Воспитание духовности через социальное проектирование

Труфанова Алёна Владимировна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание  духовности

 через социальное проектирование

        Социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества.

Духовное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины

        Сегодня социальное проектирование дает большой опыт детям, помогает им связать представления, полученные на занятиях, с реальной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах района, города.

Я как методист и сейчас исполняющий обязанности директора вижу, как работает наша организация именно с проектами, которые помогают нам развивать и выстраивать отношения педагогов между собой, с учащимися, родителями. Позитивной чертой социального проектирования является и то, что все: и учащиеся, и родители, педагоги, могут увидеть результаты через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме проекта.

В Центре детского творчества «Восход» инициативными группами учащихся, родителей и педагогов с 2016 года были реализованы несколько социальных проектов в рамках городского фестиваля детских социально значимых инициатив «Будущее зависит от меня» в номинации «Город на детской ладони»: «В Контакте», «Родина Сибирская моя» и «Город, который нельзя не любить».  В этом году мы выбрали новую номинацию «Театр доходит до сердец, чтобы зажечь живое чувство». И творческой группой готовим театральное представление, которое с нетерпением ждут наши друзья-партнёры: это школа для слабовидящих детей №8, школа-интернат №20 для детей с ДЦП, д/сады. С помощью данных проектов мы стараемся воспитать духовные чувства к людям, нашему городу, нашим достопримечательностям. 

         Последовательно в наших проектах были пройдены все этапы.  Главную роль в проектах играют дети. Каждый учащийся смог выбрать себе любую роль (сценариста, журналиста, художника-оформителя), даже если он сначала не определился, смог попробовать в любом жанре и оценить свои возможности. А сегодня в данном проекте «Театр» наставником является педагог - организатор, но по профессии –актёр.

Первый шаг в нашей работы- выбор проблемы.

  • важность проблемы;
  • актуальность;
  • возможность частично или полностью её реализации силами коллектива.

                 Следующий очень важный этап – это сбор информации. Социологические опросы, сбор материалов СМИ. Это позволило принять участие в решении актуальных социальных вопросов на уровне не только своего учреждения, но и других образовательных учреждений города. При решении проблем, решаемых в наших проектах, дети сотрудничают с различными образовательными учреждениями: школами, детскими садами.

               Очень хорошо, когда над данным проектом работает большой коллектив, это как практическое занятие, дающее огромный опыт в решении сложных социальных задач.

Подробнее я хочу остановится на социальном проекте для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который реализуется внутри нашего образовательного учреждения «Работа всякая нужна, работа всякая важна». Цель проекта: Знакомство детей с различными профессиями и формирование у детей первых трудовых навыков. Поэтому необходимо найти пути и формы ознакомления с трудом взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее удачные для влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Очень важно, как знакомство с профессиями доводится до сознания детей, какими приемами пользуется педагог. Наиболее удачны и убедительны живые образы, настоящий пример профессий взрослых. Наглядно воспринятое требует дальнейших бесед: с помощью рассказов педагога уточняются, закрепляются, и дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Этапы реализации проекта:

I этап -подготовительный (накопление знаний).

1. Определение цели и задач проекта;

2. Разработка плана реализации проекта;

3. Подбор игрового материала (вопросы для викторины, загадки для реализации проекта);

4. Подбор иллюстраций.

5. Методическая помощь родителям.

II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями).
Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми. Важно определить роль родителей в проекте, т.к.  имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
1. Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
2. Консультации по теме проекта.

 3.Разработка плана мероприятия.

 4.Встреча с родителями, представляющих определённую профессию.

 В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

Для реализации задач используются технологии активизации мыслительной деятельности: проблемные ситуации, активные методы, включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, физкультурные).

Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря. Игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

Изобразительная деятельность и художественное творчество:

 Выставки детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна».
В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно-ролевые игры. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.

Декабрь-знакомство с профессией «полицейский»;

Март- знакомство с профессией «пожарный»;

Май- знакомство с профессией «кинолог».


III этап – заключительный (результат).

На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы. Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность педагогов, детей и родителей.

           Социально значимые проекты объединили в конкретном деле учащихся, родителей, педагогов, этот процесс имеет серьёзный воспитательный характер.

Заключение

Участие в социальных проектах показало учащимся важность данной работы, необходимость разбираться в трудных вопросах современного общества и находить пути решения.  Технология проектов помогла детям осознано заняться социальным проектированием, почувствовать особую важность, полезность дела, сформировать исследовательские компетентности, узнать и взять на вооружение алгоритм решения любой социальной проблемы, которая может в дальнейшем встретиться в жизни. Крайне важным явился принцип добровольности работы учащихся, признание их права определить центральную проблему проекта и выявить путь ее разрешения.