Рефлексия: заключительный этап урока. Методическая разработка
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Свиблово»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
(методические рекомендации)
Разработала:
педагог дополнительногообразования
Тригубкина А.Г.
Москва -2018
Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).
2. Рефлексия деятельности
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
- эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
- рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать следующее:
- возрастные особенности учащихся;
- особенности предмета;
- состав класса;
- тему и тип урока;
- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
В структуре интерактивного урока этап подведения итогов и рефлексии занимает 25% времени, то есть 10-12 минут (по Е. Пометун). Однако, учитывая особенности занятия целесообразно применение таких приемов рефлексии, которые занимают не более 5 минут времени на уроке.
Приемы рефлексии.
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, например, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Или рефлексивный прием «Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками - вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока плакат «Мое разноцветное настроение».
Творческим является следующий рефлексивный прием – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
Для старшеклассников необходимо использовать более сложные приемы рефлексии. Например, можно предложить им оценить свою работу на том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «like». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.
На уроке литературы старшеклассникам предлагаются несколько известных литературных высказываний, дабы ребята соотнесли их со своим эмоциональным состоянием на исходе урока.
Также эффективным является прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:
- Раздражение
- Злость
- Радость
- Равнодушие.
- Удовлетворение
- Вдохновение
- Скука.
- Тревога.
- Покой.
- Уверенность
- Неуверенность.
- Наслаждение.
Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:
- «Я узнал(а) много нового»;
- «Мне это пригодится в жизни»;
- «На уроке было над чем подумать»;
- «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
- «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».
Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.
Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Рефлексия в форме анкетирования позволяет в конце урока осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.
Состояние | +1 | 0 | -1 | Состояние |
Интерес | Скука | |||
Азарт | Апатия | |||
Защищенность | Беззащитность | |||
Самостоятельность | Подчиненность | |||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | |||
Чувство успеха | Чувство неудачи | |||
Радость общения | Чувство одиночества | |||
Уверенность | Неуверенность | |||
Подъем настроения | Спад настроения | |||
Чувство новизны | Ощущение стандартности |
Индекс удовлетворенности:
- от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
- от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
- от 0,6 и выше – высокий.
Рефлексия учащимися деятельности на уроке.
В качестве рефлексивного приема используется небольшая анкета, в которой
учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным ___________________ скучным.
2.Я научился
многому _______________________ малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно __________________ невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто _________________________ редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен ______________________ не доволен.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Островерхова Н.М. Аналіз уроку: концепції, методики, технології. [Текст] / Островерхова Надія Міхайлівна. – К: Фірма «Інкос», 2003. – 352 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Селевко Герман Константинович. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Карнаухова Л.О. «Модне» слово «рефлексія». Що це таке та як ії організувати / Карнаухова Л.О. // Хімія. – 2012. – № 6. – с.2-5.
- Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/313034
- Пометун Олена. Інтерактивні методики та система навчання [Текст] / Пометун Олена. – К.: Шкільний світ, 2007. – 112 с.