Методика Лускановой

Борисовец Людмила Валентиновна

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_luskanovoy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта  предъявления:

  1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень  ;  - нравится;  - не нравится;

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;  - бывает по-разному;   - иду с радостью;

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
  • не знаю;   - остался (осталась) бы дома;   - пошёл (пошла) бы в школу;
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;  - бывает по-разному;   - нравится;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы;  - не хотел (а) бы;   - не знаю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;    - не хотел (а) бы;    - хотел (а) бы;

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;   - редко;    - не рассказываю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;   - хотел (а) бы;     - не хотел  (а) бы;

  1. У тебя в классе много друзей?

-  мало;   - много;   - нет друзей;

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;    - не очень;   - не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%


[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.