Методические материалы

Лобанов Андрей Николаевич

Предварительный просмотр:

Историческая справка.

Дом детского творчества Кирово-Чепецкого района.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Кирово-Чепецкого района Кировской области - многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей, созданное с целью удовлетворения потребности личности в развитии, воспитании и обучении, реализации дополнительных образовательных программ.

МОУ ДОД ДДТ функционирует с 17 октября 2000 года.

   Распоряжением администрации Кирово-Чепецкого района от 15.09.1999 года № 447 Дом детского творчества Радужнинского поселкового округа был передан в администрацию района с определением месторасположения – ст. Просница, в здании школьного интерната.

   Распоряжением администрации Кирово-Чепецкого района  № 254 от 17.07.2001 г. Дом детского творчества получил свидетельство государственной регистрации юридического лица Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», находящийся в ведомственной подчиненности управления образования Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Устав  муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Кирово-Чепецкого района Кировской области в новой редакции утвержден распоряжением главы администрации Кирово-Чепецкого района от 11.04. 2006 г. № 154.

Учредителем Дома детского творчества является администрация Кирово-Чепецкого района Кировской области

Финансирует Дом детского творчества финансовый отдел Кирово-Чепецкого района Кировской области, главным распорядителем бюджетных средств является начальник Кирово-Чепецкого РУО Куимова Г.А.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества обладает всеми правами юридического лица, ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца и штамп со своим наименованием.

Дом детского творчества начал работу в 2000 году по пяти образовательным направленностям: художественно-эстетической, научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической, культурологической, естественнонаучной.

С 2002 – 2003 учебного года в  ДДТ реализуются   дополнительные образовательные программы по 8 направленностям: художественно-эстетическая, научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая. В 2008 – 2009 учебном году в связи с открытием военно-патриотического клуба «Стрелец» (на базе МОУ СОШ ст. Просница) была введена девятая образовательная направленность – военно-патриотическая. ДДТ реализует образовательные программы, удовлетворяющие потребности социума на образовательные услуги.

В образовательную инфраструктуру входят 14 школ и 5 дошкольных учреждений Кирово-Чепецкого района. Образовательная деятельность осуществляется на базах школ и детских садов, что является плюсом  в интеграции общего и дополнительного образования.  

В результате сельские школы и учреждение дополнительного образования не являются конкурентами, а, наоборот, дополняют друг друга и функционируют в едином образовательном пространстве.

МОУДОД ДДТ является координационным центром информационно-методической, организационно-массовой и образовательной работы по развитию творческих способностей детей в Кирово-Чепецком районе.

    Важнейшим моментом в современных условиях является конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг за счет внедрения новых образовательных программ, отвечающих запросам детей и их родителей, что на сегодня  успешно демонстрирует Дом детского творчества в виде программ и проектов по профориентационной подготовке сельских школьников средствами дополнительного образования. Учреждением реализуется районная экспериментальная площадка по созданию и апробации новых моделей организации профориентационной работы  в условиях сельской местности «Твоя профессия  - твое будущее».

     С 2013                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                года Дом детского творчества является экспериментальной лабораторией «Проектирование и оценка образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей» в рамках федеральной сетевой экспериментальной площадки «Проектирование новой школы».

    Правильность подбора сочетания форм работы подтверждают победы учреждения в грантовых конкурсах общественных инициатив в сфере молодежной политики Кировской области: 2007 г. – проект «Твоя профессия – твое будущее»; 2008 г. – проект «Школа предпринимательства - твое будущее; 2010 г. – проект «Старт» по школьному и молодежному предпринимательству; 2012 г. – проект «ЭКОНОМГРАД».

2008 г. – 2 место в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по развитию детского технического творчества в Кировской области.

2009 г. – Благодарственное письмо Департамента образования Кировской области за активное участие в конкурсе областных государственных и муниципальных бюджетных учреждений на получение денежных средств для реализации социально значимых проектов «Медиаобразование-путь к творчеству».

2010 г. – победитель выставки бизнес - проектов на Межрегиональной конференции «Пути развития предпринимательства в современных условиях».

2010 г., 2011г. – совместные проекты с ООО «Комтех» на получение государственной субсидии для развития малого предпринимательства.

2012 г. – победитель областного грантового конкурса муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей для внедрения  инновационных  образовательных программ.

2009, 2011г.г. – участник областных образовательных форумов «Открытость. Качество. Развитие.». 2013 г. – призер Форума.

2011 г. - участник областного инновационного сетевого проекта «Современные УДОД» -  руководитель д.п.н. Ларина В.П.

        Дом детского творчества располагает ресурсами, позволяющими эффективно функционировать и развиваться на изменяющемся рынке образовательных услуг. Ресурсами являются творческий потенциал коллектива, опыт организации и проведения районных мероприятий различного характера.        

При Доме детского творчества работает районная детская общественная организация «Юность Вятского Края», насчитывающая в своих рядах свыше 750 человек. В каждой общеобразовательной школе созданы детские первичные организации, которые наиболее эффективно способствуют развитию детских и молодежных инициатив, формируют активную жизненную позицию.

На сегодняшний день в МКОУДОД ДДТ в 81 объединении, в 126 учебных группах получают образование 1407 воспитанников, работает 62 педагога.



Предварительный просмотр:

Лобанов Андрей Николаевич,
директор МКУ ДО ДДТ

Кирово-Чепецкого района

Интеграция общего и дополнительного образования с целью создания единой модели социально-педагогического обучения и воспитания учащихся Кирово-Чепецкого района

(на примере реализации ДОП «Лидер 21 века»)

  Реалии российского общества на современном этапе предъявляют новые требования к обновлению теории и практики воспитательного процесса. Особенно это актуально для сельских районов, в том числе и Кировской области. Не секрет, что сельское население находится в достаточно сложных условиях. В последнее время стали заметнее проявляться тенденции, связанные с разрушением социальной инфраструктуры села, утратой традиционных нравственных ценностей, которые на протяжении долгого времени составляли основу образа жизни и поведения сельских жителей. Утрачивается свойственный российской ментальности высокий статус патриархальной сельской семьи, что ведет  к уменьшению ее роли в воспитании детей. Тяжелые экономические условия поставили многие семьи на грань простого физического выживания, выход из которого многие, в том числе и подрастающее поколение, видят в асоциальном поведении.

Решение возникающих нравственных проблем села, с учетом значительного инфраструктурного отставания от города возможно лишь при консолидации всех имеющихся воспитательных институтов. Это, прежде всего, относится к образовательным организациям различного вида, где на первый план выходит интеграция основного и дополнительного образования.

Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года прямо указывает на важность интеграции в построении модели воспитательного пространства: «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».

Механизмы интеграции общего и дополнительного образования Кирово-Чепецкого района в социально-педагогической сфере наиболее ярко проявляются на примере реализации дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века». Эта программа была разработана в 2008 – 2009 учебном году с целью создания условий для личностного становления детей и подростков, прежде всего через развитие лидерских качеств. Апробация дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века» проходила в экспериментальном режиме. Было очевидно, что успешность ее реализации во многом зависела от интеграции усилий педагогических коллективов Дома детского творчества и образовательных организаций района. Именно заместители директоров по воспитательной работе и старшие вожатые школ стали педагогами дополнительного образования, реализующими дополнительную образовательную программу «Лидер 21 века». В процесс разработки авторы старались как можно полнее использовать все возможности интеграции общего и дополнительного образования. После принятия Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения правильность построения интеграционных механизмов, используемых Домом детского творчества в процессе создания условий для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века», получила свое подтверждение. Участие проектной группы Дома детского творчества в экспериментальной лаборатории «Проектирование образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы» позволило более точно проработать существующий механизм интеграции и привести его в полное соответствие с требованиями ФГОС. На первом  этапе работы в экспериментальной лаборатории над программой «Лидер 21 века» приказом по учреждению на каждого участника проектной группы было возложено техническое задание, согласно 5 - ти точкам интеграции общего и дополнительного образования.

Экспериментальность дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века» состояла еще и в том, что в процессе ее реализации происходила интеграция не только основного и дополнительного образования, но и работы общественного объединения в лице Кирово-Чепецкого  отделения областной детской общественной организации «Юность Вятского края». В школах ее деятельность осуществляется через работу детских первичных организаций, в Доме детского творчества координацией занимается методист по работе с детскими первичными организациями. Основной формой работы является проведение социально-значимых районных мероприятий в рамках программы  взаимодействия Дома детского творчества и Кирово-Чепецкого  отделения областной детской общественной организации «Юность Вятского края».

Из значимых мероприятий проводимых ДДТ для детских первичных организаций, прежде всего, следует выделить Коммунарские сборы и Районную академию лидерства. В 2017-2018 учебном году в Коммунарских сборах приняло участие 120 учащихся, всего вместе с руководителями 140 человека. В районной академии лидерства 394 воспитанника, (что составляет примерно 30% всего количества школьников района). Большие и масштабные районные мероприятия социальной направленности являются самим зримым показателем интеграции Дома детского творчества и школ района в совместной работе по воспитанию настоящих граждан своей страны. Мы считаем, что в ходе проведения мероприятий с учащимися школ района развиваются все качества подростков, которые отражены в ожидаемых личностных результатах освоения основной образовательной программы по ФГОС, но особенно хочется выделить седьмой раздел, который Коммунарские сборы и РАЛ развивают в наибольшей степени. Это требование звучит так: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».

Одной из самых объективных форм получения данных для анализа состояния социально-педагогического пространства Кирово-Чепецкого района является проведение конкурсов. С этой задачей, а  также с целью поддержки деятельности детских первичных организаций и развития детского движения в районе разработаны и утверждены приказами 11 конкурсов в сфере деятельности детских первичных организаций, которые носят разный характер, и в целом дают достаточно полный и объективный срез всей совместной социально-педагогической деятельности Дома детского творчества и детских первичных организаций школ района.

    Особо из конкурсов следует отметить «Лидер года». По сути, он является выявлением наиболее точного соответствия конкурсантов предполагаемой модели выпускника, как основной и средней школы, так и учреждения дополнительного образования. Подготовка участников районного этапа конкурса проводится в самих детских первичных организациях, а в процессе подготовки победителя к областному этапу координируются усилия школы, ДПО и Дома детского творчества. Насколько эффективной будет это работа легко понять по конечному результату: выступлению победителя Кирово-Чепецкого этапа на областном конкурсе лидеров:

- 2013 год: Марцуль Ирина -  I место;

- 2015 год: Зимирева Дарья - III место;

- 2017 год: Пыхтеева Ангелина -  I место.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что одной из основных причин выбора предложенной модели интеграции - это большое количество участников образовательного и воспитательного процессов социально-педагогической направленности, что дает большую вариативность методов и форм проведения мероприятий, а также позволяет более точно проводит различные виды мониторинга и диагностик. На настоящий момент дополнительная образовательная программа «Лидер 21 века» реализуется на базе 9 школ Кирово-Чепецкого района, в 2017-2018 учебном году по ней занимается более 130 обучающихся (10% всего количества учащихся района), в составе 10 учебных групп. Детские первичные организации школ района насчитывают в своих рядах более 750 членов (примерно 58 % всего количества школьников), которые в разной степени вовлечены в совместную социально-практическую деятельность Дома детского творчества и школ района.

Педагогический коллектив Дома детского творчества надеется, что совместными усилиями основного и дополнительного образования в перспективе выстроится полная и законченная модель интеграции, где парадигма основного образования (рис. 1), во главе угла которой стоит обучение, а дальше развитие и воспитание, обогатится схемой дополнительного образования с главенствующим положением воспитательного аспекта (рис. 2). В результате модель становится законченной (рис. 3).

       

             рис. 1                                        рис. 2                                     рис. 3                          

 Плодотворным и результативным интеграция будет являться только при условии учета специфики, как основного, так и дополнительного образования. Строгая обязательность заявленным требованиям школьного курса остается неполной без творческого начала и личностной ориентации учреждения дополнительного образования.

     Для интеграции в модели сетевого взаимодействия ДДТ и образовательных организаций разработаны следующие механизмы:

- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач (ДДТ имеет большой опыт проведения районных массовых мероприятий и конкурсов с выходом на областной уровень);

- кооперация  и обмен ресурсами (кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.) – был создан единый банк данных по образовательным  программам, учебно-методические комплексы педагогам, воспитанникам, одаренным, «трудным» детям, используется материально-технические базы школ, детских садов, домов культуры для проведения мероприятий и занятий объединений дополнительного образования, учителя школ являются педагогами дополнительного образования;

- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др. – через работу  методического совета, методического объединений, оказание методической помощи по запросу ОО);

- обмен опытом (участие в конкурсах методических материалов, конкурсах профмастерства «Сердце отдаю детям», совместное участие в мероприятиях по обмену опытом окружного и областного уровней);

- создание интегрированного программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей с единым целеполаганием, особенно в части личностных результатов.

    Дополнительное образование формально не связано обязательствами оценки результатов образовательного и воспитательного процессов точным требованиям стандарта, но разумность педагогики в том, чтобы ребенка не разрывать всем  формирующим его структурам, а идти интегрировано (комплексно) в развитии ребенка, что и предполагает приведение в соответствие к требованиям  стандартов содержания дополнительных образовательных программ ДДТ. В этом случае нам легче будет соотнести личностные и метопредметные результаты программы «Лидер 21 века» с образовательными и воспитательными программами школ.

Конечный результат нашей работы по данному направлению должен выглядеть так:

- добиться готовности педагогов дополнительного образования к проектированию  и оценке результатов освоения дополнительных образовательных программ в тесной связи с результатами освоения школьной программы;

- активное  участие педагогов дополнительного образования в проектировании образовательных и воспитательных результатов работы школ в части работы детских первичных организаций, в том числе через интегрирование этих результатов с результатами дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века».

        Если поставленной цели удастся добиться, то основное и дополнительное образование станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым удастся создать единое пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Список использованных источников:

  1. Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена Правительством Российской Федерации, распоряжение N 1726-р от 4 сентября 2014 г.
  2. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ, от 29.12.2012. Принят Госдумой 21.12.2012. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480.
  4. Дополнительная образовательная программа «Лидер 21 века». Принята на Педагогическом Совете МКОУ ДО ДДТ Кирово-Чепецкого района (протокол № 1 от 1 5сентября 2010 года).
  5. Антифеева О.Н. Основные направления интеграции основного и дополнительного образования. - М.: Время, 2012.
  6. Кедров Б.М., Чепиков М.Г. Проблемы интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях. - М.: Просвещение, 2012.
  7. Сериков Г.Н. Концепция интегративной картины образования. - М.: Педагогика, 2012.                                                                              



Предварительный просмотр:

Обоснование для выбора программы «Лидер XXI века» для участия проектной группы МКОУДОД  ДДТ Кирово-Чепецкого района

в экспериментальной лаборатории

«Проектирование и оценка образовательных результатов освоения

дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей»

    Для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого должны стать: разностороннее развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования, обеспечение вариативности образовательных процессов, стимулирование  творчества и инновационной деятельности педагогов, повышение уровня проектирования и оценки образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей.

   Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дополнительного образования. Для выбора конкретной проблемы, наиболее актуальной на данном этапе модернизации образования, проектная группа обратилась к нормативным документам: Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

 Все перечисленные стратегические документы дали необходимые мотивационные предпосылки для участия проектной группы, и всего учреждения в целом, в дальнейшей работе экспериментальной  площадки по данной теме и для выбора дополнительной образовательной программы «Лидер XXI века» для конкретной разработки.

Федеральный закон «Об образовании…» четко обозначает принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В первом же принципе проектная группа (далее группа) увидела наиболее полное соответствие именно социально-педагогической направленности дополнительного образования, и в частности программы «Лидер XXI века». Особенно ярко это взаимосвязь прослеживается в принципе о приоритетной роли «воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Также близка концепция программы к 5 и 6 принципу государственной политики в области образования: 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

   Из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» группа почерпнула для себя значимость и необходимость модернизации деятельности учреждения.

«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».  Также в этом документе указывается на переход на новые образовательные стандарты  совершенно иного уровня: «от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлён переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов».

Хотя дополнительное образование формально не связано обязательствами оценки результатов образовательного процесса в объединениях требованиям стандарта, но существующие реалии расширения интеграции общего и дополнительного образования, забота о комплексном развитии детей, обучающихся как в школе, так и в Доме детского творчества логически приводят к необходимости приведения в соответствие со стандартами содержания дополнительных образовательных программ. Особенно в том, что касается целей, задач, и особенно ожидаемых результатов и их оценки.

   Но наиболее конкретное направление работы нашей группы в  экспериментальной площадке дает документ, касающийся непосредственно дополнительного образования, а именно: «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

Цель программы: создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного образования детей, направленных на:

 изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;

 успешную социализацию детей;

 формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;

 проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.

По мнению участников проектной группы наиболее полно эта цель может быть отражена именно в дополнительной образовательной программе социально-педагогической направленности, а именно «Лидер XXI века». В пользу выбора именно этой программы говорит и широкое распространение объединений, изучающих данную программу в ОУ Кирово-Чепецкого района. В 2012-2013 учебном году по данной программе работали 7 педагогов. Четверо из них (Бобровникова И.П., Менчикова О.Н., Одинцова И.Л., Шаляпина Г.Е.,) входят в состав проектной группы, остальные активно участвуют. Широкое распространение данной программы позволяют получить вариативные показатели реализации программы и изучить апробацию данной программы в разных условиях.



Предварительный просмотр:

«Опыт организации и проведения Районных академий лидерства»

В образовательных учреждениях Кирово-Чепецкого района сложилась определенная система воспитательной работы. Наш район имеет свои традиции и особенности, определенный уклад школьной жизни, ведется целенаправленная систематическая работа по выстраиванию системы ученического самоуправления, способствующей социализации личности ребенка, развитию его творческих, коммуникативных способностей, включение учащихся в социально-значимую деятельность. Важнейшим элементом этой воспитательной работы стало взаимодействие образовательных организаций, и прежде всего Дома детского творчества, с районным отделением Кировской областной детской общественной организации «Юность Вятского края». Особую значимость этому взаимодействию придает массовость вовлечения обучающихся в районное отделение ЮВК. В разные годы его членами являлись от 600 до 850 ребят, что составляло от 60 до 78 % всех школьников района. Для координации действий первичных организаций и районных образовательных и методических служб в 2007 году была написана и апробирована дополнительная образовательная программа «Лидер XXI века», нацеленная на освоение обучающимися основ управления коллективом, этапов проектирования работы объединения, формирование умений и навыков организаторской деятельности, отработку моделей эффективного общения и поведения в различных жизненных ситуациях, способность осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда. Большинство педагогов, реализующих эту программу, работали в школах заместителями директоров по воспитательной работе, педагогами-организаторами, старшими вожатыми,  то есть в той или иной мере отвечали за воспитательную работу в своей школе.

Практически с самого начала становления воспитательной системы в Кирово-Чепецком районе через взаимодействие общеобразовательных организаций (школ), учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества) и общественных организаций (ЮВК), был взят курс на проведение значимых воспитательных мероприятий, которые бы выполняли не только образовательную и воспитательную функции, но и способствовали социализации обучающихся. Последнее особенно актуально для нашего района, где все школы являются сельскими, достаточно малочисленными, а некоторые находятся на значительном удалении не только от областного, но и от районного центра. Ребятам в этих школах зачастую не хватает простого человеческого общения со сверстниками.

Формой проведения районных мероприятий, в наибольшей степени отвечающей всеми вышеперечисленными требованиями, на наш взгляд стала Районная Академия Лидерства, которая регулярно проводится в нашем районе с 2005 года. За это время ее участниками стали более 10000 активистов. РАЛ проводится в виде очно-заочного образовательно-воспитательного цикла, который рассчитан на весь учебный год. Очные сессии проводятся 3-4 раз в год, и посвящены конкретной теме. Часто тематика сборов бывает приурочена к каким-то памятным датам или важным событиям в нашей стране, либо посвящена проблематике школьного самоуправления, причем нередко вопрос на изучение выдвигают сами первичные организации.   Как правило, все сессии районной академии лидерства кроме осенней – однодневные. С 2017 года, благодаря социальному партнерству с нашими спонсорами: филиалом «КЧХК» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ», у нас появилась возможность проводить дополнительную летнюю тематическую сессию «Чепецкий меридиан». Первый «Меридиан» прошел с 09 по 11 июня 2017 г., на базе МКОУ СОШ с. Бурмакино, и имел эколого-туристическую направленность. Всего в мероприятиях сборов приняло участие 89 человек из 10 образовательных организаций Кирово-Чепецкого района. Для проведения образовательной составляющей мероприятия были привлечены специалисты Центра дополнительного экологического образования и Информационно-методического Центра КОГОБУДО «Дворец творчества Мемориал»: Четверикова Наталия Алексеевна, Копытова Юлия Владимировна и Абатурова Лариса Анатольевна. Туристическая часть мероприятия состояла из обучающих вертушек по технике пешеходного туризма и вязке узлов, а также из практической части – районных соревнований.

«Чепецкий меридиан 2018» проводился 5-16 июня на базе МКОУ СОШ с. Бурмакино под девизом «Я лидер! Я доброволец! За нами будущее России!». Запомнился он, прежде всего тем, что к нам в гости приехала делегация кадетского класса и специалистов ГБОУ Школа №1000 г. Москва, в количестве 14 ребят и 4 педагогов (3-воспитателя и зам. дир. по ВР). В рамках летней сессии были проведены следующие мероприятия:

- «Веревочный курс» (на сплочение командообразование);

- Практические занятия по туризму;

- Обучающие мастер-классы:

«Дипломаты» - игра на важность вербального общения (ведущая Лановая Н.В. член Президиума Совета молодых педагогов Кировской области);

«Укол Уверенности: секреты публичного выступления» (ведущая Евсеева Н.В. учитель начальных классов МОАУ Лицей информационных технологий № 28 г. Кирова);

- Практические занятия у активистов–Лидеров (ответственные: специалисты КОГОБУДО «Дворец творчества - Мемориал» Четверикова Н.А., Копытова Ю.В. и КДС «Идея»);

- Пресс конференция кадетского класса школы № 1000 г. Москва «Дружба и товарищество – основа кадетского братства»;

- Игровая программа «Будь готов, всегда готов!»;

- Обучающие вертушки для Лидеров – активистов:

Тайм менеджмент

Оригами

Лидер

«Дружба крепкая».

Еще одной многодневной сессией Районной Академии Лидерства традиционно является осенняя сессия РАЛ, которая носит название «Коммунарских Сборов». Хочется поподробней остановится на двух последних «Коммунарах».

2017-2018 учебный год  ознаменовался в нашей стране крупнейшим политическим событием – выборами президента РФ. Движение России по пути к правовому государству и гражданскому обществу связано с формированием правового сознания граждан. Для этого необходимы не только знания, но и общественная практика применения этих знаний, опыт гражданского участия. Составляющей частью правового сознания являются знания об избирательной системе, умение и желание граждан реализовывать свое активное избирательное право. Именно для того, чтобы молодые активисты Кирово-Чепецкого района, став совершеннолетними, осознанно могли принимать участие в политической жизни страны, Дом детского творчества организовал тематические Коммунарские сборы 2017 «Сегодня – ученик, завтра - избиратель».

Программа сборов состояла из двух этапов: теоритической и практической. Теоритическая часть состояла из шести образовательных «вертушек»: «Дебаты», «Ученическое самоуправление», «Права и обязанности детей и подростков», «Предвыборная агитация», «Оформление агитационной продукции», «Мы дети твои - Россия».

Практическая часть состояла из «ролевой игры «Выборы». Команды активистов были преобразованы в политические партии. Ребятам было необходимо придумать название своей партии, ее «политическое кредо», определится с кандидатами в Президенты Сборов и в районный Совет «ЮВК», составить и аргументировать свою политическую программу.

На протяжении всех Коммунарских сборов практическая часть «ролевой игры «Выборы» состояла из следующих этапов:

- заполнение «кейсов»;

- ведение устной предвыборной агитации;

- составление и размещение листовок и плакатов в поддержку своих кандидатов;

- дебаты и предвыборные речи кандидатов;

- выборы;

- оглашение результатов выборов, инаугурация Президента Сборов;

- итоговое дело – фото-кросс «Сегодня – ученик, завтра - избиратель».

«Коммунарские сборы» 2018 года прошли 30 – 31 октября 2018 года на базе МКОУ ООШ д. Малый Конып, под девизом «Весь мир – театр, а мы в нем добровольцы» и были посвящены социальному театру. Технология «Социального театра» является одной из инновационных форм воспитательной работы с подрастающим поколением. Социальный театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать эффективным средством, позволяющим рассматривать, в том числе деликатные вопросы, особенно если речь идет о подростковой и молодежной аудитории. Организаторам  мероприятия - Дому детского творчества спонсорская поддержке филиала «КЧХК» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» позволило пригласить лучших в Кировской области специалистов данного направления. В результате образовательную составляющую сборов провели:

- председатель общественной организации «Перспектива» - Алексей Блинов;

- психолог, заместитель председателя – Лыскова Вера Ивановна;

- руководитель информационного направления - Писарев Семен;

- методист ОО «Перспектива» - Ермолина Мария.

Работа с областными специалистами проходила практически в режиме «нон стоп» весь первый день сборов с 10 до 20 часов, после чего ребятами были представлены первые творческие работы, выполненные в технологии  «Социального театра». На обсуждение социальной значимости представленного материала были приглашены специалисты Малоконыпского сельского поселения.

Во второй день Сборов прошли следующие мероприятия:

- Районный конкурс агитбригад «Комсомол всегда молодой». Участвовало 9 команд из 8 ОО Кирово-Чепецкого района.

- Слет районного отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ. Штабом районного отделения было проведено посвящение в «Юнармейцы» новых воспитанников и награждение лучших.

Кроме того во второй день сборов был проведен тематический фото-кросс «Весь мир – театр, а мы в нем добровольцы», а также была проведена демонстрация интерактивных роботов, которую провел студент 3 курса ВятГУ Конышев Тимофей.

Всего, во всех мероприятиях сборов приняло участие:

- 109 обучающихся;

- 25 руководителей и специалистов;

- 7 почетных гостей и экспертов;

ВСЕГО – 141 человек.

Учитывая регламент проведения конференции, мы представили Вашему вниманию лишь небольшую часть опыта работы по проведению Районной Академии Лидерства. Поверьте, за 16 лет проведения РАЛ было очень много интересного. Но и то, что мы представили Вашему вниманию сегодня, дает на наш взгляд повод убедится, что данная форма проведения массовых значимых мероприятий имеет большое воспитательное значение, очень нравится нашим активистам и позволяет решать проблемы социализации и активного общения, что особенно актуально для ребят из сельских школ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.



Предварительный просмотр:

Памятка  начинающему педагогу

Как  подготовиться  к занятию

  1. Старайтесь спланировать всю  тему  сразу (5-8 занятий), материал не  должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство
  2. Определяя цели  занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную  и свою методическую  цель (какой новый метод, прием  вы  используете)
  3. При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь  в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем
  4. Определите моменты активного включения  учеников в занятие
  5. Подготовьте резервный материал на случай преждевременного  окончания  запланированной работы в группе
  6. Повторите программу эмоционально- психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных  ощущений, стереотипов

Начало и концовка занятия

Начало  и концовка  занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие?  С каким настроением дети уйдут с занятия домой?  

Начните с приема « коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь  внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
  • Задайте вопрос,  связанный с интересами детей,  их жизненным опытом.
  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
  • Начать с чего-то  личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия:

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись  возражать,  не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
  • Вызвать смех.
  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер. Помните «Два капитана»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий  назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
  • Призыв к действию.



Предварительный просмотр:

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов»

( секция дополнительного образования).  

Докладчик – зам. директора по УВР МКОУДОД ДДТ

Лобанов А.Н.

«Помочь учащимся быть личностями – это значительно более важно, чем помочь стать математиками или знатоками иностранного языка»

К. Роджерс

МКОУДОД ДДТ - многопрофильное учреждение дополнительного образования детей первой категории, созданное  в 2000 году, является центром сотрудничества педагогов, детей и их родителей по 8 образовательным направленностям. В МКОУДОД ДДТ в 81 объединении, в 126 учебных группах получают образование 1407 воспитанников, работает 62 педагога.

МКОУДОД ДДТ представляет собой открытую педагогическую систему, в которой успешно сочетаются традиционные и инновационные формы работы для социализации, профессиональной ориентации подростков и молодежи. Правильность подбора сочетания форм работы подтверждают победы учреждения в грантовых конкурсах общественных инициатив в сфере молодежной политики Кировской области: 2007 г. – проект «Твоя профессия – твое будущее»; 2008 г. – проект «Школа предпринимательства - твое будущее; 2010 г. – проект «Старт» по школьному и молодежному предпринимательству; 2012 г. – проект «ЭКОНОМГРАД».

2008 г. – 2 место в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по развитию детского технического творчества в Кировской области.

2009 г. – Благодарственное письмо Департамента образования Кировской области за активное участие в конкурсе областных государственных и муниципальных бюджетных учреждений на получение денежных средств для реализации социально значимых проектов «Медиаобразование-путь к творчеству».

2010 г. – победитель выставки бизнес - проектов на Межрегиональной конференции «Пути развития предпринимательства в современных условиях».

2010 г., 2011г. – совместные проекты с ООО «Комтех» на получение государственной субсидии для развития малого предпринимательства.

2012 г. – победитель областного грантового конкурса муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей для внедрения  инновационных  образовательных программ.

2009, 2011г.г. – участник областных образовательных форумов «Открытость. Качество. Развитие.». 2013 г. – призер Форума.

2011 г. - участник областного инновационного сетевого проекта «Современные УДОД» -  руководитель д.п.н. Ларина В.П.

Наш педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, поэтому является профессионалом своего дела и имеет высокие результаты:

Кашин Б.В., Черепанова А.Л. - победители районного и дипломанты 1 этапа областного конкурса «Учитель года-2009», «Учитель года-2010».                     (2009 г.) - победитель областного конкурса  авторских программ Кашин Б.В., 2 место-Черепанова А.Л., Шубина Е.В.-2 место в областном конкурсе методических материалов по дополнительному образованию,  Резвых В.В.-2 место в областном конкурсе методических разработок по развитию технического творчества, Менчикова Н.Н. - победитель областного конкурса издательской продукции «Образование 21 века».

(2013г.) – 2 место в областном конкурсе методических материалов у педагогов Зыкиной Н.Н., Микрюкова Н.Л., 3 место у Шубиной Е.В.

 Кашин Б.В.- победитель Всероссийского конкурса «Лучший школьный тренер страны».

Статьи обобщающие опыт работы педагогов опубликованы во Всероссийском научно-методическом журнале «Дополнительное образование», а также в сборниках образовательных форумов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина РФ акцентирует на конкретную оценку творческого и интеллектуального потенциала воспитанников через участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня, что успешно демонстрируют сельские дети: резчики - победители Международного конкурса «Палитра талантов», «Арт – Соло»; хореографический коллектив «Данс» победитель Всероссийских конкурсов в г.Вологда, г. Набережные Челны, г.Нижний Новгород, г.Туапсе, г.Москва; вокалисты являются многократными победителями Всероссийских и областных конкурсов; картингисты – победители и призеры межобластных соревнований по картингу;  экологи победители в международной игре -  «Гелиантус», победители научно-практической конференции «Человек и природа», областного конкурса «Гимн воде»; краеведы победители межрегионального фестиваля «Пою мое Отечество»; волейболисты входят в состав юниорской сборной команды Кировской области и др.

МКОУДОД ДДТ считает необходимым внедрение инновационных образовательных  программ с целью создания единого муниципального образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи ФГОС и ФГТ с возможностями ДОД и предназначенного, как возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (на разных возрастных этапах развития обучающихся), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования). Мы глубоко уверены, что инновации требований и стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции дошкольного, общего, дополнительного образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Без сомнения интеграция даст результат разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных для него видах деятельности, для актуализации у него потребности и формирования способности к творческому саморазвитию и профессиональному самоопределению.

В МКОУДОД ДДТ модель интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования организована посредством заключения договоров о партнерских отношениях, предусматривающих сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительных образовательных программ через проектную деятельность, профильные школы, лагеря, соревнования, индивидуальные образовательные программы. В детских садах интеграция способствует созданию развивающей среды, осуществляемая по принципу «дополнительности» в том, с чем детский сад собственными силами справиться не может (хореография, вокал, ранний английский, экология, логопедия).

Для интеграции в модели сетевого взаимодействия в ДДТ разработаны следующие механизмы:

разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач (ДДТ имеет большой опыт проведения районных массовых мероприятий и конкурсов с выходом на областной уровень);

кооперация  и обмен ресурсами (кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.) – мы создали единый банк данных по образовательным  программам, УМК, педагогам, воспитанникам, одаренным, «трудным» детям, используем базы школ, д/садов, ДК; учителя школ являются педагогами дополнительного образования; используем МТБ школ и д/садов для занятий дополнительным образованием;

предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др. – через работу  методического совета, методического объединения по работе с одаренными детьми, оказание методической помощи по запросу ОУ);

обмен опытом (участие в конкурсах методических материалов, конкурсах профмастерства «Сердце отдаю детям»)

созданиие интегрированного программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей (последние нормативные документы позволяют ОУ и ДДТ выстраивать программы с единым целеполаганием и ожидаемыми результатами, на что и направлен данный эксперимент).

Все представленные на слайде стратегические документы при изучении дали необходимые мотивационные предпосылки для участия проектной группы и всего учреждения в целом в работе экспериментальной площадки и для выбора дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века» для конкретной разработки. В ФЗ «Об образовании в РФ» четко обозначены принципы государственной политики в области образования: (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье).

В этом принципе проектная группа увидела яркое и наиболее полное соответствие социально-педагогической направленности дополнительного образования, поэтому приоритетом эксперимента выдвинула и поддержала программу «Лидер 21 века». Дополнительное образование формально не связано обязательствами оценки результатов образовательного процесса требованиям стандарта, но разумность педагогики в том, чтобы ребенка не разрывать всем  формирующим его структурам, а идти интегрировано (комплексно) в развитии ребенка, что и предполагает приведение в соответствие к требованиям  стандартов содержания дополнительных образовательных программ ДДТ. Особенно это важно в проектирование ожидаемых результатов и их оценке, а так же  в целях и задачах. По мнению участников проектной группы цель Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования в РФ до 2020 года» наиболее полно  перекликается с целью дополнительной образовательной программы «Лидер 21 века», которая реализуется в 7 объединениях Кирово-Чепецкого района, а педагоги входят в состав проектной группы. В этом случае нам легче будет соотнести личностные и метапредметные результаты программы «Лидер 21 века» с образовательными программами школ.

В работе над программой «Лидер 21 века» приказом по учреждению на каждого возложено техническое задание, согласно 5 - ти точкам интеграции общего и дополнительного образования. Результатом работы в экспериментальной лаборатории «Проектирование и оценка образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей» видим развитие профессиональной готовности участников проектной группы к проектированию  и оценке образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей.



Предварительный просмотр:

Сотрудничество и взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей в рамках новых образовательных стандартов в условиях введения федерального государственного стандарта.

Переход российского образования на новые образовательные стандарты представляет собой чрезвычайно ответственный период, в который педагогическим коллективам образовательных школ и районного Дома детского творчества необходимо существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия и сотрудничества. Спектр переосмысления задан самим стандартом: это структура, условия и самое главное результаты более эффективно осуществляемой образовательной деятельности в интересах ребёнка, его становления и развития как инициативной, творческой личности.

  2012-2013 учебный год прошел под знаком развития инновационной составляющей в образовательной и иных сферах деятельности Дома детского творчества. За счет средств областного грантового конкурса «муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей для внедрения  инновационных  образовательных программ» ДДТ улучшил материально-техническую базу учреждения, что в дальнейшем, как мы надеемся, позволит использовать новые возможности для расширения образовательной среды. Средства данного гранта позволили организовать поездку на Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиция» танцевального коллектива «Данс» и педагога дополнительного образования Сажневой Светланы Юрьевны, где и коллектив и педагог стали лауреатами конкурса-фестиваля 3 степени. Из средств гранта также было закуплено необходимое оборудование для улучшения работы  объединений «Художественная обработка древесины» (педагоги дополнительного образования Бобров и Саитов). Трое воспитанников педагога Боброва А.В. стали победителями Международного детского, юношеского и профессионального конкурса-фестиваля «Палитра талантов». Из других достижений наших детей хотелось бы выделить следующие:

Областной конкурс «Большой Юрист» - 1 место заняла Сюзева Алино МКОУСОШ с. Фатеево, областной конкурс детского творчества «Образы земли» 3 призера, команда картингистов – 3 место в межрегиональных соревнованиях «Коныпские старты». 2 место в областном конкурсе православной песни воспитанницы Клещниной Натальи – занимающейся по индивидуальному образовательному маршруту, первое и два вторых места заняли наши юные биологи из сел Пасегово,  Фатеево и деревни Чуваши на областной научно-практической конференции «Человек и природа». Особенно хорошо в этом году проявили себя на областном уровне наши активисты – члены детских первичных организаций. Патриотическое и гражданско-правовое воспитание выходит на первый план приоритетов современного образования, и мы стараемся следовать этим курсом. Были проведены два больших мероприятия: Коммунарские сборы и районная академия лидерства, в которых приняло участие более 96 и 68 активистов соответственно. Особенно хочется отметить плодотворную работу детских первичных организаций «Планета Орбита»  Поломской школы, «Вселенная детства» МКОУСОШ с. Бурмакино и «Страна добрых сердец» Каринская школа, «Союз добрых сердец» с. Пасегово, «Гардарики» Филипповская школа. И еще много других побед и достижений, о которых Вы прекрасно знаете, и которые еще раз доказывают, насколько талантливы наши дети, и каких результатов мы можем добиваться, если скоординируем усилия школ и дома детского творчества. Мое сегодняшнее выступление не является отчетом в чистом виде, и поэтому я не буду подробно останавливаться на перечислении всех конкурсов.

     Еще одна часть средств гранта была истрачена на приобретение оборудования для организации дистанционного дополнительного обучения. На это направление мы предлагаем обратить особое внимание при планировании работы дополнительного образования на ближайшую перспективу.  Все основополагающие федеральные правовые и законодательные акты в области образования имеет в своем содержании одинаковый количественный ориентир развития дополнительного образования на ближайшие годы. Этот же показатель заложен и в ПЛАН мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отрасли образования Кировской области, направленные на повышение ее эффективности». Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 – 18 лет должна составить к 2018 году не менее 77, 4%. Совершенно очевидно, что при существующих формах работы, и особенно взаимодействия общеобразовательных учреждений и ДДТ добиться этого показателя будет невозможно. Необходим поиск новых подходов, использование инновационных технологий и методов – и дистанционное обучение один из таких подходов.  Для успешной организации этого направления ДДТ предлагает осуществление следующих мероприятий:

1. Создание на базе ДДТ информационно-компьютерного центра дистанционного обучения, используя оборудование, приобретенное за счет средств «грантового конкурса муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей для внедрения инновационных образовательных программ» (май-сентябрь 2013 года).

2.  Выездная проверка-консультация информационно-компьютерных возможностей ОУ района силами специалистов ДДТ в сотрудничестве с учителями информатики школ на предмет возможности организации дистанционного обучения. (май-сентябрь 2013 года).

3.   Создания плана дистанционного дополнительного обучения в ОУ района, включение этого плана в договор о сотрудничестве  ДДТ со школами района. (май-сентябрь 2013 года).

4. Как одна из форм комбинированного дистанционного обучения предлагается разработать для каждой школы индивидуальный план проведения опорных периодических мастер-классов, с последующим закреплением полученных результатов в дистанционной форме. Школам будет предложено самостоятельно определиться, в каких направленностях такая форма работа будет иметь востребованный социальный заказ в данном ОУ.

5. Составление списков детей для участия в очно-заочных областных и районных школах разной направленности. Составление плана педагогического сопровождения участников Школ. Включение этого плана в договор о сотрудничестве школ и ДДТ.  (май-сентябрь 2013 года).

Образовательные результаты, полученные в ходе дистанционного обучения, не будут иметь прочного закрепления без подкрепления их в практических мероприятиях. Для устранения этого препятствия ДДТ предлагает школам модель проведения взаимодополняемых, двухсторонних мероприятий.

1. Комплексное занятие с обучающимися «вертушка», проводимое на базе ДДТ его специалистами. Данная форма обучения апробирована и применяется Домом детского творчества в течение ряда лет. По этому принципу построено обучение Студии раннего развития «Солнышко», подобные «вертушки» периодически проводятся в рамках РАЛ и Коммунарских сборов. В 2012-2013 учебном году был проведен первый подобный опыт в МКОУ СОШ с. Каринка. Имеющийся опыт доказывает жизнеспособность и большой потенциал такой формы работы, а кадровый и материально-технический потенциал ДДТ – предполагает возможность к ее реализации. Естественно, качественно реализовать возможности такой работы можно, только если проводить ее периодически, по намеченному и утвержденному плану. Такой план также должен разрабатываться индивидуально для каждого ОУ и учитывать социальный заказ обучающихся и их родителей. (май - октябрь 2013 года).

2. Вторым вариантом практической демонстрации накопленных в результате дистанционного обучения ЗУН может являться мероприятие «День дополнительного образования в школе». Это мероприятие может проводиться 1 раз в четверти или полугодии и иметь тематическую направленность воспитательной работы. Также включается в план работы и отражается в договоре о сотрудничестве между школой и ДДТ. (май-сентябрь 2013 года).

Оба эти варианта предполагают значительные расходы, прежде всего на транспорт. Это проблема остро стоит и во многом определят возможности сотрудничества школ и ДДТ, а также участие обучающихся в различных конкурсных и воспитательных мероприятиях. Проблему эту необходимо решать и здесь мы надеемся на помощь управления образования и Администрации района. И конечно мы очень надеемся на понимание и готовность к сотрудничеству директоров школ района. Хочется их особо поблагодарить за то, что, не взирая на огромную занятость, они всегда с пониманием относятся к нашим просьбам, проявляя при этом стратегическое видение главной задачи: всестороннее развитие и образование наших детей. Мы надеемся, что наше плодотворное сотрудничество будет только укрепляться и расширяться, и поверьте, что если иногда количество конкурсов и мероприятий, проводимых ДДТ кажется чрезмерным, то происходит это не от желания нашего учреждения самоутвердится и заработать лишние баллы, а направлено исключительно на выполнения все той же задачи всестороннего развития детей. Еще раз разрешите поблагодарить вас за понимание и стремление к сотрудничеству, которое мы видим со стороны все руководителей образовательных учреждений и очень его ценим.

С целью более продуманной организации общей работы ДДТ предлагает каждой школе разработать за время летних каникул совместный индивидуальный план работы по линии дополнительного образования. Мы считаем, что все запланированные мероприятия должны быть закреплены в договоре о сотрудничестве, который тоже должен быть индивидуальным с каждой школой. В качестве первого этапа совместной работы по оптимизации дополнительного образования мы просим руководителей ОУ выслать предварительные заявки об организации дополнительного образования в школах вместе с отчетами педагогов дополнительного образования до 25 мая. Возможно, у кого-то к тому времени созреют пожелания по тем формам сотрудничества, о которых я говорил раньше и возникнут вопросы. С удовольствие все это обсудим. Возможно у кого-то есть идеи по созданию новых объединений на базе школ, но останавливает нехватка методических проработок по данному направлению. Методическая служба ДДТ с удовольствием поможет в разработке как новых дополнительных образовательных программ, так и в модернизации старых в свете новых требований. Уровень создания специалистами ДДТ инновационных дополнительных образовательных программ мы проверили своим участием в Областном Форуме ««Открытость. Качество. Развитие.» в этом году, где стали призерами в номинации «Инновационные дополнительные образовательные программы».

  Конечно, новые меры потребуют и новых временных и организационных затрат. Поэтому в новом договоре о сотрудничестве школ и ДДТ мы предлагаем закрепить расширенные полномочия старших педагогов дополнительного образования в школах с соответствующим их материальным стимулированием. Необходимо детальное обсуждение кандидатур эти специалистов по личностным и мотивационным характеристикам. В связи с введением нового административного регламента «по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения бесплатного дополнительного образования детей» со следующего учебного года несколько изменится схема приема воспитанников в объединения дополнительного образования. Полностью этот регламент можно будет прочитать на сайте МКОУДОД  ДДТ. Контроль над соблюдением выполнения предписаний регламента также должен быть осуществлен старшими педагогами дополнительного образования.

  Еще одно направление в воспитательном процессе, которому в последнее время предается большое значение – это военно-патриотическая работа. ДДТ планирует в следующем учебном году организовать 5 объединений дополнительного образования военно-патриотической направленности в с. Бурмакино, Пасегово, Каринка, Филиппово, Селезениха. Будет осуществлен подбор руководителей на местах, эти объединения будут вовлечены в общую парадигму гражданско-патриотической работы, в том числе и в рамках вступающей в силу с 2014 года районной программы «Военно-патриотическое воспитание граждан Кирово-Чепецкого района».

  Хорошо зарекомендовавшей себя формой работы с одаренными детьми мы считаем участие талантливых детей в очно-заочных школах: областной краеведческой и районной предпринимательской. Наши педагоги организационно и образовательно сопровождают слушателей  данных школ.

Выпускниками ОЗКШ в этом году стали 5 воспитанников из школ Посницы, Бурмакино и Полома. 1й год обучения в школе предпринимательства закончили 18 подростков, из них 6 лучших будут награждены дипломами и призами от Лиги предпринимателей на районном празднике «Звонкий голос детства» 18 мая.  С 24 июня 2013 года начнет работа 1й сессии краеведческой школы. Необходимо подобрать кандидатов, желающих заниматься в этой школе в следующем учебном году. Занятия в школе предпринимательства со следующего года планируется ввести в учебный план объединений «Лидер XXI века», с детьми будет целенаправленно заниматься специалист учебного центра службы занятости населения, что, как мы считаем позволит лучше организовать работу школы и избежать некоторых образовательных и организационных недостатков проявившихся в работе Школы в этом учебном году. Возможно, у школ будет запрос на участие своих учеников в других очно-заочных школах действующих в нашей области, мы будем рады обсудить и такую возможность и попытаться найти организационные возможности для ее решения.

Последним, но не по значимости, аспектом сотрудничества и взаимодействия школ и учреждения дополнительного образования является методическая и диагностическая работа. Проектная группа ДДТ в 2013 году начала работать в экспериментальной лаборатории «Проектирование и оценка образовательных результатов освоения дополнительной образовательной программы  дополнительного образования детей» (в рамках федеральной сетевой экспериментальной площадки «Проектирование новой школы»). Экспериментальная работа в данной лаборатории направлена на прогнозирование и правильное определение результатов образовательной деятельности. В работу проектной группы включены педагоги дополнительного образования из пяти школ района. И хотя формально тема работы лаборатории связана с дополнительным образованием, но очевидно, что опыт и знания по диагностике образовательных результатов могут легко проецироваться и на программы общего образования. По этим и другим возникающим методическим вопросам мы с удовольствием будем взаимоконсультироваться со всеми педагогическими работниками школ района.

   Известно, что любое продвижение образовательной системы вперед, на деле означает обязательный отказ от каких-то уже прочно устоявшихся положений, стереотипных норм и требований, устаревших образцов организационно-управленческих и методико-практических действий. Педагогический коллектив Дома детского творчества, с оптимизмом глядя вперед, надеется на установление педагогически плодотворного сотрудничество со школами в интересах обучающихся всех возрастных групп. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 



Предварительный просмотр:

Лобанов А.Н. педагог дополнительного образования

МКОУДОД  ДДТ Кирово-Чепецкого района Кировской области.

«Индивидуальная дополнительная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья «Музыкальное развитие».

   В условиях реформирования нашего общества одним из главных направлений педагогической деятельности является развитие человека, его фундаментальных способностей, обретение им своего места в жизни. Стержнем нового образования является утверждение его гуманистической основы, его переориентация на ценности человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться в интеллектуальном и нравственном отношениях. Гуманистическая основа образования не мыслима без соблюдения равных прав и возможностей для все детей без исключения, невзирая на их место проживания и состояние здоровья. Все основополагающие документы в области реформирования образования прямо указывают на соблюдение равных возможностей. На практике же так получается не всегда. Организационные, педагогические и иные сложности не позволяют полноценно организовать образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности.   Дополнительное образование детей изначально  требует большего внимания к уровню их здоровья. На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности, поэтому задача разработки и внедрения дополнительных образовательных программ использующих идеи здоровьесбережения становится, вдвойне актуальной.

    Разработка индивидуальной дополнительной образовательной программы «Музыкальное развитие» была изначально нацелена на определенного воспитанника, имеющего определенные ограничения по состоянию здоровья, и разработана в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Кировской области» на 2010-2015 годы. Ее  реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач, среди которых и  развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками, а также работа с детьми имеющими ограниченные  возможности здоровья.  Решение этих задач служит является  своевременным и целесообразным, может служить воплощением принципа  доступности получения любого вида образования (в том числе и дополнительного) для всех категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями в здоровье. О незыблемости  этого принципа прямо сказано в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа":«В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».  В 2010 году принятая государственная программа "Доступная среда", направленная на использование современных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами. 

        Диагноз заболеваний обучающегося по индивидуальной образовательной программе «Музыкальное развитие»  бронхиальная астма и нарушение двигательных функций вследствие легкой степени ДЦП. Программа была составлена с таким расчетом, чтобы улучшить состояние здоровья по этим показаниям заболевания. Используя медицинский принцип «не навреди» разработчик программы – педагог дополнительного образования МКОУДОД  ДДТ Кирово-Чепецкого района Лобанов Андрей Николаевич, использовал многократно апробированные упражнения и методики. Для развития дыхательного и голосового аппарата применен  комплекс упражнений на основе дыхательной гимнастки Стрельниковой А.Н. и «Методика лечения бронхиальной  астмы  с помощью обучения пению » по методике  Шарая С.Н.  -  терапевта московской Межведомственной  Клинической больницы № 38 Министерства здравоохранения РФ.  Развитие моторики рук воспитанника осуществляется при помощи комплекса упражнений педагога детской музыкальной школы №14 г. Казани А.А. Фаткуллиной.

 В процессе разработки и реализации программы участвуют следующие субъекты:

 Педагог дополнительного образования – разрабатывает и корректирует  индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов,  проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы.

  Зам. директора по УВР – координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта и законов РФ в сфере образования, содержание примерных основных дополнительных образовательных  программ и учебного плана, определяет временные  границы реализации индивидуальной образовательной программы.

 Директор – утверждает  программу в соответствии с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

 Методический Совет осуществляет экспертизу индивидуальной образовательной программы.

 Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.

 Лечащий врач ребенка – анализирует медицинские последствия упражнений, их влияние на текущее здоровье ребенка, дает консультации по их применению.

Целью данной программы является оказание комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в освоении навыков вокального исполнительства и игре на музыкальных инструментах, улучшение, путем использования специальных методик и упражнений, укрепление здоровья воспитанника и его социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального занятия педагог-воспитанник. Продолжительность занятий 1 академический час,  3 раза в неделю. Темы занятий чередуются по разделам в  форме очного и дистанционного обучения.

- 1 занятие (вокально-дыхательный блок);

- 2 занятие (инструментально-двигательный блок);

- 3 занятие (синтезированный блок).

Практически все темы занятий (кроме сценических репетиций и работы с микрофоном) проводятся как на базе образовательного учреждения, в специально оборудованном кабинете, так и на дому у воспитанника, в случае невозможности  обучающегося посещать занятие. В дистанционной форме занятия проводятся по медицинским показателям.

 В ходе реализации программы были получены позитивные результаты. Главным итогом считаем укрепление здоровья воспитанника, подтвержденное цифровым анализом  посещаемости Клешниной Наташей в 2011-2012 учебном году, цифры показывают процент посещения занятий ребенка по месяцам. Условно мы назвали этот показатель – индексом здоровья.

Самым серьезным заболеванием девочки является бронхиальная астма. Особенно негативно влияют на состояние ее здоровья, периодически возникающие кризисы и обострения. Из

медицинских документов мы взяли периодичность возникновения обострений за время реализации программы.

 

Воспитанник успешно адаптировался в социо-культурной среде учреждения, участвует во всех воспитательных мероприятиях, в сложных постановочных концертах  и мюзиклах. Социальная адаптация выразилась также и в успешном участии Клещниной Наташи в районных и областных творческих конкурсах. Апрель 2012 года – победитель районного смотра-конкурса художественной самодеятельности «Созвездие талантов» в номинации сольное пение, ноябрь 2012 год – 2 место в областном конкурсе православной песни в номинации «Солист». Следует отметить, что все эти конкурсы проводились среди здоровых детей и воспитанник участвовал в них на равных условиях, что полностью соответствует принципам инклюзивности.

Моторика рук ребенка также значительно улучшилась. На первом  году обучения пальцы были разбалансированы, воспитанница исполняла несложные произведения для одной руки. На втором году разучиваемые произведения значительно усложнились, использовался классический репертуар, произведения исполняются двумя руками.

Еще одним позитивным итогом работы по программе стало получение опыта по дистанционной работе с воспитанником, который  можно применять и в работе с обычной категорией обучающихся.

Представленный педагогический опыт имеет широкие возможности для диссимиляции.   В таблице приведены лишь некоторые виды нарушений здоровья у детей, при которых показаны вокальные занятия. Индивидуальная дополнительная образовательная программа  составляется в соответствии с рекомендациями специалистов - врачей. В зависимости от нарушений и ограничений жизнедеятельности выбирается направление индивидуальной работы.

Виды нарушений

Особенности работы с вокалистом

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций).

Вокальные произведения с несложным текстом, обязательная двигательная нагрузка, использование наглядного материала, жестикуляции, позволяющих более точно передать сюжет песни.

Нарушения языковых и речевых функций. Нарушения устной речи: ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия; вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.

Замедление темпа песен, подбор несложных в произношении текстов. Работа над просодикой -  темпо-ритмической стороной речи и над дыханием.

Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности).

Обязательная жестикуляция при работе над песнями, аудиальная работа над текстом, привлечение к занятиям «проводника» - ребенка обладающего хорошим чувством ритма и чистотой интонирования.

Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).

Минимизация двигательного, жестикуля-циионного сопровождения песен, акцент на вокализацию и чистоту интонирования, подбор ритмически несложных вокальных произведений.

Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и пр.

Специальная дыхательная гимнастика, подбор вокальных произведений не несущих большой дыхательной нагрузки

Нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей)

Несложный текст в песнях, средний темп, малая тесситура, позволяющая интонировать в узком рабочем диапазоне. Подбор методик статически-выразительного исполнения.

Список литературы:

  1.  Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,  Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
  2. .Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки».     Критика и музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3
  3. Бриль И. «Практический курс джазовой импровизации» Москва
  4. Вербицкая Н. «Мониторинг результативности учебного процесса» С-П -1997г.
  5. Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций», Москва 1990г.
  6. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.
  7. Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.
  8. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.
  9. Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования».  Москва 2008.
  10. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь».
  11. Куприянов Б.В. (под редакцией Мудрика А.В.) «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей»  Москва 2004г.
  12. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  13. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
  14. Менабени Г.  « Методика обучения сольному пению»
  15. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  16. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
  17. Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.
  18. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
  19. Селевко Г.К. «энциклопедия образовательных технологий»

(том 1-й, 2-й)  Москва НИИ школьных технологий 2006г.