Литературная игра-викторина для младших школьников по русской народной сказке "Мужик и медведь"

Вахлакова Татьяна Федоровна

Викторина развивает логическое мышление, формирует умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы. Может быть использована в начале 1-го класса, когда не все дети умеют читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzhik_i_medved_literaturnaya_igra.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра-викторина по

русской народной сказке «Мужик и медведь»

Цели:

-помочь детям вспомнить сказку «Мужик и медведь»;

-дать понятие о росте растений;

-расширить представление детей об овощах, их съедобных частях;

-развивать познавательный интерес и логическое мышление;

-развивать графические навыки,

-воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа:  чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»; рассматривание иллюстраций к сказке.

  I Вводная часть.                                                                                                                                                                              - Сегодня мы с вами вспомним одну русскую народную  сказку.   Рассмотрите иллюстрацию, и скажите, как эта сказка называется? («Мужик и медведь»)                                                                                                                                                                  – Как вы догадались?

II Основная часть.                                                                                                                                                                                                         – Вспомните, где встретились мужик и медведь?  (В лесу)                                                                                                                                         - Зачем туда приехал мужик?  (Сеять репу)                                                                                                                          - А где мы сажаем овощи?  (В огороде)                                                                                                                                          - А вот раньше сеяли в лесу, т. к. там воздух чище и деревья защищают от ветра, не нужны специальные теплицы.  

- Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

- Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

– Откуда появляются овощи на грядках?   (Из семян)                                                                                                                                                                              - Семена очень мелкие, их трудно сеять, и вот раньше были люди, которые сеяли репу особым способом  -  «плевальщики  репы». Они набирали семена в рот и выдували их. Давайте и мы попробуем посеять репу.

Дыхательная гимнастика «Сеем семена»

-Когда посеяли репу, что необходимо чтобы, она росла? (Солнце и дождик)

-Покажите, как репка растет.                                                                                                        

- А что обещал мужик  дать медведю? (Вершки)                                                                                                                 - Почему медведь рассердился? (Вершки у репы невкусные)                                                                                                                                                                       - На Руси репа была любимым овощем. Её сырую ели, варили, жарили, пекли, солили, масло выжимали, даже делали квас.

– Что сеял мужик на следующий год после репы?  (Рожь)              

- Что досталось медведю в этот раз? ( Корешки)                                                                                                                                                                 - Почему медведь опять недоволен? (Корешки у ржи несъедобные)                                                                                                                                                     - Медведь остался голодным, т. к. не хотел вникать и думать, что съедобно, а что нет.

- Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)

-Ребята, а вам жалко медведя? Хотите ему помочь?                                                                                                                                                        

– Разложите картинки с овощами на две полочки. На верхнюю – съедобные вершки, а на нижнюю – корешки.                                                                

- А теперь помогите медведю собрать картинки, у него вершки и корешки перепутались.

-Вы помогли медведю подобрать вершки к корешкам и теперь можете отдохнуть.

- А теперь помогите отгадать медведю загадку:

                                      Кругла, а не шар,

                                      С хвостом, а не мышь,              

                                      Желта как мед,

                                      А вкус не тот.     (РЕПА)

III Итог

-Какие еще сказки о репке вы знаете?  («Репка», «Пых»)

- Какую сказку мы сегодня вспоминали? («Мужик и медведь»)                                                                                                                                                                                                                                          - Какое второе название у сказки? («Вершки – корешки)

-Вы помогли медведю с разобраться с вершками и корешками. А что больше всего любит медведь есть? (Мед)