Инновации в дополнительном образовании

Рожкова  Екатерина Владимировна

Брощюра по инновационным технологиям в доп.образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshchyury_innovatsii.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Составитель Рожкова Е. В.

                                                                                        Педагог дополнительного образования

                                                   ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                         В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                               

                                                                              г. Верхняя Салда

                                                                                             2017

                                                                                             «Далеко не всё новое прогрессивно.              

                                                                                              Прогрессивно то, что эффективно!»

В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе  образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.

Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребёнка. Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т. к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.

Если в общем образовании ребёнку диктуют, какие предметы и дисциплины ему изучать, то в дополнительном образовании он имеет выбор, и изучает то, что ему интересно, ориентируясь на свое мировоззрение.

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мира преподавания в конкретном детском объединении.

Если для педагога, работающего в традиционной системе, главным были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знания современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Эти же требования предъявляет к педагогу и форма аттестации.

Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования. На базе всего этого существует ряд идей обновления образовательного процесса, которые педагогу рекомендуется применять в образовательном процессе.

- Идея сотворчества педагога и обучающегося;

- Идя содружества = педагог+ребенок+ родитель

- Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;

- Идея воспитания человека своего времени;

- Идея развивающегося педагога и обучающегося;

- Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;

- Идея участия личности в формировании социума.

В процессе профессионального самосовершенствования педагога особое значение, как уже говорилось ранее, имеет его инновационная деятельность. Итак, давайте разберемся с терминами и понятиями, которые необходимо знать педагогу. Итак, первое, что должен знать педагог – это то что объектом инновационного процесса являются дети!

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная деятельность – всякая деятельность, приводящая к существенным изменениям по сравнению с традицией.

Инновационная деятельность педагога зависит:

 1)  от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, которые направлены на совершенствование собственной педагогической деятельности:

- личностные качества (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

- специальные качества ( знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовать эффективные способы их решения).

2)  от существующих в конкретном образовательном учреждении условий:

- благоприятный морально-психологический климат и творческая атмосфера;

- помощь в получении информации об инновационных технологиях;

- финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

- содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;

Инновационная деятельность всегда предшествует инновации. Проще можно сказать, что инновационная деятельность:

- анализ

- поиск

- разработка

- освоение.

Инновация  («NOVATIO» от латинского –обновление, новинка, изменение)-внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация не является инновацией, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользую

Виды инновации:

-организационно – управленческие;

- технико – технологические;

- социально – экономические;

- педагогические;

Из этих видов нас интересует педагогические инновации.

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации – нововведение, новшество, передовой педагогический опыт, новаторство, направленное на совершенствование педагогического процесса.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде :

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Виды педагогических инноваций:

- Идеологические инновации – это обновление сознания, веяниями времени; являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

-Внутрипредметные инновации – это инновации, реализуемые внутри предмета,  что обусловлено спецификой его проведения (освоение новых технологий, создание авторских методических разработок).

- Общеметодические инновации – это внедрение  в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т. д.).

- Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:

1.Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

2.Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

3. Проектные технологии – предполагают включение детей в социально  и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).

4.Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью.

5.Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях

6.Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

7.Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).

8.Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.

9.Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

10.Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.

11.Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

- составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;

- учебные пособия;

- методические разработки;

- интернет выставки и экскурсии;

- модели;

- мультимедийные продукты;

- художественные и творческие работы;

- участие в конференциях;

- работа Web-сайтов педагогов.

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Так как же может педагог себя позиционировать, как ему заявиться на реализацию инноваций? Проанализировав методическую литературу и рекомендации был составлен определенный алгоритм действий педагога.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

- выбор темы  инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и  в соответствии с целью МОУ ДОД  "ДЮЦ", (она же может стать и темой  самообразования педагога);

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка  инновации,  заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана)  инновационной дея¬тельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длитель¬ность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по соб¬ственной авторской программе, предоставляет в  МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление  инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления  с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты" позволяют   оценить   общую результативность инновационной деятельности,   увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия"   позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов  коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать   педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию  по различным инновациям.

"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой  теоретической подготовке.

 "Свободное посещение занятий"  педагога, реализующего инновацию;

- внедрение  инновации (распространение  созданного инновационным путем опыта, новой практики).  

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

        Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

      Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

                                                          Список литературы

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-5-7087-0019-Х.

2. Ксензова, Г.Ю.  перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

3. Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000

4. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков.  – М.:  “Гном-Пресс”,  Московское  городское  педагогическое  общество,  1999.  – 192 с.

5.  Полат  Е.  С.  Новые  педагогические  и  информационные  технологии  в  системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

Использованные материалы Интернет-ресурсов:

1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii

2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии

3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

4.http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php

                                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационная карта инновационной деятельности

педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)

1. Разработчик   ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория,  контактный телефон, адрес  электроннойпочты.____________________________________

2.Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)_____________________________________________

3.Сроки инновационной деятельности_________________________

4. Вид инновации:  локальные (частные, единичные), не связанные между собой;  модульные (блочные),   связанные между собой.___

5. Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов,  другое …)  _______________________

6.Проблема(тема)__________________________________________

7.Цель____________________________________________________

8.Задачи__________________________________________________

9.Сущность инновации_____________________________________

10.Прогнозируемый результат_______________________________

11.Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

- разработка  (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

    - осуществление  инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

     - распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)

12.Представление результатов (подчеркнуть)   мастер - класс,  выступление  на МО,  педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические  рекомендации, разработки  программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.

13.Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности__________

14. Публикации в рамках инновационной деятельности__________

15. Партнерство в рамках инновационной деятельности___________

16. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения_______________________________