А.П.Чехов "Степь" отрывок из повести
Цель: Изучить отрывок из повести А. П. Чехова «Степь» и определить языковые средства выразительности произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.p.chehov_step.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. 3 класс
А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести).
Тема урока: «Описание природы в степи»
Цель урока: Изучить отрывок из повести А. П. Чехова «Степь» и определить языковые средства выразительности произведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формирование УУД:
способствовать формированию коммуникативных умений;
повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения;
Применяемые ресурсы: справочная литература, компьютер, экран, учебник, выставка книг.
Организация пространства: фронтальный опрос, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам успеха на этом уроке. Займите свои рабочие места.
Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством великого русского писателя Антона Павловича Чехова
Портрет А.П. Чехова (слайд)
Вспомните, какие произведения А. П. Чехова вы знаете?
( выставка книг)
Ребята, вы подготовили сообщение и презентации о жизни и творчестве А.П.
Послушаем вас.
Ребята, понравилась вам презентация?
Какие еще интересные факты из жизни и творчества А. П. Чехова вы можете сообщить?
Итак, обобщим: (слайд)
- писатель
- жанры его произведений
- темы его произведений
Ребята, у меня в руках повесть А. П. Чехова «Степь».
Когда вы будете учиться в старших классах, вы прочитаете повесть целиком, а сегодня мы будем изучать только небольшой отрывок из этой повести.
Урок литературы будет не совсем обычный. Он будет совмещен с окружающим миром.
Итак, тема нашего урока: Описание природы в степи.
Что такое степь? Я предлагаю обсудить этот вопрос в группах по структуре
СИНГ РАУНД РОБИН
(учащиеся проговаривают свои ответы по кругу в течение определенного количества времени)
Ребята, я считаю, что у нас получились не полные ответы. Где можем узнать более полную информацию? (в справочной литературе, в частности в толковом словаре)
Продолжаем работу в группах. У вас на столах – словари С.И. Ожегова. Найдите толкование слова Степь. Как будем искать? - (по алфавиту, буква С)
Итак, сформулируйте вывод: что такое степь? (Слайд: степь)
Молодцы!
Далее снова работаем в группах, применяя обучающую структуру ДЖОТ ТОТС.
Сейчас, вы прослушаете музыкальный фрагмент, где услышите звуки природы и различные природные явления.
Во время прослушивания музыкального фрагмента, вы должны записывать на листочках слова, которые вы услышали и, проговаривая вслух, класть в центр стола (гром, ветер, дождь).
Какое природное явление вы услышали? (гроза)
А какие еще природные явления сопровождают грозу?
Что мы можем увидеть, но не можем услышать? (молнию, тучи)
слайд
Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока и попробуем предположить, о чём же будет отрывок из произведения «Степь»?
(о природе, о грозе и т.д.)
Ребята, верны ли ваши предположения, мы узнаем после прочтения отрывка.
Откройте учебник, с. 162
При чтении отрывка, вам встретятся непонятные слова:
Рогожа, потёмки. Кто сможет объяснить значение этих слов?
Прочитаем в учебнике на с. 164 (слайд)
Физминутка: «Следуй за лидером»
Учащиеся делятся на группы и начинают движения по классу под музыку. Ученик, стоящий первым, показывает движения, остальные повторяют. По команде учителя: «Меняемся», первый ученик встает в конец группы, а следующий за ним, показывает новые движения.
Ребята, мы возвращаемся к нашему тексту. Отрывок из произведения А. П. Чехова «Степь» сложный, поэтому прочитаю вам его я, а вы внимательно следите за моим чтением.
Итак, представьте:
По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию.
Чтение отрывка А. П. Чехова «Степь»
Вам понравился отрывок из повести? Почему же называется «Степь»?
Чьими глазами мы видим приближение грозы?
Свидетелем какого явления природы стал Егорушка?
Какие чувства испытывал Егорушка во время грозы?
Ребята, а какие чувства испытали вы во время прочтения отрывка? Представьте, вы оказались в бескрайней степи, кругом темнота, гремит гром, сверкают молнии. Вам некуда укрыться. Вам будет страшно?
А сейчас попробуем разделить отрывок на части. На сколько частей можно разделить текст? ( Учащиеся работают с текстом)
Слайд: Ночь в степи, молния, ветер, гром, дождь
Молодцы! А теперь посмотрите на экран. Здесь вы видите картины природы.
Ребята, в этом произведении писатель словами, как художник красками, рисует картину грозы. Для этого он использует средства художественной выразительности. Какие это средства выразительности? (олицетворение, сравнения, эпитеты)
Что такое олицетворение?
(слайд)
Найдите олицетворения в тексте.
Работа проводится в группах, по структуре РЕЛЛИ-РОБИН.
(Учащиеся по очереди обмениваются короткими ответами в виде списка)
Подведем итоги. Какое произведение А. П. Чехова вы сегодня изучали?
О чем отрывок?
Какова природа в степи? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы нарисовать картину природы?
Урок закончен. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо.
Домашнее задание: Учебник с. 162-164, выразительное чтение,
Сделать модель обложки и составить план отрывка повести А. П. Чехова «Степь».