Инновации в дополнительном образовании
Брощюра по инновационным технологиям в доп.образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshchyury_innovatsii.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель Рожкова Е. В.
Педагог дополнительного образования
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Верхняя Салда
2017
«Далеко не всё новое прогрессивно.
Прогрессивно то, что эффективно!»
В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребёнка. Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т. к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.
Если в общем образовании ребёнку диктуют, какие предметы и дисциплины ему изучать, то в дополнительном образовании он имеет выбор, и изучает то, что ему интересно, ориентируясь на свое мировоззрение.
Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мира преподавания в конкретном детском объединении.
Если для педагога, работающего в традиционной системе, главным были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знания современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Эти же требования предъявляет к педагогу и форма аттестации.
Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования. На базе всего этого существует ряд идей обновления образовательного процесса, которые педагогу рекомендуется применять в образовательном процессе.
- Идея сотворчества педагога и обучающегося;
- Идя содружества = педагог+ребенок+ родитель
- Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;
- Идея воспитания человека своего времени;
- Идея развивающегося педагога и обучающегося;
- Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
- Идея участия личности в формировании социума.
В процессе профессионального самосовершенствования педагога особое значение, как уже говорилось ранее, имеет его инновационная деятельность. Итак, давайте разберемся с терминами и понятиями, которые необходимо знать педагогу. Итак, первое, что должен знать педагог – это то что объектом инновационного процесса являются дети!
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Инновационная деятельность – всякая деятельность, приводящая к существенным изменениям по сравнению с традицией.
Инновационная деятельность педагога зависит:
1) от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, которые направлены на совершенствование собственной педагогической деятельности:
- личностные качества (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальные качества ( знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовать эффективные способы их решения).
2) от существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
- благоприятный морально-психологический климат и творческая атмосфера;
- помощь в получении информации об инновационных технологиях;
- финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
- содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;
Инновационная деятельность всегда предшествует инновации. Проще можно сказать, что инновационная деятельность:
- анализ
- поиск
- разработка
- освоение.
Инновация («NOVATIO» от латинского –обновление, новинка, изменение)-внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Инновация не является инновацией, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользую
Виды инновации:
-организационно – управленческие;
- технико – технологические;
- социально – экономические;
- педагогические;
Из этих видов нас интересует педагогические инновации.
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации – нововведение, новшество, передовой педагогический опыт, новаторство, направленное на совершенствование педагогического процесса.
По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде :
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Виды педагогических инноваций:
- Идеологические инновации – это обновление сознания, веяниями времени; являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
-Внутрипредметные инновации – это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение новых технологий, создание авторских методических разработок).
- Общеметодические инновации – это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т. д.).
- Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:
1.Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
2.Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
3. Проектные технологии – предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).
4.Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью.
5.Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
6.Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
7.Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).
8.Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.
9.Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
10.Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.
11.Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
- составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;
- учебные пособия;
- методические разработки;
- интернет выставки и экскурсии;
- модели;
- мультимедийные продукты;
- художественные и творческие работы;
- участие в конференциях;
- работа Web-сайтов педагогов.
Источником инновационных идей педагога может служить:
- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
- изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:
-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Так как же может педагог себя позиционировать, как ему заявиться на реализацию инноваций? Проанализировав методическую литературу и рекомендации был составлен определенный алгоритм действий педагога.
Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:
- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МОУ ДОД "ДЮЦ", (она же может стать и темой самообразования педагога);
- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);
-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом
-разработка проекта (программы, плана) инновационной дея¬тельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длитель¬ность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по соб¬ственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;
- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);
- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
"Творческие отчеты" позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;
- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).
Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.
Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Список литературы
1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-5-7087-0019-Х.
2. Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
3. Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000
4. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.
Использованные материалы Интернет-ресурсов:
1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii
2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии
3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php
4.http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология
5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационная карта инновационной деятельности
педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)
1. Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электроннойпочты.____________________________________
2.Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)_____________________________________________
3.Сроки инновационной деятельности_________________________
4. Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.___
5. Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) _______________________
6.Проблема(тема)__________________________________________
7.Цель____________________________________________________
8.Задачи__________________________________________________
9.Сущность инновации_____________________________________
10.Прогнозируемый результат_______________________________
11.Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
- разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);
- осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);
- распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)
12.Представление результатов (подчеркнуть) мастер - класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.
13.Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности__________
14. Публикации в рамках инновационной деятельности__________
15. Партнерство в рамках инновационной деятельности___________
16. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения_______________________________
- Мне нравится (1)