смерти, поэт написал стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Жанр этого стихотворения-монолог.

Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха …пустыня внемлет Богу

            И звезда с звездою говорит.

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу»

             Слайд№18

Жизнь поэта оборвалась в 26 лет. Но он оставил богатое наследие - свои  стихи, свои литературные произведения, которые стали  и музыкальными произведениями. Насчитывается  2,5 тысячи вокальных  произведений на стихи Лермонтова. В течении 205 лет людей вдохновляет творчество М.Ю. Лермонтова.

Слайд №19

Крупнейшие советские музыканты не прошли мимо лермонтовского наследия. Заметный след в истории музыкального воплощения лермонтовской поэзии оставил Антон Рубинштейн, автор многих романсов, вокальных ансамблей и первых опер. Опера Рубинштейна «Демон» доныне остается одним из наиболее популярных лермонтовских произведений в этом жанре.

Слайд №20

Новую страницу в истории музыкального истолкования наследия Лермонтова открыл М. А. Балакирев. Виднейший деятель «Могучей кучки», он в своих художественных исканиях во многом опирался на поэзию  поэта, возвращаясь к его стихам на протяжении всей творческой жизни. Балакирев не раз говорил о том, как близок ему Лермонтов, называл его поэтом «богатырской силы». Очевидно, эта внутренняя близость, стремление проникнуть в глубины лермонтовской лирики и помогли композитору создать вокальные пьесы, в которых он многого добился на пути к идеальному слиянию слова и музыки.

Слайд№21

Замечательны романсы на стихи М.Ю.Лермонтова , написанные композитором Александром Гурилёвым. Особенно популярна среди них гурилёвская мелодия «И скучно и грустно».

Звучит романс «И скучно и грустно»

Слайд №22

Следует назвать  композиторов А. Варламова, Николая Римского-Корсакова,Михаила Глинка, Даргомыжского, Сергея Рахманинова,А.Хачатуряна.и многих, многих других, а их свыше тысячи , которые проявляли интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Слайд № 23

Довольно много произведений, по их художественной значимости, дала для углубленного понимания лермонтовской поэзии инструментальная музыка.

Лермонтов считается также одним из самых романсных поэтов.

Более разнообразен лермонтовский репертуар в крупных жанровых формах.

Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше. Первое слово, разумеется, принадлежит А.С. Пушкину — и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку. Вслед за ним идёт Лермонтов.

М.Ю.Лермонтов оказал серьезное влияние на отечественную музыку, которую очень любил и тонко чувствовал.

Слайд №24

Советские музыканты с новых позиций  подошли  к  воплощению лермонтовских текстов в музыке. Задача их одновременно и прояснилась, и во многом усложнилась, так как   облик поэта, благодаря   современной литературной науки, предстал в новом свете. В наше время сложилось гораздо более точное, исторически более глубокое понимание поэзии Лермонтова.  

  Усилился интерес композиторов к произведениям, не находившим отражения в дореволюционной музыке. Многие стихи, которые прежде воспринимались музыкантами как чисто лирические, теперь осмысливаются   как трагическая исповедь его души, стесненной условиями времени.

Сегодня, ребята, мы с вами   имели возможность наблюдать процесс взаимообогащения поэзии и музыки, а также узнать  как велика роль лирики Лермонтова в развитии отечественного музыкального искусства. Мы увидели, что стихи и музыка, слившись в романсе или песне образуют новое художественное единство, приобретают широкую популярность и живут в течении многих десятилетий.

               Поэзия М.Ю.Лермонтова была и остаётся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов. Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.        

 ИСТОЧНИКИ   ИНФОРМАЦИИ

1.СТИХИ о Музыке  Москва  всесоюзное изд-во «Советский композитор» 1982г

2. Лермонтов в музыке  Справочник составители Л.И.Морозова и Б.М. Розенфельд

                                               Москва  Всесоюзное  изд-во «Совсетский  композитор» 1983г

3.Романсы  zen.yandex.ru

4. Яндекс .Картинки

5. Гармония звука и слова  penzacitylibbiog.ru